Законопроект о товарных агрегаторах одобрен к принятию во втором чтении.
Поправки к закону «О защите прав потребителей» предусматривают обязательство для агрегатора вернуть сумму полученной им предоплаты товара или услуги в течение десяти календарных дней со дня предъявления требования потребителя. У него возникнет такое право, если товар не доставлен или услуга не оказана в срок и если одновременно с этим потребитель направил продавцу уведомление об отказе от покупки.
Также текущая версия законопроекта возлагает на агрегаторов ответственность перед покупателем за полноту предоставленной продавцом информации о товаре. Как и в предыдущей версии документа, он вводит ответственность агрегаторов за реальный ущерб из-за предоставления заведомо недостоверной информации о товаре (услуге), продавце (исполнителе, изготовителе, импортере), на основании которой был заключен договор с потребителем. Вчера профильный комитет Госдумы рекомендовал принять во втором чтении эти поправки, сообщили информагентства. Ожидается, что закон вступит в силу 1 января 2019 года.
Крупнейшим онлайн-агрегатором в РФ считается «Яндекс.Маркет», который неоднократно выступал с критикой поправок. Как сообщили «Коммерсанту» в «Яндекс.Маркете», законопроект в большей степени направлен на установление «необоснованно жестких обязательств и ответственности агрегаторов» за действия третьих лиц, чем на защиту прав потребителей. Агрегаторы не владеют товаром и не имеют возможности выполнить проверку полноты информации о товаре, подчеркивают в компании.
«На агрегаторов возлагается ответственность не только за информацию, но и за исполнение сделок продавцами, так как в случае нарушения продавцом обязательства по своевременной поставке товара агрегатор должен вернуть деньги потребителю, даже если он их уже перечислил продавцу»,— констатируют в «Яндекс.Маркете». Согласно позиции компании, это создает предпосылки «для злоупотребления потребителем своими правами», так как теперь он может получить возмещение и с продавца, и с агрегатора.
Очередная версия законопроекта появилась после согласования в правительстве, полагает гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян. Одним из основных ее недостатков он видит «избыточное» требование о полноте информации, уже и так содержащееся в ст. 10 закона «О защите прав потребителей». «У депутатов логика следующая: агрегатор должен в полном виде воспроизвести информацию, которую им дал продавец. Но это приведет к тому, что компаниям нужно полностью все характеристики размещать на сайте. Это означает очень серьезные накладные расходы»,— рассказал он.
В России e-commerce развивается по такой модели, что все больше участников рынка работают по смешанной бизнес-модели, это и магазины, и маркетплейсы одновременно, рассуждает президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. «Важно, чтобы все площадки соблюдали прописанные объективные требования, тем более что для них это не составит никакого труда»,— утверждает он.
Законопроект о товарных агрегаторах не единственная новелла, которая может усложнить жизнь таким сервисам. Ранее Федеральная антимонопольная служба России разработала поправки о регулировании цифровых и торговых платформ, предусматривающие введение штрафов за использование распространенных в онлайн-ритейле ценовых алгоритмов.