0/5
Закодировались/Переобулись: как мелкая розница осваивает маркировку обуви

Закодировались/Переобулись: как мелкая розница осваивает маркировку обуви

Закодировались/Переобулись: как мелкая розница осваивает маркировку обуви
С 1 июля в России стала обязательной маркировка обуви. И если сетевая розница технологически была в большей степени готова к работе по новым правилам, то малому бизнесу пришлось автоматизироваться с нуля. Причем практически одновременно с карантином. Подведем итоги первого месяца работы по-новому.
Закодировались/Переобулись: как мелкая розница осваивает маркировку обуви



Вячеслав Предыбайло, директор по маркировке ИТ-компании «Эвотор»





На обувном рынке до 35% контрафакта
 
Российская обувная розница сформирована малым и микро-бизнесом. Доля самых крупных сетей не доходит и до 5%, а 10 крупнейших не превышает 15%. На онлайн-продажи в фэшн-сегменте в 2019 году пришлось около 12%, причем, обувь в интернете заказывают реже, чем одежду. Больше 70% продаваемой обуви привозится из Китая. По разным оценкам, доля контрафактной обуви в России в зависимости от сегмента варьируется от 10 до 35%. 
 
Обувь в России выбирают «ценою подешевле»: по данным Эвотора, средний чек магазинов обуви в зависимости от сезона колеблется от 1500 до 2000 рублей. У нас до сих пор принято покупать одну, максимум 2 пары обуви на сезон, и по части модельного ряда Россия довольно консервативная страна. Конкуренция между магазинами зачастую исключительно ценовая. 
 
Основная масса продавцов – это индивидуальные предприниматели, бывшие и настоящие «челноки», которые перепродают обувь на вещевых рынках и в собственных маленьких магазинчиках. Обувная розница практически не автоматизирована, не ведет товарный учет, не говоря уже об электронном документообороте. Свой ассортимент знает по памяти или ведет учет в тетрадке, а закупает «по ощущениям». 

Большинство расчетов совершается и при закупке и при продаже товара за наличные, а чек пробивается «по свободной цене», то есть без расшифровки товара. Это, по сути, дикий рынок, находящийся в серой зоне, не видимый и не контролируемый государством. И на старте проекта в прошлом году мелкая розница была абсолютно не готова к внедрению системы маркировки. 
 

Маркировка как технологическая революция розницы
 
Система маркировки внедрялась на базе уже существующих технологических решений: ЭДО, онлайн-кассы, операторы фискальных данных, ЭЦП, 2D-сканеры. Огромному количеству вендоров нужно было обеспечить взаимодействие и корректную совместную работу, например, проинтегрировать онлайн-кассы с ЭДО и решить вопросы роуминга между операторами ЭДО. 

К началу этого года на рынке уже появились адаптированные рабочие решения вендоров для всех участников рынка. Индивидуальным предпринимателям, у которых нет в штате ИТ-инженеров, осталось самое сложное ― разобраться со всеми нововведениями и выбрать лучшее решение.
 
По нашему опыту, проблемы у обувников начинались уже на первом этапе – с электронной цифровой подписью, которую многие предприниматели имели, но на деле не пользовались ею. У некоторых была истекшая подпись, которую нужно было продлевать, или не было СКЗИ (средство криптографической защиты информации) для работы с подписью. Или имеющийся вид ЭЦП не подходил к планируемой бизнес-модели работы с ЭДО, например, клиент хотел принимать товар на кассе, а его версия ЭЦП работала только на компьютере. 
 
Но самая большая сложность во внедрении маркировки для розницы – это, конечно, переход на электронный документооборот, поскольку его массово не использовали на обувном рынке ни производители/импортеры, ни оптовики, ни розница. 

Во-первых, надо было выбрать оператора, а, во-вторых, у бизнеса сохранялось недоверие к безбумажному документообороту. При приемке товара желательно сверять коды Data Matrix в накладной и на поступившем товаре, и при несоответствии кодов УПД аннулировать или отменять, иначе поставка не соответствует документам. Все процессы, связанные с ЭДО, предприниматели должны были освоить сами и обучить своих кассиров на точке.
 
Эвотор специализируется на работе с малым и средним бизнесом, и мы разрабатывали технологические решения с учетом потребностей своих клиентов. Мы в Эвоторе запустили для своей розницы два специализированных приложения. Одно ― по маркировке товарных остатков обуви, другое ― по работе с маркированным товаром по принципу “все в одном”. Через него можно не только корректно принимать и продавать товар, а также подключить товарный учет и зарегистрироваться в Честном знаке, подключиться к одному из нескольких операторов ЭДО на выбор, заказать подходящую ЭЦП.

Закодировались/Переобулись: как мелкая розница осваивает маркировку обуви
 

«День жестянщика» в маркировке обуви
 
Подключение продавцов обуви по сети Эвотора шло по возрастающей весь февраль, но  основная масса подключилась на последней неделе, пик ― 28-29 апреля и 1-2 марта. Фактически с внедрением маркировки в обуви повторилась ситуация с внедрением онлайн-касс в 2018 году. 
 
