Предприниматели не приветствуют онлайн-платежи от клиентов.
Российский бизнес предпочитает, чтобы клиенты оплачивали покупки и услуги наличными. За год средний чек по этому показателю вырос на 40%, пишет «Коммерсантъ».
В октябре оператор фискальных данных Сбербанка «Платформа ОФД» зарегистрировал резкий рост оплаты наличными в стране на 40% за год.
Система собирает данные напрямую с онлайн-касс, по ее информации, сейчас средний чек по наличным деньгам находится на уровне 710 рублей. Сумма оплаты картой оказалась на 14% меньше, чем год назад — около 680 рублей. При этом растет общее количество покупок, на 15% за год.
Собеседники издания жалуются на то, что им отказывают в оплате банковской картой в магазинах, салонах красоты, фитнес-центрах, кафе и других заведениях.
Как правило, это объясняется отсутствием терминала или перебоями в работе интернета. После настойчивых просьб терминал все же приносят и проводят покупку. По словам рестораторов, причина снижения чека по картам в том, что потребители уходят в более дешевый общепит, и заведениям приходится снижать цены. Неофициально участники рынка говорят о том, что оплата наличными для них более выгодна. Это не только уход от налогов и серые схемы, но и то, что комиссия, которую приходится платить банку-эквайеру, стала более ощутимой в условиях кризиса.
За каждую транзакцию с карты магазину или ресторану обязан заплатить кредитному учреждения процент — 1,5−5% от суммы покупки.
Экономисты расценивают такую ситуацию как признак тяжелых испытаний для экономики в будущем. Мелкий бизнес переходит на серые схемы, чтобы не терять прибыль, и даже низкие проценты по покупкам становятся для него обременительными. По данным ВШЭ, объем теневого сектора в российской экономике за последние три года вырос на 5% и составил около 23% от ВВП страны. Несколько дней назад ЦБ назвал лидеров теневого рынка: ими оказались строительство, оптово-розничная торговля и сектор услуг.