Один против торгового центра: как арендодатель выживает арендатора (Москва, наши дни)
время публикации: 10:00 25 октября 2017 года
Главное фото: Meat&Fish
Далеко не все правовые отношения между арендодателем и арендатором в торговых центрах отрегулированы государством. В них есть пробелы. И несмотря на то, что государство, президент и правительство говорят, что малый и средний бизнес надо защищать, предприниматели перед лицом крупных компаний остаются совершенно беззащитными.
В чем суть? А суть в том, что крупная компания располагает огромным штатом сотрудников – это охранники, юристы, консалтинговые компании, которые их обслуживают. В отличие от малого и среднего бизнеса, где такого ресурса просто нет. И сталкиваясь с крупными компаниями в правовом поле, малый и средний бизнес, если закон не на его стороне, неизбежно проигрывает. И крупные компании этим пользуются.
Против Майкла Тайсона
Арендатор в торговых центрах практически бесправен. Потому что он не в силах проверить сложносочиненный договор аренды, при этом арендодатель может когда угодно, без всяких актов и бумаг перекрыть воду в ресторане, давить на ресторатора, а, имея охрану, может запросто выставить его не только из собственного ресторана, но и из торгового центра.
В таком случае государство и государственные органы говорят, что это спор двух юридических лиц, но в суде предпринимателю не выиграть дело, по той причине, что два юридических лица имеют в этом случае разный вес. Это то же самое, что выставить на ринг десятилетнего мальчика против Майкла Тайсона, и сказать: «Вы на ринге, боксируйте как сможете». И я считаю, что государство должно рассмотреть этот вопрос и найти инструменты урегулирования данных правоотношений, которые в данном случае никак не регулируются.
Ситуация
Подтверждение тому ситуация, которая случилась в ресторане Meat&Fish в ТРЦ «Афимолл-сити». Как известно ТРЦ «Афимолл-сити» построен с нарушениями. Например, в нем есть несколько примыкающих к друг другу зданий, между которыми все время идут протечки. Во время ливня или весной, когда начинается оттепель, здание «Афимолла» протекает как решето: вода течет отовсюду; она льется на парковку, на головы посетителям в открытых атриумах, коридорах и в ресторанах. И это ситуация, к которой все давно привыкли. Однако, «Афимолл-сити» еще ни разу никому не заплатил компенсацию за то, что в его помещении от протечек страдают арендаторы, в том числе, рестораторы.
Арендатор не может доказать факт протечки, чтобы это сделать ему надо провести независимую экспертизу, надо попасть в помещение, где находится администрация торгового центра, куда, как правило, не пускают. Вот и получается, что доказать вину арендодателя практически невозможно. И это снова неравное противоборство.
Ищите протечку
Недавно «Афимолл-сити» по какой-то причине взъелся на ресторан Meat&Fish и после того, как в магазине, находящемся под ним на четвертом этаже, в очередной раз за семь лет с момента открытия торгового центра, полилась вода, администрация решила закрыть ресторан Meat&Fish. 10 октября в ресторан примчался главный инженер и сказал, что в магазине под нами льется вода и необходимо немедленно найти протечку. Директор и менеджер ресторана бросились ее искать, но ничего не обнаружили, о чем и сказали главному инженеру. На что инженер ответил: закрывайте ресторан, вызывайте аварийную бригаду и ищите протечку.
Возражений от директора ресторана не было, но он потребовал у администрации предъявить письменное предписание на эти действия и акты. Так как ресторан – коммерческая организация, он не может просто так, будучи на территории торгового центра, закрыться, потратить деньги на вызов аварийной бригады, ему надо отчитываться о своих действиях, в том числе и перед собственником бизнеса. Но главный инженер лишь повысил голос на директора ресторана и ушел.
На следующее утро, обнаружив, что в магазине снизу по-прежнему течет вода, возмущенный главный инженер влетел в заведение, повесил пломбу на водяные гребенки и поставил на вход в ресторан охрану. На вопросы руководства ресторана – где письменное предписание о закрытии ресторана, где обоснование и почему охрана не пускает гостей в ресторан, – ничего конкретного не прозвучало. Директор ресторана немедленно написал письмо в администрацию торгового центра с требованием открыть ресторан, начал задавать вопросы, но в приемной его развернули, а письмо оставили, даже не расписавшись о его принятии.
Директор ресторана вызвал аварийную бригаду; стали искать протечку. Надо сказать, что ресторану Meat&Fish семь лет и найти источники воды достаточно тяжело; большая часть труб забетонирована или скрыта, впрочем, сам «Афимолл-сити» в свое время принял все эти трубы. Помимо труб, работники ресторана проверили все краны, и разобрали все оборудование. Протечки не было. Вечером того же дня мы заявили об этом «Афимоллу-сити». Утром 12 октября была проведена опрессовка труб, после чего в 11 часов утра ресторан был открыт. Ресторан не работал сутки, и мы понесли многомиллионные убытки: из аквариума были списаны морепродукты, кухня списала заготовки, были отменены банкеты и бронь на столы.
