0/5

Лента Новостей

11:35 «Детский мир»: большинство россиян в среднем тратит более 20 тыс. руб. в год на гардероб ребенка до 3-х лет
11:10 Оборот «МТС Юрент» в I полугодии вырос на 40%
10:45 Владелец «Ресейл Маркета» купил инвестиционную платформу
Масштабная программа для клиентов Mascotte: бренд отмечает 25-летие
10:20 Сеть ПВЗ Boxberry закроется 1 октября
09:55 «Абрау-Дюрсо» и владелец бренда «Коровка из Кореновки» запускают производство мороженого со вкусом шампанского
09:30 Число магазинов спорттоваров за год уменьшилось на 6%
Что происходит с производством СТМ в категории функционального питания и полезных снеков
20:45 «Яндекс Маркет» тестирует антифрод-систему для найма сотрудников в ПВЗ
20:20 «Перекресток» и «ВкусВилл» к 1 сентября сменили антураж (ФОТО)
19:55 Акционеры Ozon утвердили редомициляцию компании в РФ
Не только тратить: какие IT-решения действительно нужны логистике в 2025 году
19:30 AB InBev Efes объявила о смене названия и логотипа в России
19:05 Число точек продаж кофе в РФ сократилось на 6%
18:40 Mondelez ответит в суде за уменьшенную плитку шоколада Milka
Школьная форма: как спасти семейный бюджет от регулярных трат
18:15 Маркетплейсам пока не удалось прочно закрепиться в сегменте e-grocery
17:50 В Забайкальском крае закрылись около 400 алкомаркетов
17:25 Татьяна Артемова из «Магнит Омни» возглавила маркетинг в «Купере»
Что меняется с 1 сентября в работе с маркированными товарами
17:00 Установить самозапрет на кредиты и займы теперь можно через МФЦ
16:35 «585*ЗОЛОТОЙ» представил школьную коллекцию с помощью нейро-моделей
16:10 С 1 сентября в РФ вступили в силу требования к органам по сертификации Халяль
Рекламе в Instagram* — конец: почему для трафика это только начало
15:45 «Рольф» за полугодие зафиксировал 5 млрд рублей чистого убытка
15:20 Россияне летом на треть чаще интересовались подработкой в общепите
14:55 Владимир Пресняков и Наталья Подольская стали лицами ювелирного бренда DIAMANT
Digital-маркетинг 2025: человекоцентричность, AI и новые горизонты для ритейла
14:30 В России вступил в силу ГОСТ на торговые аппараты
14:05 O'STIN открыл первый флагман нового формата (ФОТО)
13:40 Эксперты назвали самые популярные цветы для букета на 1 сентября в 2025 году
От дубайского шоколада до бабл ти: как тренды в соцсетях влияют на стратегии производителей продуктов питания
13:15 Hyundai регистрирует товарные знаки в России
12:50 Мегамаркет упростил настройку зон доставки для продавцов
12:25 «Группа Лента» расширяет ЦОД в Ленобласти
Робот по имени Стас: как сеть Street Beat автоматизировала коммуникацию с клиентами (кейс)
12:00 Ozon запускает раздел по продаже вещей ушедших из России люксовых брендов
11:35 «Магнит» раскрыл сумму покупки «Азбуки вкуса»
10:00 Склады в огне: как «оговорка» в договорах меняет сегмент страхования складов от пожаров
Все новости →

Эксперты рассказали, как пандемия изменила ценообразование в складской и торговой недвижимости

время публикации: 14:55  16 сентября 2020 года
Влияние пандемии на рынок аренды, как в складах, так и ритейле, оказалось сильнее, чем на рынок продаж. Изменился не только дисконт за размер объектов, но и премии за удаленность и направление, плотность населения и конкурентное окружение.
Пандемия повлияла на поведение владельцев и изменила ценообразование на рынках складской и торговой недвижимости двух столиц, выяснили эксперты компании JLL и «Авито Недвижимости» в ходе масштабного исследования. Если изменения на рынке торговой недвижимости носят временный характер, то рынок складской недвижимости демонстрирует структурные сдвиги, которые сохранятся в долгосрочной перспективе.

Влияние пандемии на рынок аренды, как в складах, так и ритейле, оказалось сильнее, чем на рынок продаж. Изменился не только дисконт за размер объектов, что характерно для кризисных периодов, но и премии за удаленность и направление, плотность населения и конкурентное окружение.

При этом в сегменте продаж данные тенденции либо проявляются в меньшей степени, либо совсем отсутствуют. Это объясняется тем фактом, что рынок аренды в целом лучше отражает краткосрочные эффекты и остро реагирует даже на временные изменения, говорится в совместном исследовании JLL и «Авито Недвижимости».

«Сравнение ситуации до пандемии и после ее начала показывает, что факторы, влияющие на цену продажи объектов, намного более ощутимо изменились в складском сегменте, чем в ритейле. Это говорит о структурных изменениях в отрасли, которые были вызваны развитием e-commerce и высокого спроса как со стороны конечных собственников, так и инвесторов к складской недвижимости, в том числе и к объектам городской логистики», – говорит Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL.

