0/5

Лента Новостей

08:00 Главное за неделю: массовое отравление едой в Бурятии, третий гендир в сети «ТВОЁ» за год, «коммунальный» салон МТС и Т2
19:05 Большинство работающих россиян продолжают отслеживать вакансии
18:40 Малый и средний бизнес показал самый низкий за два года прирост
Зачем маркетплейсы запускают инвестиционные продукты? Стратегии, продукты, перспективы
18:15 Годовой оборот Lidl вырос на 7%
17:45 Fashion-рынок демонстрирует рост оборота в деньгах при снижении числа покупок
17:20 Heineken сфокусируется на пяти брендах
Когда скорость убивает: почему нельзя строить бизнес только на амбициях
17:10 13 ноября на New Retail пройдет эфир н тему «AI в клиентском сервисе: как автоматизация обработки стандартных обращений сокращает время ответа и снижает затраты на поддержку»
16:55 «Пятерочка» подвела первые итоги развития собственного ЗОЖ-бренда
16:30 «ВкусВилл»: какие макароны покупают россияне
Можно не храпеть? Как сложная тема привела «Аскону» к созданию «антихрап-подушки»
16:05 В РФ растут продажи российских игристых вин
15:40 Роскомнадзор: в 2025 году количество блокировок сайтов выросло на 50%
15:15 В Вологодской области алкомаркеты переходят в формат «магазин у дома»
Когда доверие оборачивается уязвимостью: как ритейлу защититься от атак на цепочку поставок
14:50 Признаки нарушения закона о торговле выявлены в 164 муниципалитетах РФ
14:25 ЦБ снизил ключевую ставку до 16,50%
14:00 Маркетплейсы опередили офлайн-розницу по продажам книг
Итоги 3 квартала в e-commerce: как изменились средний чек, сроки доставки, доля предоплаты и выкуп и что это значит для рынка
13:35 Россияне тратят на зимние шины в среднем 24 тыс. рублей
13:10 Цены на лимоны в России за год выросли на 22%
12:45 Операторы связи начнут блокировать «лишние» SIM-карты россиян с 1 ноября
Китайские бренды возвращаются к продажам в России, но почему не через маркетплейсы?
12:20 Яндекс Маркет запустил страхование покупок
11:55 Около 60% россиян регулярно просматривают страницы интернет-магазинов
11:30 СДЭК открыл первый фулфилмент-склад в Азии
Как retail media помогает ритейлерам зарабатывать на трафике: исследование ожиданий и барьеров
11:05 SAVAGE 25 лет: четверть века успеха на российском рынке
10:40 Средняя стоимость подержанного авто откатилась к уровню двухлетней давности
10:15 «Магнит» назначил операционного директора формата «Заряд»
ИИ в ритейле-2025: фактор данных и влияние агентов
10:05 Ретейл 2025: как расти в период турбулентности
09:50 Продуктовые магазины в торговых центрах теряют трафик
09:25 Россияне стали в 1,5 раза чаще заказывать сумки из-за рубежа
B2B двигает ритейл: как игрокам повысить объем продаж за счёт технологий
20:40 Творог в России подорожал на 20%, несмотря на снижение цен на молоко
20:15 Каждый второй россиянин не готов потратить на украшение с бриллиантами более 100 тысяч рублей
10:00 Торговля Китай–Россия: причины падения, и в каком случае вновь начнется рост
Все новости →

Роскачество исследовало осетровую икру

время публикации: 10:50  24 декабря 2020 года
По поручению Государственной комиссии по противодействию и незаконному обороту промышленной продукции Роскачество совместно с Россельхознадзором и Росрыболовством исследовали осетровую икру, закупленную в российских магазинах, как онлайн, так и офлайн.
Главными причинами исследования стали обращения российских осетроводов к государству о засилье рынка контрабандной и контрафактной продукцией, а также наличии на рынке китайской и уругвайской икры, которая фасуется под российскими этикетками и выдается за икру осетров из российских акваторий.

