0/5

Лента Новостей

12:00 Главное за неделю: банки и маркетплейсы поспорили о скидках и способах оплаты, X5 открыла первый РЦ на Дальнем Востоке, сеть «Хлеб насущный» «приказала долго жить»
18:10 Продажи дубайского шоколада стремительно падают
17:45 Курьеров на электровелосипедах обяжут получать водительские права
Тренды омниканальности 2026: от ROPO до технологической устойчивости
17:20 В России растет спрос на форель
16:55 В 20 филиалах ПЭК работа после сбоя частично возобновилась
16:30 В рейтинге продаж люксовых автомобилей сменился лидер
Почему отдел продаж теряет клиентов и как это исправить
16:05 В России хотят запретить открывать алкомаркеты в новостройках
15:40 В 2025 году российский рынок БАДов увеличится почти в 1,5 раза
15:15 В МЕГА Нижний Новгород открылся магазин СИН в новом формате (ФОТО)
«Беби-бумеры» и «Иксы» не покупают готовую еду? Этот и другие поколенческие мифы о потреблении food-to-go
14:50 Как меняется покупательское поведение при стрессе – аналитика «Пятерочки»
14:25 Ozon предложил банкам участвовать в программе лояльности платформы
13:55 «Перекрёсту» присудили выплатить Fix Price компенсацию за нарушение прав на товарные знаки
От стажёра до директора: реальные кейсы карьерных треков в сети «Спортмастер»
13:30 «Мегамаркет» отказался от проекта совместных с «Самокатом» продуктовых магазинов
13:05 Cредний чек чаевых в 2025 году превысил 200 рублей
12:40 Татьяна Ким раскритиковала инициативу банков по ограничению скидок на маркетплейсах
RuStore как точка роста: как ASO-продвижение принесло «ВкусВилл» +73% установок и +150% к покупкам
12:20 Россияне назвали лучшие города для шопинга в 2025 году
11:55 В пунктах выдачи Ozon появятся зоны для съемки контента о товарах
11:30 «Займер» купит половину доли в двух бывших активах Qiwi
Алексей Никитин, «Улыбка радуги»: «Новое позиционирование – это пространство, где человеку комфортно быть собой»
11:05 В «Глория Джинс» опровергли закрытие флагмана на Тверской улице
10:40 Гендиректором «Делимобиля» избран основатель компании
10:15 Роскачество опубликовало рейтинг красных и белых вин 2025 года
Лояльность в ритейле в 2026 году: 4 ключевых тренда
09:50 Прибыль крупнейших российских компаний в 2025 году заметно снизилась
09:25 Банки разъяснили свою позицию по вопросу скидок на маркетплейсах
20:45 X5 и дизайнер Анастасия Селиванова создали модную сумку для готовой еды (ФОТО)
Ритейл без тыкв и сердечек: как «западные» праздники теряют позиции в России
20:25 Каждый второй работающий россиянин надеется получить «тринадцатую» зарплату
20:05 Бывшая российская «дочка» BAT раскрыла планы развития
19:35 Wildberries и Ozon предупредили о существенном росте цен при запрете на скидки
Осторожно, горячо: как бизнесу не «сгореть» на пике нагрузки, правильно разделяя данные
19:10 Госдума утвердила повышение НДС с 2026 года
18:45 ОКБ: в октябре объем кредитования наличными вырос на 2%
10:00 Покупки «на эмоции»: как тоска, ностальгия, предвкушение удовольствия помогают продавать в FMCG
Все новости →

В Москве в первом квартале открылся только один ТЦ

время публикации: 12:26  24 апреля 2020 года
Теги: CBRE, ТРЦ
Этот объект площадью 70 тыс. кв. м входит в состав тематического парка «Остров Мечты».
Аналитики CBRE, ведущей международной консалтинговой компании в области недвижимости, подвели итоги первого квартала 2020 года на рынке торговой недвижимости Москвы. 

Объемы ввода торговых площадей на рынке столицы, что закономерно, остаются на низком уровне, отмечают эксперты. В первом квартале 2020 года девелоперами анонсирован запуск около 200 тыс. кв. м торговых площадей, однако открытие 65% этого объема (125 тыс. кв. м) не состоялось. В конце февраля 2020 года был введён всего один торговый центр площадью 70 тыс. кв. м в составе тематического парка «Остров Мечты».