«Период пандемии привел к заметному изменению собственниками коммерческих условий, на которых они предлагают сегодня свои торговые и складские объекты. Мы также наблюдаем рост количества объявлений в этой категории и, как следствие, уникальную возможность найти привлекательное и качественное предложение.

К примеру, к сентябрю количество объектов в Москве и Санкт-Петербурге, размещенных в категориях “Склады” и “Торговая недвижимость” на Авито достигло исторического максимума, и составило 19 000 объявлений», – отмечает Тимур Зайцев, руководитель направления коммерческой недвижимости «Авито Недвижимость».

Складская недвижимость

Пандемия в значительной степени сгладила разницу между объектами, расположенными в центре и на периферии. Если ранее в складской недвижимости за каждые 5 км от Красной площади стоимость аренды падала на 3,4%, а продажи – на 4,9%, то теперь снижение цен составляет 1,5% и 2%, соответственно.

Арендаторы больше интересуются складским сегментом в целом, уделяя меньшее внимание тому, насколько далеко и в каком направлении расположено складское помещение. Это позволяет собственникам удаленных от центра объектов повышать цены.

При этом возросло влияние количества жителей в окружении объекта. Для складских помещений бОльшее количество людей означает доступность рабочей силы, что является критически важным.

Теперь с увеличением плотности населения в зоне расположения склада на 5 чел. на гектар площади ставка аренды вырастает на 3-4% для московского региона (до пандемии премия составляла 2-2,5%). В Санкт-Петербурге тенденции аналогичны, хотя и более слабо выражены.

Жителям Северной столицы легче ездить на работу даже в другой конец города, что делает нехватку рабочей силы в конкретных локациях менее острой.

Любопытным является то, что, несмотря на отсутствие тематики дефицита рабочей силы, при переговорах об аренде склада в Петербурге, этот фактор оценивается рынком также, как и в столице.

Еще один тренд связан со снижением премии за класс здания. Если до пандемии разница в ставке аренды между смежными классами складов в Московском регионе составляла около 15%, то летом 2020 г. она сократилась до 10-12%.

«Такое изменение может быть связано с двумя эффектами. Во-первых, складской сегмент оказался более устойчивым к текущему кризису среди всех типов коммерческой недвижимости, вследствие чего спрос на склады сильно увеличился.

Во-вторых, собственники складов класса А стали более гибко формировать свою ценовую политику, чтобы сократить сроки экспонирования объектов», – отмечает Владислав Фадеев из JLL.

Торговая недвижимость

В ритейле размер дисконта за удаленность от центра Москвы, также как и в складах, снизился примерно вдвое. Падение стоимости помещений за каждые 5 км от Красной площади уменьшилось с 8% до 4% для аренды и с 18% до 13% для продажи.

Причиной этих изменений стали ограничения на передвижения и неготовность людей в условиях эпидемии ехать в крупные ТЦ за покупками,
вследствие чего привлекательность помещений в спальных районах выросла.

«Роль численности потенциальных покупателей в непосредственном окружении торгового объекта в Москве существенно возросла из-за снижения мобильности и стремления потребителей избежать мест скопления людей. При увеличении плотности населения на 5 чел. на гектар премия к ставке аренды выросла в 3 раза: с 0,25% до пандемии до 0,75% летом 2020 года.

При этом в сегменте продажи показатели изменились незначительно: собственники расценивают произошедшие события как временное явление. В Санкт-Петербурге влияние плотности населения на стоимость аренды и продажи торговых объектов выросло в меньшей степени, так как пропускной режим и запрет на прогулки в городе не вводился», – отмечает Владислав Фадеев из JLL.

Так как крупные торговые центры достаточно долгое время были закрыты, а посещаемость даже после открытия не вернулась на докризисный уровень, их роль как трафикогенерирующих центров значительно снизилась. Если ранее рост плотности качественных торговых центров повышал ставку аренды торгового помещения на 0,8%, а цену продажи – на 0,55%, то и июне-июле соответствующие премии составили всего 0,5% и 0,2%, соответственно.

В центре Москвы, где располагается большое количество качественных объектов, их влияние практически свелось к нулю. Аналогичные тенденции наблюдаются и в Петербурге.

Одновременно с этим изменилось влияние небольших торговых центров, расположенных поблизости и заполненных преимущественно несетевыми арендаторами. Если в Москве они ранее создавали конкуренцию для помещений стрит-ритейла, то в июне-июле взяли на себя роль
генераторов трафика.

Зачастую якорным арендатором в них является супермаркет, который продолжал свою работу и в период самоизоляции. Кроме того, потребители больше посещали небольшие торговые центры рядом с домом, исходя из удобства и опасаясь большого скопления людей в крупных ТЦ.

Как следствие, наличие таких небольших торговых комплексов приводит к росту ставок аренды в непосредственном окружении. В Санкт-Петербурге подобные объекты и ранее увеличивали трафик, а после начала пандемии этот эффект усилился.

Читайте также: Складской рынок России: предварительные итоги III квартала 2020 года

***

Самые интересные новости читайте в наших группах в Facebook и VKontakte, а также на канале Яндекс.Дзен и в Telegram.

И подписывайтесь на рассылку самых важных новостей.

New Retail