0/5

Лента Новостей

12:40 Совет Федерации поддержал закон о блокировке сайтов по продаже табачных изделий
12:15 Расходы россиян на новогодние покупки вырастут на 20-25% год к году
11:45 Кикшеринг Яндекс Go за сезон применил к пользователям 130 тыс. штрафных санкций
5 уроков 2025 года для российского ритейла: анализируем уходящий год и собираем инструменты на 2026
11:20 «Магнит» открыл в Москве магазин «М.Косметик» в обновленном концепте (ФОТО)
10:50 Нильсен: 62% опрошенных россиян предпочитают покупать отечественные товары
10:25 С 12 по 15 февраля состоится масштабная конференция лидеров электронной торговли
Как опыт работы с люксовыми брендами и знание особенностей торговой точки помогают при проектировании POP UP
09:55 Роскачество выявило кишечную палочку в красной икре пяти брендов
09:30 В российском общепите количество заведений сократилось на 3,1%
09:00 «Яндекс» запустил новый инструмент для продвижения товаров в ритейл-медиа
E-commerce в эпоху нейропоиска: как AEO и GEO возвращают продажи
20:40 Сбер: доля оплат по биометрии лица за год выросла более чем в 10 раз
20:15 Число выданных кредитов в ноябре сократилось на 5%
19:50 В России появится единый обезличенный идентификатор пользователя в интернете
Не лендинг, а экосистема: как создать сайт, который вызывает доверие и закрывает крупные B2B-сделки
19:25 Wildberries откроет логистический парк под Тверью
19:00 «Пятёрочка»: россияне считают шампанское одним из главных символов Нового года
18:35 В магазинах Лондона продают произведенные в России батончики Snickers
Составная касса самообслуживания: обзор технического решения
18:10 Стоимость рекламы в Retail Media выросла на 83% за три года
17:45 В России появился единый каталог продуктов без пальмового масла
17:20 ЦБ разрешит покупку и продажу цифровых валют и стейблкойнов
Как избежать падения интернет-магазина в праздники — практическое руководство от GMONIT
16:55 Эксперт назвал основные тренды на российском рынке франшиз в 2025 году
16:30 Объем рекламных услуг X5 за январь-сентябрь достиг 19,7 млрд рублей
16:05 TimePad сменил гендиректора
Что такое ТС ПИоТ? Или новые требования для реализации маркированных товаров
15:40 Опубликован рейтинг самых популярных гибридных автомобилей 2025 года
15:15 В России падает спрос на новогодние украшения
14:50 O’STIN начал транслировать в магазинах генеративную музыку
Запретить нельзя разрешить: как ограничить свободу ИИ-агента
14:25 В Москве открылся ТРЦ Avenue Sever
14:00 «Лента»: сельдь под шубой обошла оливье в рейтинге новогодних салатов
13:35 Госдума утвердила повышение штрафов за навязывание допуслуг и товаров
Ребрендинги 2025 года: удачные и сомнительные обновления
13:10 «Яндекс» приобретает платформу для управления бизнесом в сфере услуг
12:45 Эксперт: регионам нужно дать право ограничивать возраст на покупку алкоголя
10:00 Инфографика для маркетплейсов – 15 сервисов для создания инфографики
Все новости →

Хлеб насущный против нефтяной иглы: российский экспорт меняет парадигму

время публикации: 15:30  17 мая 2019 года
Российские экспортеры ориентируются на Восток и ставят на продовольственные товары.
15 мая в рамках первого международного саммита «Go Global Summit: глобализация брендов в условиях цифровизации экономики» председатель совета директоров международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza Елена Трубникова представила результаты масштабного исследования экспортной деятельности РФ за «санкционный» период с 2014 по 2018 год.

«Отказ от доллара, ориентация на Восток и постепенное замещение нефтяных доходов доходами от продажи продовольствия – вот основные изменения, зафиксированные в структуре российского экспорта», – отметила главные тренды Елена Трубникова.

Экспорт России в 2013 г. составлял 2,74% от мирового. После введения санкций началось постепенное сокращение его доли. В 2016 г. его доля сократилась до 1,79%. Восстановительный период продолжается, в 2018 г. вклад РФ в мировую торговлю составил 2,44%.
 
В стоимостном выражении экспорт товаров в 2013 году составлял 526,4 млрд долларов США, экспорт услуг 70,12 млрд долларов США. По итогам 2018 года доходы от экспорта товаров составили 452,1 млрд долларов США. Доходы от экспорта услуг зафиксированы на уровне 64,7 млрд долларов США. Торговое сальдо по экспорту товаров за весь исследуемый период оставалось положительным, по экспорту услуг – отрицательным.

За пять лет структура Российского экспорта, в том числе и валютная, претерпела достаточно серьезные изменения. Доля доллара в экспортных расчетах сократилась на 15,5% (с 79,5% до 67,3%). Доля евро выросла на 90,1% (с 9,1% до 17,3%). Объем сделок, оплачиваемых рублями, вырос на 33,3% (с 10,2% до 13,6%).

На протяжении всего исследуемого периода более 95% экспортной выручки по-прежнему приходится на семь товарных категорий. Однако структура доходов от их продажи изменилась довольно значительно. 

Экспортная выручка от продажи продовольствия выросла на 54% – с 16 до 25 млрд долларов США. Основными экспортными продовольственными группами товаров являются злаки и рыба. Порядка 70-80% экспортного оборота по категории злаки приходится на долю пшеницы.

Росли также выручка от экспорта древесины на 28% и металлов на 10%. В категории «машины и оборудование» изменений относительно 2013 года практически не произошло. 

По остальным товарным категориям доходы упали. Драгоценные металлы и камни в 2018 году принесли экспортерам на 28,6% меньше доходов, чем в 2013 году. Выручка от продажи минеральных ресурсов упала на 22,9%, продукции химической промышленности – на 15,7%.

Доля услуг в общем внешнеторговом обороте остается на уровне 12-15% и не показывает тенденцию к существенному росту. Услуг Россия всегда экспортировала в меньше, чем получала из-за рубежа.

Однако, по сравнению с товарами, падение экспорта услуг было не таким глубоким. Экспорт товаров достиг дна на уровне 55% от 2013 г., то есть сократился почти вдвое, а экспорт услуг сократился всего до 72% от уровня 2013 г. В 2018 г. объем экспорта товаров составил 86% к уровню 2013 г. Объем экспорта услуг уже достиг 92% от уровня 2013 г. 

Таким образом, сектор услуг оказался менее подвержен влиянию неблагоприятных внешнеполитических факторов и восстанавливается быстрее товарного экспорта.

Долгое время «импортером номер один» российских товаров были Нидерланды. Однако с 2017 года смена приоритетов России и ее поступательное движение на Восток оформились окончательно. Теперь основным партнером РФ стал Китай. Общий объем российского экспорта в эту страну вырос с 35,6 млрд долларов США в 2013 г. до 56 млрд долларов США в 2018 г.  

В ТОП-5 наряду с Китаем и Нидерландами также входят Германия, Беларусь и Турция, а в ТОП-10 Южная Корея, Польша, Италия, Казахстан, США.

Читайте также:  За «санкционные» годы доходы российских экспортеров выросли на 68% 

***
Самые интересные новости читайте в наших группах в Facebook и VKontakte, а также на канале Яндекс.Дзен.

И подписывайтесь на рассылку самых важных новостей.