Если еще в середине февраля готовность обувной розницы в сети Эвотора мы оценивали на уровне 40%, то к началу марта уже больше половины клиентов были готовы – промаркировали остатки и настроили все оборудование на продажу товара по новым правилам. 

Только через наш сервис предприниматели промаркировали более 5 млн пар обуви. Причем, активны были не только предприниматели из Москвы и Санкт-Петербурга, наиболее продвинутые и законопослушные, но и бизнес в Свердловской, Нижегородской и Ростовской областях, Краснодарском и Пермском крае и других регионах. 
 
Несмотря на перенос сроков обязательной маркировки на 1 июля, эти предприниматели еще в феврале-марте начали передавать данные о кодах маркировки в систему «Честный знак». 
 

В апреле оборот магазинов обуви упал на 97%
 
Увы, отсрочка на 4 месяца не сильно помогла бизнесу. Пандемия Covid-19 и простой на два с лишним месяца нанесли катастрофический удар по малому бизнесу.
 
Из-за режима ограничений закрылось 92% несетевых магазинов обуви, причем многие владельцы даже не имели доступа на торговую точку. Половина (56%) открылась только с 1 июня, но даже к концу июля не работало 20% точек. Основные причины ― конфликт с арендодателями из-за арендных платежей и финансовые проблемы из-за простоя. 

По данным Эвотора, проблемы у обувников начались еще в марте ― торговый оборот по итогам месяца был на 19% ниже, чем в марте 2019 года. Апрель оказался рекордно низким ― оборот упал на 97%. В мае выручка магазинов обуви была  на 67% ниже, чем в прошлым году. По сути весенний сезон на рынке обуви был провален. Июньский оборот оказался меньше прошлогоднего на 32%, хотя и приблизился к январю 2020 года. Так что очевидно, что какая-то часть розницы не переживет этот кризис и уйдет с рынка. 
 
Во время карантина развивался онлайн-канал. И продавцы, уже перешедшие на маркировку, продолжили работу по новым правилам. В апреле торговый оборот маркированной обувью, по данным Эвотора, составил только 15% от мартовского, в мае  ― 44%, в июне ― 67%. А в июле торговый оборот маркированной обувью был уже на 85% выше, чем в марте. Средний чек маркированной обуви составил, по данным Эвотора, 2500 рублей.
 
На конец июня 70% магазинов обуви в сети Эвотора были готовы к переходу на оборот маркированным товаром. Причем из них 80% уже подключили электронный документооборот. 




Читайте также: FAQ: как продавать маркированную одежду и обувь в интернете


 

Вторая волна маркировки обуви 
 
Обувной рынок, по нашим оценкам, ждет вторая волна маркировки в конце лета-начале осени, когда будут следующие поставки коллекций. Если весенне-летний ассортимент обувники закупали еще без ЭДО и даже маркировали сами остатки, то осенне-зимняя коллекция пойдет уже с электронными накладными, и рознице придется осваивать ЭДО. 
 
Часть обувного рынка пока саботирует маркировку, поскольку серьезного контроля пока нет. Роспотребнадзор больше озабочен соблюдением мер безопасности при пандемии, чем кодами маркировки. 
 
Тем не менее, проверки обувников неминуемо начнутся. Продажа немаркированной обуви ― это административное правонарушение, за которое полагается конфискация товара и штраф ― 5-10 тыс. рублей для ИП и 50-300 тыс. для юрлиц (ст. 15.12 КоАП РФ). 

К примеру, с августа 2016 года, когда ввели маркировку шуб, и по декабрь 2019 года Роспотребнадзор проверил около 200 тысяч меховых изделий и выявил более 25,6 тысяч товаров без маркировки или с нарушением требований к маркировке на общую сумму 1,1 млрд рублей. Было составлено 1 466 протоколов о правонарушении и 1 348 протоколов ареста товаров. По 1 310 судебных делам наложены штрафы на 5,7 млн рублей.
 
Внедрение маркировки, проверки Роспотребнадзора, работа ФТС привели к значительному обелению рынка шуб, выходу из тени большей части участников оборота, снижению контрафакта и серого импорта. Можно ожидать этого результата и на обувном рынке.
 

Разминка перед маркировкой одежды
 
С 1 января 2021 года маркировка дойдет и до одежды. Уже с нового года нельзя будет продавать немаркированную демисезонную одежду (пальто и т.д.), женские блузки и др. Очевидно, что в предновогоднюю неделю систему маркировки опять ждет «день жестянщика». Чтобы этого избежать, фэшн-рознице нужно начинать осваивать маркировку с начала осени.  
 
В то же время накопленный опыт в маркировке обуви позволит пройти этот этап проще. Нормативная и технологическая база уже создана и апробирована. Есть работающие решения вендоров для всех участников рынка, которые могут масштабироваться под новые товарные группы. 

Вячеслав Предыбайло, 
директор по маркировке ИТ-компании «Эвотор» 



время публикации: 09:30  04 августа 2020 года
0
Теги: ритейлеры, обувь, маркировка


Реклама на New Retail. Медиакит
Подпишитесь на новости ритейла

Согласен с политикой конфиденциальности

Реклама на New Retail. Медиакит