0/5

Лента Новостей

18:15 Представители ведущих маркетплейсов вошли в рабочую группу по платформенной экономике
17:50 Авито назвал среднюю сумму расходов россиян на новогодние украшения
17:25 В РФ цены на легковые автомобили за пять лет выросли в два раза
От сторонних площадок к собственной онлайн-экосистеме: как бренд «Родина» изменил еком-стратегию
17:00 Эксперты прогнозируют замедление ввода новых торговых центров в 2026 году
16:30 «Перекрёсток» испытывает технологию охлаждения без фреона
16:05 «Яндекс» подал в суд на зарубежные компании из-за бренда Go
История семейной пекарни или «вкус детства»: как создавать продающий сторителинг
15:40 В РФ хотят ввести возрастное ограничение на торговлю табаком и алкоголем
15:15 Владелец «Ресейл Маркета» за 11 месяцев нарастил выручку в 3,6 раза
14:50 Бутерброд с красной икрой за год стал дороже на 13%
Обзор основных ошибок при строительстве объектов Light Industrial: как избежать фатальных просчетов
14:25 Москвичи стали чаще закупать продукты оптом впрок
14:00 «Группа Лента» тестирует подтверждение возраста покупателей с помощью МАХ
13:35 Москва возглавила список российских городов по доле заведений с ранними завтраками
Год новых форматов и знаковых локаций: главные открытия российского ритейла в 2025 году
13:10 Аудитория приложений продуктовых ритейлеров в 2025 году выросла на четверть – исследование
12:45 Минпромторг: доля отечественных детских товаров составляет 35%
12:20 «Магнит» и Т-Банк запустили пилот по онлайн-продаже энергетиков с подтверждением возраста по биометрии
Как снизить затраты на документооборот с торговыми сетями на 82% c Saby EDI: опыт крупного хлебокомбината
11:55 «М.Видео» назвал самые популярные планшеты осени
11:30 На месте бывшего СИЗО «Кресты» в Санкт-Петербурге появится гастрономическая улица (ФОТО)
11:05 Сформирован состав рабочей группы по платформенной экономике
«Я уникальный, я другой!»: как бренду найти точки дифференциации в ритейле
10:45 Продажи METRO в России выросли на 6,7%
10:15 Каждый четвертый россиянин откажется от карт маркетплейсов при отмене скидок
09:50 Роскомнадзор заблокировал Snapchat
Скрытые издержки СТМ: почему дешевый производитель обходится бизнесу дороже?
09:25 Рынок готовой еды в России с начала года вырос на треть
20:40 Глава Вайлдберриз Банка: «На Wildberries никакой дискриминации по платежному средству нет»
20:15 Сеть магазинов Incity признали банкротом
Дайджест е-com: самые важные обновления для работы на маркетплейсах в ноябре
19:50 Nike объявил об изменениях в структуре ТОП-менеджмента
19:25 Pantone объявил главный цвет 2026 года
19:00 Импорт новых легковых автомобилей ноябре достиг пиковых значений
Как не уйти с маркетплейса в первый месяц: считаем юнит-экономику правильно
18:35 Посещаемость торговых центров во время распродаж снизилась на 4%
18:10 Розничная торговля в октябре показала наивысший рост товарооборота
10:00 Тихий враг конверсии: как негативные отзывы воруют до 40% продаж в ритейле
Все новости →

Эксперты рассказали, как пандемия изменила ценообразование в складской и торговой недвижимости

время публикации: 14:55  16 сентября 2020 года
Влияние пандемии на рынок аренды, как в складах, так и ритейле, оказалось сильнее, чем на рынок продаж. Изменился не только дисконт за размер объектов, но и премии за удаленность и направление, плотность населения и конкурентное окружение.
Пандемия повлияла на поведение владельцев и изменила ценообразование на рынках складской и торговой недвижимости двух столиц, выяснили эксперты компании JLL и «Авито Недвижимости» в ходе масштабного исследования. Если изменения на рынке торговой недвижимости носят временный характер, то рынок складской недвижимости демонстрирует структурные сдвиги, которые сохранятся в долгосрочной перспективе.

Влияние пандемии на рынок аренды, как в складах, так и ритейле, оказалось сильнее, чем на рынок продаж. Изменился не только дисконт за размер объектов, что характерно для кризисных периодов, но и премии за удаленность и направление, плотность населения и конкурентное окружение.

При этом в сегменте продаж данные тенденции либо проявляются в меньшей степени, либо совсем отсутствуют. Это объясняется тем фактом, что рынок аренды в целом лучше отражает краткосрочные эффекты и остро реагирует даже на временные изменения, говорится в совместном исследовании JLL и «Авито Недвижимости».

«Сравнение ситуации до пандемии и после ее начала показывает, что факторы, влияющие на цену продажи объектов, намного более ощутимо изменились в складском сегменте, чем в ритейле. Это говорит о структурных изменениях в отрасли, которые были вызваны развитием e-commerce и высокого спроса как со стороны конечных собственников, так и инвесторов к складской недвижимости, в том числе и к объектам городской логистики», – говорит Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL.

