0/5

Точки фокуса и акцентное освещение как инструменты мерчандайзинга

Точки фокуса и акцентное освещение как инструменты мерчандайзинга
время публикации: 10:00  13 августа 2018 года
Задачи визуального мерчандайзинга – закрепить маршрут покупателя, заданный планировкой торгового зала магазина, прогреть «холодные» зоны, увеличить средний чек.
Николай Петров

На фото: Николай Петров, автор блога «Записки светотехника».

Акцентное освещение усиливает точки фокуса в торговом зале, увеличивает время нахождения покупателя, и, как следствие, средний чек.

Давайте разберемся, что такое точки фокуса и как их усилить через акцентирующее освещение.


Точка фокуса в мерчандайзинге

Помните сказку «Дудочка и кувшинчик», где девочка Женя собирала землянику. Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью замечаю, а четвёртая мерещится. 

Точки фокуса в визуальном мерчандайзинге при оформлении витрин торгового зала – это места в помещении, к которым нужно привлечь внимание. Те самые «землянички», глядя на которые покупатель проходит весь торговый зал по нужному нам маршруту.

Точки фокуса и акцентное освещение как инструменты мерчандайзинга Фото: Cкарлетт Йоханссон в красном платье

Точкой фокуса могут быть манекены, специальная выкладка, торцевая выкладка, наиболее привлекательная вещь из коллекции, спецпредложение, постер и тому подобные «якоря» покупательского внимания.


Рассмотрим на примере освещения магазина одежды

На рисунке ниже мы видим стену магазина, где отсутствует точка фокуса внимания покупателя.

Точки фокуса и акцентное освещение как инструменты мерчандайзинга Рис. 1. Вид стены без точки фокуса

Маршрут движения покупателя в таком торговом зале магазина будет выглядеть примерно так и составит X минут.

Точки фокуса и акцентное освещение как инструменты мерчандайзинга Рис. 2. Торговый зал и маршрут движения вид сверху

Добавим в наш торговый зал точку фокуса. В точке фокуса обычно размещают яркие интересные вещи, которые определяют тему коллекции.

Точки фокуса и акцентное освещение как инструменты мерчандайзинга Рис. 3. Вид стены и точка фокуса

Смотрим, как изменился маршрут движения покупателя в магазине с точками фокуса. Теперь время проведенное покупателем в магазине будет составлять Х х N1, где N1 – временной коэффициент на точки фокуса.

Точки фокуса и акцентное освещение как инструменты мерчандайзинга Рис. 4. Маршрут движения с точками фокуса


Акцентное освещение и рост среднего чека

Акцентное освещение – это инструмент визуального мерчандайзинга в розничной торговле, который усиливает точки фокуса.

В 2001 г. Тереза Саммерс и Полетт Хеберт провели исследование, чтобы изучить влияние акцентного освещения разной интенсивности со специальными выкладками.








Результаты эксперимента показали, что чем лучше было акцентное освещение, тем чаще покупатели прикасались к товару, брали его в руки и больше времени проводили у выкладки.

Теперь усилим наши точки фокуса за счет акцентного освещения (Рис. 5). Подсветку манекенов лучше осуществлять двумя светильниками с двух сторон – это придаст объем и сделает их еще более привлекательными. Для фронтальной вывески достаточно одного светильника.

Точки фокуса и акцентное освещение как инструменты мерчандайзинга
Рис. 5

Маршрут движения изменился еще сильнее (Рис.6). Покупатели стали проводить еще больше времени в торговом зале X х N1 х N2, где N2 – это временной коэффициент затраченный покупателем на то, чтобы взять товар в руки и разглядеть.

Точки фокуса и акцентное освещение как инструменты мерчандайзинга Рис. 6


Акцентирующее освещение в действии

Фото ниже я сделал в одном из магазинов OSTIN в Екатеринбурге. Респект мерчендайзерам из Остина. Мы видим, как правильное акцентирующее освещение фокусирует внимание на манекене, и стимулирует спрос. Покупательницы тут же остановились, чтобы рассмотреть товар поближе.

Точки фокуса и акцентное освещение как инструменты мерчандайзинга

 
Рекомендации

Чтобы привлечь больше внимания покупателей, нужно создать акцент на точке фокуса.

Акцент создается за счет контраста освещенности – это отношение общего света к экспозиционному 1 к 3-5, т.е. если общая освещенность торгового зала 500 лк, то акцентное освещение на точке фокуса 1500-2500 лк.

Акцентное освещение удобно создавать трековыми светильниками или встраиваемыми в потолок выдвижными даунлайтами с узким углом отражателя 12-24 градуса, которые и обеспечивают контраст 1 к 3-5.

Пример освещения витрины магазина одежды ZARA трековыми светильниками на шинопроводе с узкой оптикой.

Точки фокуса и акцентное освещение как инструменты мерчандайзинга 
Фото: освещение витрины ZARA


Не все одинаковые светильники одинаково полезны

Важно помнить, что одинаковые на первый взгляд светильники могут иметь разную оптику и решать разные задачи мерчандайзинга. Акцентное освещение создают не светильники, а именно контраст освещенности 1 к 3-5.

Создать акцентное освещение на манекене в магазине одежды можно используя 1-2 светильника с узкой оптикой, а для акцента на выкладке с фруктами в продуктовом магазине уже потребуется куда больше прожекторов с более широким углом 45-60 градусов. Точное количество светодиодных прожекторов на шинопровод рассчитывает инженер светотехник, исходя из размеров выкладки и высоты подвеса, чтобы обеспечить контраст.

Грамотный проект освещения магазина предполагает совместную работу мерчандайзера, который обозначит на планировке торгового зала тип и количество точек фокуса для привлечения внимания покупателя, и инженера светотехника, который произведет светотехнические расчеты и подберет светильники с нужной оптикой, которые наилучшим образом решат поставленную задачу.

Николай Петров
Делаю проекты освещения
Руковожу проектами в LampaOnline.ru
Хочу сделать рынок светотехники честным и цивилизованным

0
Реклама на New Retail. Медиакит