0/5

Лента Новостей

20:40 Глава Вайлдберриз Банка: «На Wildberries никакой дискриминации по платежному средству нет»
20:15 Сеть магазинов Incity признали банкротом
19:50 Nike объявил об изменениях в структуре ТОП-менеджмента
Год новых форматов и знаковых локаций: главные открытия российского ритейла в 2025 году
19:25 Pantone объявил главный цвет 2026 года
19:00 Импорт новых легковых автомобилей ноябре достиг пиковых значений
18:35 Посещаемость торговых центров во время распродаж снизилась на 4%
Обзор основных ошибок при строительстве объектов Light Industrial: как избежать фатальных просчетов
18:10 Розничная торговля в октябре показала наивысший рост товарооборота
17:45 Роскомнадзор усиливает борьбу с VPN
17:20 Суд отклонил иск Exmail к «Авито» по делу о закрытии ПВЗ
Как снизить затраты на документооборот с торговыми сетями на 82% c Saby EDI: опыт крупного хлебокомбината
16:55 Группа «Черкизово» опровергла информацию о вспышке туберкулеза на заводе в Москве
16:30 Авто.ру: в ноябре зафиксирован рекордный в этом году скачок цен на новые автомобили
16:05 Мерчандайзер и грузчик в числе самых востребованных сотрудников в ритейле перед Новым годом
«Я уникальный, я другой!»: как бренду найти точки дифференциации в ритейле
15:40 «Пятёрочка» масштабирует внедрение «умной» системы контроля энергопотребления
15:15 Стоимость новогоднего набора товаров за год выросла на 9%
14:50 «Купер» назвал самые популярные блюда из готовой еды
Скрытые издержки СТМ: почему дешевый производитель обходится бизнесу дороже?
14:25 Rendez-Vous открывает первый магазин в новой концепции (ФОТО)
14:00 Маркетплейсы укрепили позиции в рейтинге топ-20 «Любимых брендов россиян»
13:35 Калужский «Кристалл» планирует привлечь до 300 млн рублей
Дайджест е-com: самые важные обновления для работы на маркетплейсах в ноябре
13:10 Мегамаркет: более 40% покупок россияне осенью совершали в рабочее время
12:45 Simple Group завершила формирование управленческой команды
12:20 Роскомнадзор сообщил о блокировке FaceTime в России
Тихий враг конверсии: как негативные отзывы воруют до 40% продаж в ритейле
11:55 Воронежское УФАС возбудило дело в отношении дистрибьютора «Светофора»
11:30 «Делимобиль»: число поездок на каршеринге в московские ТЦ в «Чёрную пятницу» удвоилось
11:05 Роскачество обнаружило токсичное вещество в игрушках Лабубу
Как не уйти с маркетплейса в первый месяц: считаем юнит-экономику правильно
10:40 В России запустят еще один отечественный мессенджер
10:15 Билайн открыл салон в азиатском стиле (ФОТО)
09:50 «Фили-Бейкер» проиграл суд за товарный знак «Три шоколада»
Кейс hollyshop: как мы сэкономили 1500 часов и 2 млн рублей, внедрив нейросети в работу
09:25 В России предложили ограничить работу круглосуточных магазинов
20:45 Росстат: помидоры в РФ подешевели после затяжного подорожания
10:00 Как СберКорус прошел путь от отраслевого решения до лидера рынка ЭДО
Все новости →

Исследование: Девелоперы стали предпочитать небольшие ТРЦ

время публикации: 15:20  20 ноября 2018 года
С начала кризиса средний размер сдаваемого в Москве торгового центра сократился почти вдвое.
Почти 85% торгцентров из 57 запланированных к вводу до 2020 года приходится на малые объекты районного масштаба с арендопригодной площадью (GLA) до 20 тыс. кв. м, говорится в исследовании Knight Frank. 

Еще 9% объектов относятся к среднеформатным (GLA 20–40 тыс. кв. м), а оставшиеся 6% — к крупным (свыше 40 тыс. кв. м). Как следует из расчетов Knight Frank, средняя площадь сдаваемых торгцентров в Москве за несколько лет сократилась почти в два раза. Если в 2014–2016 годах показатель оценивался в 40 тыс. кв. м, то в 2018 году — уже в 22,8 тыс. кв. м. 

По сути, в этом году в Москве сдан лишь один крупный объект — «Каширская плаза» (70,2 тыс. кв. м; девелопер — турецкая Enka). Похожие цифры называют и другие консультанты. В Cushman & Wakefield оценивают среднюю площадь торгцентров, сдаваемых в 2018 году, в 32 тыс. кв. м против 50 тыс. кв. м в 2014–2017 годах. В 2019 году этот показатель сократится еще на треть — до 21 тыс. кв. м. Управляющий партнер Colliers International Николай Казанский считает, что средняя площадь введенного объекта в этом году составляет 36,5 тыс. кв. м, на 17% меньше, чем в прошлом году, и на 40% — чем в 2015-м.

Количество малоформатных торгцентров растет на фоне общего сокращения ввода коммерческой недвижимости. По расчетам Knight Frank, за три квартала этого года на рынок суммарно было выведено 97,5 тыс. кв. м торговых площадей, что на 36% ниже аналогичного показателя 2017 года и одновременно самое низкое значение с 2012 года. Вопреки этому, консультанты считают рынок недостаточно насыщенным. По данным JLL, обеспеченность торговыми площадями в Москве составляет 415 кв. м на 1 тыс. человек. «Это высокий, но не избыточный показатель»,— объясняет руководитель аналитики торговой и складской недвижимости JLL Оксана Копылова. При этом, по ее словам, в некоторых районах ощущается значительная нехватка торговых площадей: так, на востоке Москвы приходится 154 кв. м на 1 тыс. человек.

В то же время высок уровень конкуренции среди крупных объектов: на их долю, по оценкам господина Казанского, приходится 50%, или 3,7 млн кв. м, в структуре торгового предложения в Москве и ближайших городах-спутниках. Директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева объясняет, что популярность малоформатных торгцентров у девелоперов растет за счет активного развития промзон и строительства новых жилых районов. Аналитик департамента исследований Cushman & Wakefield Евгения Сафонова называет малый формат торгцентров более устойчивым к изменению рынка. 

«Небольшие площади быстро заполняются арендаторами, ежедневные покупки устойчивы в кризис»,— говорит она.

Наиболее крупным девелопером малоформатных торговых центров в Knight Frank называют ADG Group, активно перестраивавшую под этот формат устаревшие советские кинотеатры. По расчетам консультантов, на компанию приходится 73% районных торгцентров, заявленных к вводу в 2019–2020 годах. Хотя в Cushman & Wakefield добавляют, что в этом сегменте все чаще начинают работать и крупные девелоперы. Так, MD Group в этом году рассчитывает сдать торгцентр «Галеон» (14 тыс. кв. м), а ВТБ — «Арена парк» (17,2 тыс. кв. м).

Несмотря на то что объемы ввода малых торговых центров растут, их популярность среди покупателей, напротив, сокращается. По данным Watcom, показатель Shopping Index (отражает, в частности, посещаемость) для них за год упал на 8%, в то время как для крупных объектов остался неизменным.


Самые интересные новости читайте в наших группах в Facebook и VKontakte, а также на канале Яндекс.Дзен.

И подписывайтесь на рассылку самых важных новостей.

Источник: Коммерсант