Онлайн-кассы в 2018 году: страшилки и послабления
время публикации: 10:00 29 января 2018 года
Одним из важнейших нововведений 2017 года стало введение нового формата кассового оборудования. Внедрили, отдышались и…внедрять дальше, ведь 2018 год станет продолжением этого процесса. Александр Куроптев руководитель проекта по внедрению решений для онлайн-касс платежного сервиса «Яндекс.Касса» рассказывает о том, что нас ждет.
На фото: Александр Куроптев, сервис «Яндекс.Касса»
2017 год прошёл для рынка электронной торговли под флагом больших перемен и неопределённости, связанной с изменениями в 54-ФЗ. Интернет-предпринимателям пришлось столкнуться с понятиями, когда-то от них очень далёкими: ККТ, ОФД, ФН, ФР. Некоторые темы, по моим наблюдениям, вызывали особенно жаркие споры:
- какую кассу выбрать и как интегрировать её со своим интернет-магазином?
- где купить фискальный накопитель «не по спекулятивной цене»?
- кто же всё-таки должен пробивать чеки, если оплата идёт через платежных агрегаторов?
- можно ли использовать одну кассу сразу для всех курьеров?
- есть ли легальная возможность работать вообще без кассы?
Ответы на все эти вопросы нашлись еще в 2017-м. И в целом уже пройден длинный путь: появилось много сервисов, облегчающих интернет-магазинам работу с кассами, число самих касс в реестре перевалило за 100 штук, а количество ОФД приближается к 20. Но это не повод думать, что в 2018 наступит некоторое затишье и можно будет перевести дух.
Давайте посмотрим, что нас с вами ждёт.
Изменится 54-ФЗ – снова
Сейчас на рассмотрении в Госдуме находятся 8 законопроектов о внесении изменений в этот закон. Многие из них дублируют друг друга, так как вносились разными депутатами Госдумы или Законодательных собраний субъектов федерации.
Чаще всего депутаты просят отсрочить необходимость применения ККТ для отдельных видов бизнеса – кто-то говорит об отсрочке до 1 июля 2019, а кто-то даже до 1 января 2021.
К сожалению, всё это не касается электронной торговли – в основном речь идет об организациях на ЕНВД, а также об ИП на ЕНВД и патенте.
Но есть и релевантные проекты. Самый интересный для участников рынка интернет-торговли законопроект предложил председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. Этот законопроект уже одобрен ФНС, и, по некоторой информации, его поддерживают Минфин и несколько бизнес-ассоциаций. Я неспроста заостряю на этом внимание – такой уровень поддержки говорит о высокой вероятности принятия законопроекта в неизменном виде, а значит к нему стоит внимательно присмотреться. Остановлюсь на деталях законопроекта подробнее.
ККТ потребуется для любых расчетов в безналичной форме
Документ предлагает заменить в законе фразу о применении ККТ «при наличных денежных расчётах или расчётах с применением электронного средства платежа» на текст о применении кассы «при расчётах на территории РФ». Термин «электронное средство платежа» предлагается заменить на «расчёты в безналичной форме». Такие замены позволят устранить все спекуляции на тему того, при каких видах платежей необходимо применять ККТ, а при каких нет, – ККТ должна применяться при любых наличных и безналичных расчётах на территории РФ.
Прояснится, когда именно отправлять чек
Также законопроект Андрея Макарова поясняет, в какой момент необходимо направить клиенту чек, если магазин не получает уведомления о принятой оплате в режиме онлайн.
О каких ситуациях идет речь? Например, когда оплата приходит банковским переводом на расчётный счёт продавца. В этом случае законопроект предписывает направлять электронный чек до момента передачи товара или начала выполнения работы/оказания услуги. Бумажный чек, при необходимости, выдаётся вместе с товаром или при первом контакте с клиентом (опять же, если речь идёт о выполнении работ или оказании услуг).
Важно: чек должен быть направлен не позднее следующего дня после поступления денег от покупателя на расчётный счёт продавца или исполнителя. На этом самые важные изменения в части интернет-торговли, которые может привнести законопроект Андрея Макарова, заканчиваются – теперь расскажу о других нововведениях.
Начнут наказывать за несоблюдение требований 54-ФЗ
Достоверно не известно, какая доля интернет-магазинов уже перешла на работу по 54-ФЗ. Оценки экспертов на этот счёт разнятся, но большинство из них лежит в диапазоне 30%-50% от числа всех торговых онлайн-площадок. К счастью, пока никто не наказывает магазины, которые вопреки правилам работают без касс, но это вопрос времени (напомню, что за неприменение ККТ штраф может доходить до полной суммы расчета, но не менее 30 тыс рублей).
Некоторые связывают такие затянувшиеся послабления с нежеланием властей еще больше напугать бизнес, тем более в такой год, как этот. В любом случае, инструментов выявления нарушителей у ФНС хватает: от народного контроля до сверки списка ИНН предприятий, ведущих хозяйственную деятельность, со списком ИНН, на которые зарегистрированы кассы. Так что есть все основания полагать, что в 2018 году нас ждёт большая волна перехода интернет-магазинов на работу по 54-ФЗ, а значит и высокий спрос на различные решения для бизнеса, делающие этот переход проще и дешевле.