С целью выполнения поручения Комиссии специалисты Роскачества, совместно с представителями Россельхознадзора закупили икру осетровых рыб 16-ти торговых марок (далее — ТМ): 14 из них российского производства, по одной — из Белоруссии и Армении. Икра исследовалась по показателям качества, безопасности, фальсификации, наличия красителей и консервантов. Для исключения любых погрешностей экспертиза проходила параллельно сразу в двух лабораториях: Россельхознадзора и Росрыболовства (ВНИРО).

По данным Росрыболовства, объём производства чёрной икры в России составляет порядка 50 тонн в год, на экспорт уходит около 5-6 тонн, а ввозится в Россию по данным Федеральной таможенной службы — свыше 10 тонн (на декабрь 2020 года). Основным импортером является Китай — 5,6 тонн/ год (за 2020 год).

«До 2019 года наблюдался интенсивный прирост импорта китайской икры. В связи с чем отечественные аквакультурные хозяйства, а также ряд хозяйств, которые не имели отношения к аквакультуре, занялись перефасовкой готовой китайской икры, а не ее производством. Они указывали на упаковке, что продукция произведена на Каспии и продавали китайскую икру под российским брендом. Была проанализирована таможенная стоимость ввозимой икры и оказалось, что Китай, как правило, поставляет дешевую икру, которая в 2 раза ниже себестоимости российской аквакультурной продукции», — объясняет заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Василий Соколов.

«Помимо перефасованной икры, поступившей в Россию легально, существует еще китайская икра, которую покупают за наличные. Это $100-120 за кг вместо $250-300. Икра ввозится в Россию через нелегальные схемы, далее легализуется через подставные предприятия или предприятия аквакультуры и попадает на легальный и нелегальный рынок (во втором случае ее продают как браконьерскую). Вы будете смеяться, но половина астраханской икры — это Китай», — утверждает президент Союза осетроводов Александр Новиков.

Главная беда контрафактной черной икры — ни один покупатель не в состоянии определить ее подлинность «на глаз». Например, китайская икра может соответствовать всем стандартам по безопасности, но по свойствам серьезно уступать дикой или выращенной в России.

В итоге потребитель не знает, какую икру он потребляет, при этом цена остается такой же, как и на произведенную в России.

В результате исследований замечаний не возникло только к одной торговой марке из 16-ти исследованных — это «Русская черная икра» от одноименного производителя. У остальных марок выявлено:

• Превышения общей микробной обсемененности (КМАФАнМ) и дрожжи, что является нарушением Технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» (ТР ЕАЭС 040) — у 3 ТМ;

• Зоологический вид рыбы не совпадает с заявленным — у 5 ТМ;

• Консервант тетраборат натрия, не разрешенный к применению в России — у 5 ТМ;

• Сорбиновая и/или бензойная кислоты (консерванты, разрешенные к использованию), не указаны в маркировке — у 9 ТМ;

• Краситель «бриллиантовый зеленый», что является нарушением ГОСТа — у 1 ТМ (мог применяться в составе кормовых добавок для профилактики болезней);

• Антибиотики, в количестве, не превышающем предельно допустимого уровня — у 3 ТМ;

• Неуказанный вид рыбы или замечания по видовой принадлежности икры (на этикетке указано «икра осетра» или «осетровая», однако нет указания какой именно осетр — русский, сибирский или другие) — у 6 ТМ;

• Изготовление икры по утратившему силу ГОСТу — 1 ТМ (Армения).

Кроме того, один из главных вопросов, который волнует потребителя: внутри осетровая икра или нет.

В результате исследования видоспецифичной ДНК в банках всех торговых марок действительно икра осетровых рыб.

Однако обнаружены различия в видах заявленного осетра (осетровых рыб 19 видов — некоторые из них более ценные, другие — относительно дешевые). Поэтому по законодательству в маркировке икры указывается зоологический вид рыбы — не просто «осетровая икра», а какого именно осетра: русского, сибирского, стерляди, и другие.

