День без автомобиля: что заменит машину
время публикации: 09:00 22 сентября 2014 года
В понедельник 22 сентября мир, и Россия в том числе, отмечает День без автомобиля. В честь знаменательного праздника мы попытались представить дивный новый мир без авто.
Эффективность акции — вопрос открытый. Например, в Москве Дня без автомобиля даже не замечают – цитируя Википедию: «столичные власти в день без автомобилей снижают расценки на общественный транспорт, выпуская специальные билеты, однако автовладельцы в своём большинстве игнорируют акцию». Навряд ли заметно снижение числа автомобилей и в других крупных мегаполисах мира.
Мы уверены, что все это – не только из соображений удобства и в силу привычки, но и от недостатка фантазии. Ведь авто можно заменить, как минимум, на…
Велосипед
Пожалуй, самый очевидный ход для отказа от автомобилей — пересадить человечество на велосипеды. Именно за это ратуют современные поп-урбанисты, называя велосипед панацеей от пробок. Конечно, это слегка не так, но простым людям очень нравится перспектива: трамваи и стадо велосипедистов — какая красивая картинка мегаполиса будущего!
В европейских городах строятся километры велодорожек, стоянки, перехватывающие парковки для велосипедов, хорошо развиты сервисы проката. Впереди планеты всей в этом вопросе, пожалуй, Амстердам и в целом Голландия, где всю страну, не напрягаясь, можно проехать на велосипеде от края до края.
Россия тоже пытается быть в тренде, но получается, преимущественно, как всегда.
Велодорожки ведут из ниоткуда в никуда, велопрокат зачастую неадекватно дорог, а про поведение автомобилистов можно говорить очень долго и не очень цензурно. Велосипедистов гонят с тротуаров на дороги, с дорог — обратно на тротуары, в общественных парках возмущаются мамы с колясками, а ещё — попробуй затащи своего железного коня на 11 этаж да запаркуй на тесном балконе. Какое уж тут светлое двухколёсное будущее.
Удивительно, но в вопросе использования велотяги оказались неожиданно близки крупнейшие города Европы и забытые российские райцентры. То, что десятилетиями создают европейские градостроители, давно и успешно применяется жителями русской глубинки — правда, мотивация при этом слегка различна. Если в Копенгагене на велосипеде клерк едет на работу, потому что это удобно, то в городе Урюпинске (реальный населённый пункт Волгоградской области, если кто не знал) жители пользуются велосипедами от банальной безысходности. Транспорт? Какой транспорт? Либо топай пешком на рынок, либо нагружай старенький велик и крути педали в горку — выбор прост. Вот и получилось, что самыми сознательными в плане отказа от авто россиянами стали простые люди из мелких посёлков.
Электромобиль
Крупнейшие корпорации мира уже не первый год грозятся пересадить человечество на электрокары — но воз, как водится, и ныне там. Человечество экспериментирует с электродвигателями с 19 века, однако скачки цен на нефть неоднократно сбивали пыл с поборников экологии и силы электричества.
Настоящий бум автомобилей на батарейках стартовал в конце 20 века, когда нефть в очередной раз подорожала, а разного рода «зелёные» накачали мускулы и начали мешать жить автокорпорациям. И вроде бы сейчас всё хорошо: электромобили покупаются десятками тысяч, куча компаний производит свои модели — но...
Для завоевания массовой любви электрическим автомобилям не хватает технологического рывка. Существующие аккумуляторы не способны обеспечить такой же запас хода, как бензиновые двигатели, и никакие увещевания о том, что сотни километров в день людям хватит с головой, не помогают: покупатели боятся остаться с разряженными батареями на трассе, и всё тут.
Свою лепту в массовое сознание вносит и недостаточность инфраструктуры. Электрозаправки — штука редкая даже в США и Европе, а заправлять авто дома из собственной розетки для многих представляется дикостью — да и неудобно это, как ни крути. Не говоря уже о счетах за свет. Так и получилось, что электромобили — скорее игрушка, нежели повседневный транспорт. Однако как знать: возможно, в недалёком будущем именно это изобретение спасёт человечество от вымирания в клубах ядовитых испарений среди железных тел автотранспорта.
Гужевой транспорт
Что может быть прекраснее и экологичнее коня? Конь потребляет траву и выделяет удобрения. Конь не нуждается в парковке. Конь — это красиво! С конём можно подружиться и при желании даже разговаривать (впрочем, половина автовладельцев так уже делает с собственными машинами).
Наши предки умели жить. С шиком прокатиться в карете, запряжённой четвёркой мощных лошадей — мало кому доступное сегодня развлечение. Давно ли вы видели кого-то, кто приезжает на работу верхом, кроме конной полиции и работников ипподрома? А ведь зря! Лошади успокаивают и крайне умиротворяюще цокают копытами по асфальту. Город, целиком пересевший на гужевой транспорт, избавится от нервов в вечерний час пик, при встрече все будут раскланиваться и уважительно пропускать вперёд дам на милых пони с завитушками по загривку...
Впрочем, будем честны. Конь — это ещё и масса проблем, начиная с вопроса, где достать в мегаполисе сено, и заканчивая невозможностью скакать быстрее средней скорости велосипеда. Это запахи и насекомые, постоянное купание своего любимца в каком-нибудь водоёме и необходимость оборудования стойла в подъезде. Наконец, верхом на коне, простите, быстро протираются штаны. А ещё приличная лошадь стоит как подержанная иномарка и очень много кушает.
Короче — дерзайте! На коне в потоке автотранспорта вы будете смотреться не только экологично, но и весьма экстравагантно. Может, даже в кино снимут.
Mazzzur / Shutterstock.com
Рикша
А пока Запад бьётся над вопросом вредных автомобилей, в Азии, как водится, уже давно придумали своё решение проблемы, совершенно непохожее на европейский опыт. Для этого используется самый распространённый ресурс азиатских стран — человеческий труд.
Рикша — пассажирская повозка с ручками, которую тянет человек (его тоже называют рикшей) — появилась в Японии в середине 19 века. Сегодня всерьёз рикши используются в перевозках только в Индии, прочие страны оставили повозки лишь в качестве туристического аттракциона. Однако такой транспорт обладает огромным потенциалом в борьбе с автомобилями на улицах городов, и вот почему.
Во-первых, каждый рикша — это новое рабочее место. Во-вторых, рикша не потребляет никакого топлива вообще и экологически безвреден, если не будет мусорить. В-третьих, рикша – гарантия безопасности, на нем практически невозможно попасть в смертельное ДТП, если специально не стараться.
И, наконец, в-четвёртых, рикшу можно скрестить с велосипедом, тогда появится велорикша — крайне популярный транспорт в Азии. Автомобилям в таком случае совсем не остаётся пространства для борьбы. Казалось бы — простая повозка с ручками, а сколько преимуществ!
Список альтернативных средств передвижения можно продолжать до бесконечности: в частности, в этом обзоре мы никак не охватили технику пешего передвижения, многочисленные скейты, ролики, коньки, лодки, катамараны, автожиры, дельтапланы, воздушные шары, движущиеся тротуары, джетпаки, бег трусцой, а также телепорт и человекопровод из «Футурамы». Всё это — потенциальная замена автомобилю в ближайшем или крайне отдалённом будущем.
Ну а пока половину этого списка не изобрели — просто попробуйте в понедельник отказаться от машины. Поезжайте на трамвае, в кои-то веки.
Добровольно отказавшийся от автомобиля
(из-за нехватки денежных ресурсов)
Алексей Максимук
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...