0/5

Учимся на чужих ошибках: чего не стоит делать стартапам

Учимся на чужих ошибках: чего не стоит делать стартапам
время публикации: 11:27  24 сентября 2015 года
Теги: стартап
Стартапы очень часто терпят неудачу. И это абсолютно нормальная практика. Иначе все бы мнили себя успешными предпринимателями и инвесторами, способными оценить риски со 100%-ой точностью. Не все из нас успешные предприниматели и гениальные инвесторы, но некоторых очевидных ошибок все-таки можно избежать.

Прогореть на инвестировании в стартапы - абсолютно нормальная практика. Редко когда можно предсказать, какой из проектов способен в разы увеличить вложенные средства, а какой, наоборот, оставит с носом. Историей о том, как кто-то основал свой бизнес и ушел в глубокий ноль, тоже мало кого удивишь. Но, как говорится, мудрый человек учится на своих ошибках. О них и рассказал Во Ягмэ, глава направления «Бизнес и Технологии» в компании Cooley LLP и эксперт в области стартапов и венчурных инвестиций:

«Я долго работаю в данной сфере. И каких только историй со мной не случалось. У меня даже есть один знакомый инвестор, который назвал свой первый Ferrari в честь своего первого стартапа, на котором он прогорел. Он рассказал мне, что на ошибках он многому научился. Это был его так называемый «aha-момент». Такая история случилась и со мной.

Совсем недавно один из стартапов, с которым я работал, столкнулся с непреодолимым барьером и скоропостижно скончался. Для начала стоит сообщить, что прогоревший стартап был первым проектом его основателя. И, как многие до него, на начальном этапе своего развития он смог привлечь несколько миллионов долларов под залог привилегированных акций в своем проекте. Их держатели, естественно, не имели права голоса, а сам стартапер продолжал развиваться автономно. Однако инвесторы при случае могли запретить продажу бизнеса в случае несогласованности в цене.

За несколько месяцев до своей будущей кончины в стартап безрезультатно пытались привлечь инвестиции на этапе финансирования. Однако этого добиться так и не удалось. Проект решили продать. На горизонте даже появился один потенциальный покупатель, который заинтересовался в услугах, который данный стартап предлагал своим пользователям.

Но, к сожалению, предлагаемая ими цена была ниже номинальной стоимости конвертируемых облигаций и гораздо ниже предписанных дивидендов, которые необходимо было выплатить по привилегированным акциям. Ясно, что держатели таких акций не одобрили сделку.

И тогда основатели попали в тупик. Им необходимо было продать бизнес, а вырученные средства направить на амортизацию долга. Все, что нужно было сделать в такой ситуации, - это собраться всем вместе за круглым столом и постараться решить проблему.  Но этого не случилось.

Учимся на чужих ошибках: чего не стоит делать стартапам

А вот, собственно, и лайфхаки, которые я усвоил из всей этой истории:


1.    Снимайте розовые очки

Необузданная страсть и безграничный энтузиазм в работе – отличительная черта любого «великого» стартапера. Такие люди зачастую отказываются верить в суровую реальность. Они продолжают следовать голосу в своей голове. Казалось бы, проект развивается, а инвесторы все равно не становятся в очередь с мешками денег. Одновременно с этим стартаперы, нацеленные на привлечение инвестиций, не оптимизируют свои расходы и не строят долгосрочные планы развития. Полностью сконцентрировавшись на одной-единственной цели «привлечь инвесторов», они игнорируют другие важные моменты в ведении бизнеса.

Представ перед потенциальными инвесторами, они демонстрируют картину, которая далека от реальности. И в результате, когда эта самая суровая реальность берет вверх, инвесторы уже теряют какой-либо интерес к проекту, а стартаперы остаются у разбитого корыта. И, к сожалению, нет ничего сложнее и важнее попыток  заработать авторитет с уже практически мертвым бизнесом.

Я, конечно же, не советую никому полностью отказываться от энтузиазма в работе. Здесь напрашивается совершенно другой вывод. Выступая перед вашими инвесторами, снимите уже эти розовые очки. Будьте более объективны, честно расскажите о своих взлетах и падениях, об успехах и проблемах бизнеса, его сильных и слабых сторонах. В таком случае, даже будучи на грани закрытия, вы можете надеться на то, что кто-то из инвесторов захочет рискнуть и вложиться в ваше дело.


2.    Делиться, делиться и еще раз делиться

Нет ничего удивительного в том, что зачастую стартаперы предпочитают делиться только хорошими новостями и рассказывать об очередных своих достижениях. Но делиться плохими новостями порой также важно. Информационный вакуум, состоящий сплошь из хороших новостей, будет очень сложно преодолеть, когда вам понадобится помощь инвесторов.

Во-первых, никто не хочет ошарашить инвесторов плохими новостями. Удивить хорошими новостями – вот это другое дело. Но не плохими. Во-вторых, если вы не сообщаете инвестору о своих проблемах, вы не только собственными руками изолируете себя от других идей, но и лишаете самого инвестора законного права голоса в ведении бизнеса. Если инвесторы хотят помочь, они помогут. Ну а если вы сами лишаете их этой возможности, то они начнут думать, что проблема – ваших рук дело.

К сожалению, основатели стартапа, который я привел в пример, перестали делиться информацией со своими инвесторами. Все, что они делали, - это спорили, каким лучше путем пойти, чтобы выйти из временного кризиса. В итоге собственная жадность и нежелание донести до инвесторов правду сыграли с ними злую шутку.
Это стало для них роковой ошибкой. Порой стоит преодолеть излишнюю эмоциональность и начать рассуждать здраво.

Учимся на чужих ошибках: чего не стоит делать стартапам


3.    Знайте инвесторов в лицо

Я всегда удивлялся тому факту, как мало внимания стартаперы и инвесторы уделяют возможности узнать друг друга получше. Здесь стоит выделить два важных аспекта. Во-первых, будьте внимательны, принимая чужие деньги. Во-вторых, оцените реальный опыт инвестора.

В первом случае стоит навести справки о вашем будущем инвесторе, постарайтесь узнать о нем как можно больше информации. В случае необходимости спросите напрямую о его практическом опыте. Может, он сам не особо разбирается в своем деле и вкладывает деньги направо и налево. Сделайте все возможное, чтобы узнать о его прошлых сделках и понять, что ваш инвестор из себя представляет.

Как говорится, легко быть хорошим инвестором, когда ваши инвестиции оправдывают себя, и легко быть плохим, когда случается наоборот. И в таких случаях стоит задаться определенными вопросами: как инвестор ведет себя в сложных ситуациях? способен ли он помочь вашему бизнесу или предпочитает сразу покинуть тонущий корабль? Вот самое главное, что вы должны узнать о своем «вкладчике».

Ответы на эти вопросы вы сможете получить только будучи в активном диалоге со своим партнером по бизнесу. В приведенном мною примере инвесторы показали  себя как абсолютно неадекватные люди. И мы уже знаем, чем закончилась эта история. 

Однако это не значит, что ответственность ложится только на инвесторов. Бизнес – это мост, который должен строиться с двух сторон. И тут свои усилия должны приложить как стартаперы, так и инвесторы.

Автор Бо Ягмэ
Перевод Изабеллы Кодзоковой
Источник Techcrunch



0
Реклама на New Retail. Медиакит