«Видовое несоответствие можно отнести к одному из вариантов фальсификации продукции. Если на этикетке осётр, а внутри стерлядь — это фальсификация продукции», — объясняет главный специалист отдела молекулярной генетики ФГБНУ «ВНИРО» Александр Волков.

Как оказалось, зоологический вид рыбы не совпадает с заявленным у 5 ТМ:

• «Астраханская рыбоводная компания»: вместо икры русского осетра — икра сибирского;

• «Амурская рыбоводная компания»: вместо икры амурского осетра — икра русского осетра;

• «Жемчужина Каспия»: вместо икры осетра — икра стерлядки;

• «Raskat» и «Камчадал»: вместо икры белуги — икра гибрида калуги на амурского осетра (аквакультурного происхождения);

По таким показателям качества, как вкус и запах, цвет и внешний вид, консистенция и состояние, наличие посторонних примесей, к икре, изготовленной как по ГОСТу, так и по ТУ, нареканий не возникло.

Исследованная икра проверялась по микробиологическим показателям, наличию патогенных микроорганизмов, содержанию гормонов роста, антибиотиков и консервантов (сорбиновая и бензойная кислоты, уротропин и натрий тетраборат).

В результате:

• Гормонов роста в икре не выявлено (возможно они могли остаться в мясе рыбы);
• Уротропина (консервант) не выявлено;
• Обнаружены следы антибиотика энрофлоксацина, в количестве, допустимом ТР ЕАЭС 40, у ТМ «Русское море», «Volgorechensk 1975» и «Астраханская рыбоводная компания»;
• КМАФАнМ и дрожжи выявлены в икре «Золото Каспия», «Русская икра», Royal Black и Grand Caviar;
• Консерванты в различных количествах выявлены у всех торговых марок. Это сорбиновая и/ или бензойная кислоты и/или тетраборат натрия.

Отметим, что консервант тетраборат натрия, запрещенный в РФ, выявлен в 5 ТМ. У марок «Raskat» (икра осетра), «Русская икра» и «Камчадал» содержание составило 0,03-0,04%, а в икре «Золото Каспия» и Royal Black  в 10 раз больше — 0,34%.

Два изготовителя заявили, что не производили икру, в маркировке которой указаны их данные.

В первом случае выявлена икра, заявленный изготовитель которой не имел отношения к ее изготовлению — это икра торговой марки Royal Black. По факту расследования, проведенного прокуратурой Ленинградской области, выяснилось, что фактическим изготовителем и производителем является ООО «Реал-Сервис». В действиях данной организации прокуратура усмотрела административное нарушение. По данному факту ООО «Реал Сервис» и его руководитель привлечены к административной ответственности.

Второй случай связан с «Амурской рыбоводной компанией». Судя по этикетке продукции, ее икра изготовлена по заказу ООО «Эмпирика рус». Однако представители изготовителя сообщили, что «икра в жестяной банке 125 г в ООО «Амурская рыбоводная компания» не производилась и не поставлялась в адрес ООО «Эмпирика Рус».

Роскачество направило данную информацию в контрольный орган Роспотребнадзора и Росрыболовство для дальнейшей проверки договоров поставок и прослеживания товаропроводящей цепочки.

Те производители, у которых замечания связаны большей частью с разрешенными, но не указанными в маркировке консервантами, либо с неточным указанием вида осетровых рыб, после уведомления о результатах исследований провели свои внутренние расследования по технологическим процессам на предприятиях.

Многие дополнили маркировку, прислав в Роскачество образцы измененных этикеток. Это производители икры «Золото Каспия», «Русский икорный дом», «Раскат», «Русская икра», «Delikateska», «Горкунов», «Астраханская рыбоводная компания», «Жемчужина Каспия» и «Grand Caviar».

Читайте также:
В Роскачестве рассказали, как выбрать натуральную ёлку

***

Самые интересные новости читайте в наших группах в Facebook и VKontakte, а также на канале Яндекс.Дзен и в Telegram.

И подписывайтесь на рассылку самых важных новостей.

New Retail