В начале 90-х увидел в канадском супермаркете топор. Заурядное рубящее орудие. В Союзе тогда продавались с незамысловатыми рукоятками. Тут древко было покрыто сочной жёлтой краской, места хвата рук обозначались красным. Наши топорища были грубого металла, это – сверкало полированным зеркалом.
Вторым открытием стали специализированные кухонные ножи. Хлебный – с волнистой кромкой пилы. Сырный зиял фигурными дырами, чтобы не прилипал ферментированный продукт. Увесистый мясной – позволял совершать рубящие движения. Ромбовидный – тортовый, полагался к нарезке нежных десертов.
Родственники не поверили в разновидности лезвий. Ждал пятилетку, пока наборы из 5-12 ножей покорили местные территории. Зато привёз многоцветную писчую бумагу в единой пачке, сверкающие канцелярские скрепки, клей-карандаш с запахом малины и печенье, коробка которого надолго стала семейной шкатулкой.
Поездку в Маркхам оплатила ATI Technologies, обратившаяся за траблшутингом новых видеокарт. Процессор графических плат сбоил в одном из тестов, а я как раз закончил проект с Intel и, вероятно, мог помочь. Поездка отметилась найденным решением и, вдобавок к гонорару, меня обнадёжили прислать образец свежей партии.
По возвращению в родные пенаты, заграничные чудеса померкли, но в студенческое общежитие прибыл курьер DHL и вручил тяжёлый свёрток. Под роспись. Хотя было привычно ходить на почту и выстаивать гусеничные очереди. Под слоем упаковочного материала оказался стилизованный комодик из одной полки.
Внутреннее пространство заполняла душистая хвойная стружка. В центре лежал пакет металлизированной фольги, где уютно устроилось долгожданное техническое чудо. Тонкая доска, а не фанера. Пузырчатая плёнка, а не пошлый наполнитель. Запах свежесрубленных ёлок и пасты охлаждения кулера.
Так я впервые осознал, что вещи могут влюблять. Продуманностью, роскошью, дизайном. Удобством, пользой, оформлением. Безусловно, функционал важен, но игнорирование маленьких радостей обладания приводит к быстрой смене поставщика. Усвоив урок, постоянно ищу внутренний смысл действиям, поступкам и вещам.
Над созданием Школы траблшутеров мы размышляли 18 месяцев – занимались поиском «фэн-шуйного» образа. Образовательные учреждения стандартно скучны: навигация по курсам отсутствует, ставка делается на потребность в дипломах и народную любовь к настенным сертификатам.
В древнекитайской Книге перемен цифра 6 считается хитростью. Она же в квадрате становится несметным множеством изобретательности. Так возникла идея прямоугольника навыков размером 36 х 36, чтобы сделать Школу символом структурной мудрости. Следующей находкой стала аналогия с путешествием по метро.
Большое начинается с малого. Первый набор проходил обучение 24 темам, оформленным схемой уютной Киевской подземки. 35 навыков второго потока переоделись в парадный метрополитен Петербурга. В третьем наборе станций стало 49, а план, как и столица, переехал в Москву.
77 предметов следующего – сбежали в туманный Лондон, 99 – взошли над далёким Токио, 121 – запылали страстями в Мадриде. 144 – революционно ворвались в Париж, 169 – развились в технологичном Сеуле, 196 – вознамерились покорить космополитный Нью Йорк.
Цветная ветка на транспортном плане означает набор близких по смыслу компетенций:
Карьера
Эффективность
Продажи
Лидерство
Управление
Траблшутинг
Маркетинг
Аналитика
Финансы
Выступление
Консалтинг
Совершенствование
Прогресс
Психология.
Станции пересадок – взаимодополняющие навыки. Намерен обучаться – выбирай маршрут и скорее в путь. «Ехать» можно в любом направлении, садиться – на произвольной станции. Построение матрицы сочетаемости предметов привело к появлению логичной очерёдности и наглядному представлению.
Вопрос: «Какие навыки следует прокачать, чтобы…?». Превратился в ассистируемый выбор начальной и конечной точки путешествия. Первая определяется собеседованием или самодиагностикой будущего ученика. Вторая – описанием насущной потребности, желаемого места в жизни, набором здоровых амбиций.
Следующая находка – «продажа времени». Что приобретает студент ВУЗа? Возможность посетить лекции, выполнить самостоятельные работы, с последующей проверкой преподавателя. Мы разработали модель «матрёшки»:
вебинар на YouTube – 60 минут – 10% материала предмета
сборник аудиостатей – 120 минут – 20% охвата навыка
теоретическая и практическая часть лекции – по 300 минут, покрывают 100% предмета.
Покупая вебинар, учащиеся приобретают час времени сроком на год. Могут пересматривать видео, прийти на 60 минут теории или практики, по оплаченному навыку, доплатить недостающее и посетить занятие полностью. Похоже на годовой транспортный абонемент или инвестирование в квадратные метры жилой площади.
Мы задействовали идеологию Freemium, позволяющую безоплатно оценить качество учебного материала:
подкаст на YouTube 30 минут, охватывает 5% материала навыка
по три статьи на каждый навык, размещены на портале New Retail
гостевые лекции и благотворительные мастер-классы по 180 минут.
По завершению обучения поток получает допуски к участию в «Кубке траблшутеров». Необходимо предъявить выполненные домашние задания, которые не обязательно проверяются по ходу преподавания. В жюри заседают опытные траблшутеры, выпускники первых наборов и победители прошлых кубков.
Решение заданий повышенной сложности позволяет получить аналог «крапового берета» и сертификат, который не выдаётся по факту отсидки в аудитории. Документ содержит карту метро текущего набора и отметки пройдённых станций. Практически каждый учащийся стремится «объехать» всю округу.
Для любознательных и экономных доступно ознакомление со сборниками статей. Каждый уже содержит по 1’000’000 символов. Опубликованных статей по навыкам – 350, вебинаров – 65, подкастов – 170. Суммарное количество листов презентаций текущего набора преодолело отметку в 10’000 слайдов.
Для включения предметов в расписание Школы мы руководствуемся правилом Аристиппа: «Отпрысков учите тому, что пригодится, когда они вырастут». Полагаем, что взрослых нет, есть лишь повзрослевшие дети.