0/5

Лента Новостей

11:00 Главное за неделю: «Верный» может сменить владельца, X5 и «Лента» отчитались за III квартал, «ВкусВилл» и Wildberries запускают доставку дронами
17:00 Levi's досрочно прекратил правовую защиту бренда Dockers в РФ
16:35 Обороты онлайн-магазинов в «Чёрную пятницу» могут вырасти на 15-20%
Как работает акция «Подарок за покупку»: стратегия, примеры, эффективность
16:10 REDECORO откроет новый магазин ТРЦ «Европейский»
15:45 Авито: спрос на лапти и валенки вырос в два раза
15:15 26 автомобильных марок в октябре повысили цены
Дополнительная тонна в каждом рейсе: как KAMAZ-54902 меняет экономику региональных перевозок для ритейла
14:50 Почта России расширила сеть партнерских ПВЗ
14:25 LIMÉ открыл самый большой магазин в Санкт-Петербурге (ФОТО)
14:00 Росимущество выставило на продажу активы кондитерской группы «Конти»
Как изменится с 1 ноября работа с маркировкой
13:35 Капитал самых крупных российских бизнесменов вырос на $22 млрд
13:10 Доля еcom на складском рынке Москвы за год снизилась на 31%
12:45 Большинство россиян предпочитает пакетированный чай
Вверх, а не вширь: как рынок Oral Care выживает в условиях стагнации
12:20 Маркетплейсы заявили о готовности договариваться с банками о скидках
11:55 Ozon назвал главные тренды ноябрьских распродаж 2025 года
11:30 Первый магазин «Супер Лента» открылся в Татарстане (ФОТО)
Балансировщик и маркетплейсы: готовимся к «Черной пятнице»
11:05 ФАС заявила о признаках незаконного использования фирменного стиля бренда «Ласка»
10:40 «Магнит» завершил формирование команды «Магнит Маркета»
10:15 «Бристоль» сменит все вывески на «Б-Продукты» в Вологодской области до середины ноября
EVERGO: как традиции и технологии создают доверие к каждому десерту
09:50 Большая часть ТЦ отказалась от проведения акций в период ноябрьских распродаж
09:25 Wildberries заморозит комиссии для продавцов на полгода
18:35 Портал mos.ru запустил витрину рыбных рынков с доставкой
Как увеличивать повторные продажи в 2025 году: digital-стратегии и рабочие инструменты
18:10 Глава МТС AdTech Елена Мельникова ушла из компании
17:45 «М.Видео» ожидает завершения процесса допэмиссии акций до конца 2025 года
17:20 Этой осенью продажи продуктов питания в РФ упали на 5%
Стильному ритейлу — модная касса: обзор нишевого решения Set Fashion
16:55 Wildberries начал тестировать доставку беспилотниками
16:30 В РФ фиксируется рост спроса на более дорогую осеннюю одежду
16:05 «Яндекс Маркет» запустил витрину с товарами от удмуртских производителей
Как ускорить открытие магазинов и снизить расходы на IT — без потери безопасности
15:40 Сеть «М.Видео» начнет продавать одежду на своем маркетплейсе
15:15 Суд вынес приговор бизнес-тренеру Аязу Шабутдинову
10:00 Владислав Курбатов, «Пятёрочка»: «Сложно надеяться на другой результат, продолжая делать то же самое, поэтому мы постоянно меняемся»
Все новости →

Исследование: Девелоперы стали предпочитать небольшие ТРЦ

время публикации: 15:20  20 ноября 2018 года
С начала кризиса средний размер сдаваемого в Москве торгового центра сократился почти вдвое.
Почти 85% торгцентров из 57 запланированных к вводу до 2020 года приходится на малые объекты районного масштаба с арендопригодной площадью (GLA) до 20 тыс. кв. м, говорится в исследовании Knight Frank. 

Еще 9% объектов относятся к среднеформатным (GLA 20–40 тыс. кв. м), а оставшиеся 6% — к крупным (свыше 40 тыс. кв. м). Как следует из расчетов Knight Frank, средняя площадь сдаваемых торгцентров в Москве за несколько лет сократилась почти в два раза. Если в 2014–2016 годах показатель оценивался в 40 тыс. кв. м, то в 2018 году — уже в 22,8 тыс. кв. м. 

По сути, в этом году в Москве сдан лишь один крупный объект — «Каширская плаза» (70,2 тыс. кв. м; девелопер — турецкая Enka). Похожие цифры называют и другие консультанты. В Cushman & Wakefield оценивают среднюю площадь торгцентров, сдаваемых в 2018 году, в 32 тыс. кв. м против 50 тыс. кв. м в 2014–2017 годах. В 2019 году этот показатель сократится еще на треть — до 21 тыс. кв. м. Управляющий партнер Colliers International Николай Казанский считает, что средняя площадь введенного объекта в этом году составляет 36,5 тыс. кв. м, на 17% меньше, чем в прошлом году, и на 40% — чем в 2015-м.

Количество малоформатных торгцентров растет на фоне общего сокращения ввода коммерческой недвижимости. По расчетам Knight Frank, за три квартала этого года на рынок суммарно было выведено 97,5 тыс. кв. м торговых площадей, что на 36% ниже аналогичного показателя 2017 года и одновременно самое низкое значение с 2012 года. Вопреки этому, консультанты считают рынок недостаточно насыщенным. По данным JLL, обеспеченность торговыми площадями в Москве составляет 415 кв. м на 1 тыс. человек. «Это высокий, но не избыточный показатель»,— объясняет руководитель аналитики торговой и складской недвижимости JLL Оксана Копылова. При этом, по ее словам, в некоторых районах ощущается значительная нехватка торговых площадей: так, на востоке Москвы приходится 154 кв. м на 1 тыс. человек.

В то же время высок уровень конкуренции среди крупных объектов: на их долю, по оценкам господина Казанского, приходится 50%, или 3,7 млн кв. м, в структуре торгового предложения в Москве и ближайших городах-спутниках. Директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева объясняет, что популярность малоформатных торгцентров у девелоперов растет за счет активного развития промзон и строительства новых жилых районов. Аналитик департамента исследований Cushman & Wakefield Евгения Сафонова называет малый формат торгцентров более устойчивым к изменению рынка. 

«Небольшие площади быстро заполняются арендаторами, ежедневные покупки устойчивы в кризис»,— говорит она.

Наиболее крупным девелопером малоформатных торговых центров в Knight Frank называют ADG Group, активно перестраивавшую под этот формат устаревшие советские кинотеатры. По расчетам консультантов, на компанию приходится 73% районных торгцентров, заявленных к вводу в 2019–2020 годах. Хотя в Cushman & Wakefield добавляют, что в этом сегменте все чаще начинают работать и крупные девелоперы. Так, MD Group в этом году рассчитывает сдать торгцентр «Галеон» (14 тыс. кв. м), а ВТБ — «Арена парк» (17,2 тыс. кв. м).

Несмотря на то что объемы ввода малых торговых центров растут, их популярность среди покупателей, напротив, сокращается. По данным Watcom, показатель Shopping Index (отражает, в частности, посещаемость) для них за год упал на 8%, в то время как для крупных объектов остался неизменным.


Самые интересные новости читайте в наших группах в Facebook и VKontakte, а также на канале Яндекс.Дзен.

И подписывайтесь на рассылку самых важных новостей.

Источник: Коммерсант