«Период пандемии привел к заметному изменению собственниками коммерческих условий, на которых они предлагают сегодня свои торговые и складские объекты. Мы также наблюдаем рост количества объявлений в этой категории и, как следствие, уникальную возможность найти привлекательное и качественное предложение.

К примеру, к сентябрю количество объектов в Москве и Санкт-Петербурге, размещенных в категориях “Склады” и “Торговая недвижимость” на Авито достигло исторического максимума, и составило 19 000 объявлений», – отмечает Тимур Зайцев, руководитель направления коммерческой недвижимости «Авито Недвижимость».

Складская недвижимость

Пандемия в значительной степени сгладила разницу между объектами, расположенными в центре и на периферии. Если ранее в складской недвижимости за каждые 5 км от Красной площади стоимость аренды падала на 3,4%, а продажи – на 4,9%, то теперь снижение цен составляет 1,5% и 2%, соответственно.

Арендаторы больше интересуются складским сегментом в целом, уделяя меньшее внимание тому, насколько далеко и в каком направлении расположено складское помещение. Это позволяет собственникам удаленных от центра объектов повышать цены.

При этом возросло влияние количества жителей в окружении объекта. Для складских помещений бОльшее количество людей означает доступность рабочей силы, что является критически важным.

Теперь с увеличением плотности населения в зоне расположения склада на 5 чел. на гектар площади ставка аренды вырастает на 3-4% для московского региона (до пандемии премия составляла 2-2,5%). В Санкт-Петербурге тенденции аналогичны, хотя и более слабо выражены.

Жителям Северной столицы легче ездить на работу даже в другой конец города, что делает нехватку рабочей силы в конкретных локациях менее острой.

Любопытным является то, что, несмотря на отсутствие тематики дефицита рабочей силы, при переговорах об аренде склада в Петербурге, этот фактор оценивается рынком также, как и в столице.

Еще один тренд связан со снижением премии за класс здания. Если до пандемии разница в ставке аренды между смежными классами складов в Московском регионе составляла около 15%, то летом 2020 г. она сократилась до 10-12%.

«Такое изменение может быть связано с двумя эффектами. Во-первых, складской сегмент оказался более устойчивым к текущему кризису среди всех типов коммерческой недвижимости, вследствие чего спрос на склады сильно увеличился.

Во-вторых, собственники складов класса А стали более гибко формировать свою ценовую политику, чтобы сократить сроки экспонирования объектов», – отмечает Владислав Фадеев из JLL.

Торговая недвижимость

В ритейле размер дисконта за удаленность от центра Москвы, также как и в складах, снизился примерно вдвое. Падение стоимости помещений за каждые 5 км от Красной площади уменьшилось с 8% до 4% для аренды и с 18% до 13% для продажи.

Причиной этих изменений стали ограничения на передвижения и неготовность людей в условиях эпидемии ехать в крупные ТЦ за покупками,
вследствие чего привлекательность помещений в спальных районах выросла.

«Роль численности потенциальных покупателей в непосредственном окружении торгового объекта в Москве существенно возросла из-за снижения мобильности и стремления потребителей избежать мест скопления людей. При увеличении плотности населения на 5 чел. на гектар премия к ставке аренды выросла в 3 раза: с 0,25% до пандемии до 0,75% летом 2020 года.

При этом в сегменте продажи показатели изменились незначительно: собственники расценивают произошедшие события как временное явление. В Санкт-Петербурге влияние плотности населения на стоимость аренды и продажи торговых объектов выросло в меньшей степени, так как пропускной режим и запрет на прогулки в городе не вводился», – отмечает Владислав Фадеев из JLL.

Так как крупные торговые центры достаточно долгое время были закрыты, а посещаемость даже после открытия не вернулась на докризисный уровень, их роль как трафикогенерирующих центров значительно снизилась. Если ранее рост плотности качественных торговых центров повышал ставку аренды торгового помещения на 0,8%, а цену продажи – на 0,55%, то и июне-июле соответствующие премии составили всего 0,5% и 0,2%, соответственно.

В центре Москвы, где располагается большое количество качественных объектов, их влияние практически свелось к нулю. Аналогичные тенденции наблюдаются и в Петербурге.

Одновременно с этим изменилось влияние небольших торговых центров, расположенных поблизости и заполненных преимущественно несетевыми арендаторами. Если в Москве они ранее создавали конкуренцию для помещений стрит-ритейла, то в июне-июле взяли на себя роль
генераторов трафика.

Зачастую якорным арендатором в них является супермаркет, который продолжал свою работу и в период самоизоляции. Кроме того, потребители больше посещали небольшие торговые центры рядом с домом, исходя из удобства и опасаясь большого скопления людей в крупных ТЦ.

Как следствие, наличие таких небольших торговых комплексов приводит к росту ставок аренды в непосредственном окружении. В Санкт-Петербурге подобные объекты и ранее увеличивали трафик, а после начала пандемии этот эффект усилился.

Читайте также: Складской рынок России: предварительные итоги III квартала 2020 года

***

Самые интересные новости читайте в наших группах в Facebook и VKontakte, а также на канале Яндекс.Дзен и в Telegram.

И подписывайтесь на рассылку самых важных новостей.

New Retail