Читайте также: Осторожно, накажут! Запрещенные приёмы с ККТ
Станет проще поставить кассу на учёт
Сейчас от покупки ККТ до начала её работы бизнесмену необходимо пройти большой путь: настроить ККТ, зарегистрировать её в ФНС, заключить договор с ОФД и т.д. Со стороны бизнеса формируется настойчивый запрос на упрощение этой процедуры. Уже появляются сервисы, позволяющие упростить подключение касс (например, совместный сервис от Яндекс.ОФД, МодульКассы и Дримкас). В следующем году, наверняка, появятся сервисы, которые позволят подключать кассу по формуле plug-and-play – тогда этот процесс станет не намного сложнее подключения принтера.
Снизится стоимость работы по 54-ФЗ
Накануне 1 июля 2017 года на рынке было всего несколько сервисов, упрощающих интернет-бизнесу переход на работу с новыми кассами. Годовая стоимость их использования колебалась в диапазоне 30-40 тысяч рублей. С тех пор число решений ощутимо выросло, и ценовое предложение стало разнообразней.
Уже сейчас можно найти программное обеспечение, которое позволяет за несколько простых шагов интегрировать со своим интернет-магазином даже самую дешёвую кассу. В этом случае тех же 30-40 тысяч хватит уже не на годовую подписку на аренду, а на покупку кассы, оплату стоимости сервиса, ежегодную замену фискального накопителя, а также на оплату стоимости ОФД в течение трёх лет.
К примеру, годовая аренда софта от Business.ru, с которым Яндекс.Касса недавно проинтегрировалась, составит 3600 рублей в год для клиентов Я.Кассы При этом можно будет использовать один кассовый аппарат для выдачи чеков и в офлайн-магазине, и в интернете.
Появятся новые форматы фискальных документов
Под форматом фискальных документов (ФФД) понимают перечень и собственно формат представления информации на кассовом чеке. 1 января 2019 года перестанут действовать так называемые «тестовые» форматы фискальных документов версии 1.0 – сейчас именно этот формат использует большинство магазинов.
Это значит, что в течение 2018 года всем торговым площадкам придется перейти либо на ФФД 1.05 («переходные»), срок действия которых пока не определён, либо сразу на ФФД 1.1 («конечные»).
Для этого потребуется наладить передачу в ККТ дополнительных параметров:
- в ФФД 1.05 магазинам нужно выделять в чеке суммы, которые были внесены в качестве предоплаты или аванса;
- в ФФД 1.1 требуется указывать признак способа расчёта (предоплата, аванс, полный расчёт, продажа в кредит и т.д.) и предмета расчёта (товар, работа, услуга, подакцизный товар и т.д.).
Многие предприниматели не хранят такие данные даже в своей CMS – теперь же их придётся не только хранить, но и передавать в ККТ в требуемом формате. Для этого СMS нужно сделать доработки (чтобы была возможность добавлять в карточку каждого продукта новые признаки: например, «товар» или «услуга»).
Кроме того, платежные сервисы должны будут научиться передавать эти параметры в ККТ. Кажется, дел много, но на самом деле, ни то, ни другое – не rocket science, так что затруднений вызвать не должно.
Начнется создание единого каталога товаров
В самом конце прошлого года министр промышленности и торговли Денис Мантуров анонсировал создание единого каталога потребительских товаров в России. Он будет интегрирован с принятой во всем мире системой маркировки штрих-кодами.
Создание такого каталога – закономерный и давно ожидаемый шаг в связи с переводом бизнеса на онлайн-кассы. Информация о продажах собирается в онлайне уже сейчас, но работать с ней практически невозможно: разные магазины называют одни и те же товары совершенно по-разному – иногда после чтения чеков начинаешь думать, что магазины соревнуются в креативности, называя одинаковые товары по-разному.
Стандартизация откроет удивительные возможности для сбора статистики, которая будет одинаково интересна и государству, и бизнесу – можно будет анализировать данные по продажам определенной группы товаров не только в своем регионе, но и в других, планируя экспансию и маркетинг. Правда, полного каталога в этом году вряд ли стоит ждать, а вот отдельные категории теоретически уже могут быть унифицированы (например, то, что подлежит маркировке).
Александр Куроптев
руководитель проекта по внедрению решений для онлайн-касс платежного сервиса «Яндекс.Касса»
0
Последние новости
Самое популярное
- Шокирующие прогнозы и тренды в ритейле на 2025 год для «Лемана Про», «ВсеИнструм...
- Поколение дефицита против поколения потребления: как меняется поведение представ...
- Самые громкие кибератаки и утечки данных в ритейле в 2024
- Маркетплейсы в ритейле: дополнительный канал продаж, рекламная витрина или агрес...
- Мобильная аналитика в e-commerce: как анализировать поведение покупателей для ро...