Всего в 2020 году к открытию было заявлено 340 тыс. кв. м торговых площадей, что в 1,7 раз больше, чем в 2019 году. 60% составляют объекты с перенесенной датой открытия с 2019 года. Но, с учётом того, что строительство коммерческой и жилой недвижимости в Москве приостановлено на период с 13 апреля по 1 мая, это может сказаться на переносе дат открытия некоторых объектов,  в результате чего, объем ввода по итогам года, может быть ниже прогнозного.

Строящиеся торговые объекты Москвы с заявленной датой открытия в 1-м полугодии 2020 года



Источник: исследования CBRE, первый квартал 2020.

Уровень вакантных помещений по итогам первого квартала 2020 года составил 5,9% (+0,3 п. п. к IV кв. 2019 г.). Докризисный прогноз доли свободных площадей составлял 7,0% на конец 2020 года. Если собственники ТЦ не проявят бОльшую лояльность в части смягчения коммерческих условий, существует риск закрытия небольших магазинов, которые занимают от 50 до 300 кв. м, а также более крупных форматов. В этом случае объем свободных площадей может достигнуть 10-12% к концу года.

Средний уровень свободных площадей на конец периода в объектах по году открытия объектов, %



Источник: исследования CBRE, первый квартал 2020.

Пандемия нанесла сильнейший удар бизнесу операторов fashion-ритейла, сегмента офлайн-развлечений (кинотеатры, детские клубы), а также деятельности ресторанов и кафе. Спад экономической активности в апреле неизбежно приведет к банкротству многих небольших компаний сегмента офлайн-развлечений также, как и представителей общественного питания. 

В марте арендаторы начали обращаться к владельцам торговых центров с предложениями по пересмотру условий аренды. Смягчение коммерческих условий (скидка от 20% до 30% на базовую арендную ставку или оплата арендатором только расходов на эксплуатацию) были, в первую очередь, предоставлены арендаторам таких профилей, как развлечения, фитнес, рестораны и кафе.

Тем не менее, в первом квартале, а именно – в марте, более 70% арендодателей ТЦ Москвы не предоставили скидки по арендной плате или арендные каникулы, однако, стали рассматривать скидки на апрель. 

В новых договорах аренды, заключаемых в 2020 году после или в период карантина, арендодатели прибегнут к таким инструментам, как увеличение % от оборота при сниженной арендной ставке, консолидации, сокращении срока договора, возможности одностороннего расторжения, которые позволят вернуть ставки аренды на докризисный уровень в среднесрочной перспективе.

Пандемия, в первую очередь, отражается на изменении в потребительском поведении (рост лояльности к покупкам онлайн), снижении потребительского спроса в краткосрочном и среднесрочном периодах.

По данным CBRE, взрывные показатели роста заказов и онлайн доставки были характерны и для азиатских рынков в феврале 2020 года, на который пришелся пик эпидемии. Так, поданным CNBC, крупный сингапурский продуктовый онлайн-ритейлер Redmart фиксировал 300% рост количества еженедельных доставок. Онлайн-ритейлер HKTVmall наблюдал рост ежедневных заказов в Гонконге на 165% (год к году).

В России ряд компаний воспользовался периодом изоляции населения и продолжил активно развивать запущенные ранее онлайн каналы. По данным Delivery Club, в течение марта 2020 года рост количества заказов на еженедельной основе составлял 30–45%.

Последствия распространения пандемии станут катализатором развития уже существующих трендов на рынке: развития таких форматов, как районные ТЦ, ТЦ в составе МФК, инфраструктурного ритейла, а также уменьшения объемов нового строительства. Некоторые форматы окончательно устареют, и ещё большее количество объектов будет нуждаться в пересмотре концепции. 

Александра Чиркаева, руководитель направления аренды торговых помещений CBRE в Москве, комментирует: «Несмотря на то, что бизнес большинства торговых операторов в настоящий момент заморожен, мы ожидаем возобновление приостановленных переговоров с июня и активный период восстановления в августе – сентябре, а в IV квартале развивающиеся сети постараются восполнить упущенные в первой половине года возможности».

Читайте также: 60% предпринимателей уже имеют просрочки по аренде

***

Самые интересные новости читайте в наших группах в Facebook и VKontakte, а также на канале Яндекс.Дзен.

И подписывайтесь на рассылку самых важных новостей.

New Retail