Мы понесли финансовые и репутационные убытки. Однако ТЦ отказался подтвердить каким-либо образом факт закрытия ресторана. Несмотря на все наши письменные и устные требования, несмотря на фотографии опломбированных водных гребенок, а также охранника на входе, который стоял и не пускал в заведение наших гостей, нам не дали никаких бумаг, предписаний или подтверждений факта закрытия ресторана. В ответ на наши жалобы нам сказали: обращайтесь в суд.
Фото предоставлено рестораном Meat&Fish
Продолжение...
После дождя, который прошел 18 октября, магазин, находящийся этажом ниже под Meat&Fish, снова залило. И главный инженер снова опечатал водные гребенки и закрыл ресторан. Сказав, что мы не сдали ему опрессовку оборудования. Но мы все сдали – по всем СНиПам, по всем нормам; у нас есть заключение аварийной бригады, у нас есть все бумаги и мы готовы все это предоставить. «Нет, – ответили нам, – нам они не нравятся». Над рестораном издевались в течении суток, несмотря на все требования, жалобы и протесты, а также звонки и письма управляющего. Мы многократно пытались показать, что все трубы у нас опрессованы, что нигде ничего не течет, но главному инженеру было наплевать. Он говорил на повышенных тонах: пока вода будет литься, ресторан не будет работать.
19 октября мы наняли рабочих и закупили трубы, и за одну ночь они переложили все трубы в ресторане так, что все, что было забетонировано в пол или стены, было выведено наверх так, чтобы продемонстрировать главному инженеру, что у нас в принципе ничего течь не может. На следующий день, 20 октября, после многочисленных проверок, придирок и попыток что-то найти, в 16 часов ресторан был открыт. Все это время работники ресторана спускались в магазин и наблюдали за течью, которая продолжалась. И все это время, вплоть до открытия ресторана, течь только усиливалась. Все это зафиксировано на фото- и видеосъемке, а также во всех документах.
21 октября беспредел продолжился – администрация ТРЦ «Афимолл-сити» предъявила нам документы – акты о нарушении рестораном режима работы торгового центра, где указано, что ресторан не работал в то время, когда его закрыли, а это является существенным нарушением, за которое нам грозит не только крупный штраф, но и расторжение договора аренды. 23 октября «Афимолл-сити» по-прежнему заваливает ресторан Meat&Fish актами о новых мифических нарушениях. Магазин под нами продолжает заливать, хотя с момента опрессовки оборудования в нашем ресторане прошло 5 суток.
Однако «Афимолл-сити» опять ни за что не отвечает. Более того сотрудники «Афимолла-сити» в приватной беседе сообщили нам, что, если мы начнем об этом рассказывать, нас вообще выкинут, замучают штрафами и найдут основания для выселения из торгового центра.
Все в суд!
Конечно ресторан может обратиться в суд, но по сути он, как правило, ничего доказать не сможет. Это показала вся практика предыдущих судов ресторанов с «Афимоллом-сити». Ни разу никто ничего у «Афимолла-сити» не отсудил. Судиться с противником, который не пускает в свои служебные помещения, располагает охраной и возможностью физически воздействовать с помощью своих сотрудников на арендаторов практически невозможно.
Арендодатель будет всегда прав. Потому что законодательство устроено таким образом, что в данном случае, бизнесмен из малого или среднего бизнеса в суде по возможностям равен обычному физическому лицу. Только физическое лицо государство защищает, а бизнесмена оставляет наедине с сильным противником. Поэтому у бизнесмена нет ни рычагов влияния на данную ситуацию, ни защиты от произвола администрации торгового центра.
И государство должно вмешаться в эту проблему, чтобы найти механизмы защиты, урегулировать ее и встать на защиту малого и среднего бизнеса в нашей стране, ведь выходит так, что коснуться сейчас она может каждого.
Сергей Миронов – ресторатор, владелец сети ресторанов Мясо&Рыба
владелец агентства по оптимизации ресторанного бизнеса «РестКонсалт»
0
Последние новости
Самое популярное
- Эксперты озвучили тренды в ритейле на 2024-2025 годы
- Лояльность — золото e-com: как персонализация и дополнительные услуги влияют на ...
- Как выбрать PIM-систему
- Как выстроить партнерскую систему отношений в логистике ритейла
- Как сделать физический продукт с нуля в 2024 году, если есть только идея (опыт с...