0/5

Что происходит на рынке труда в FMCG-индустрии

Что происходит на рынке труда в FMCG-индустрии
время публикации: 16:00  21 апреля 2015 года
В течение всего этого года мы слышим вопросы со стороны наших клиентов и кандидатов относительно состояния рынка труда в текущей экономической ситуации. Они звучат с разными настроениями: многие с нескрываемой тревогой, другие – скорее с любопытством, но объединяет их одно – живой интерес к тому, что происходит на рынке. И в данном случае мы как посредник между работодателями и соискателями и как организация, которая «по долгу службы» контактирует с огромным количеством компаний, становимся центром информации по этому вопросу.

Вакансии

Нужно сказать, что объем и специфика вакансий действительно изменились. Если кратко, то вакансий стало меньше, а фокус поиска сместился в сторону более редких (в том числе антикризисных) позиций.

Что касается количества вакансий, то его снижение связано с несколькими факторами:

  1. Многие компании заморозили поиски «до лучших времен». Т.е. фактически эти вакансии существуют, однако компании-работодатели не готовы прямо сейчас брать новых людей в структуру, т.к. не понимают, как бизнес будет чувствовать себя в ближайшей перспективе. Такие компании сейчас с большей вероятностью перераспределят обязанности между текущими сотрудниками, нежели наймут нового специалиста.
  2. «Заморозились» или отменились проекты, связанные с развитием, и инвестиционные проекты. В данном случае у компании в принципе отпадает необходимость в тех специалистах, которых они наняли бы под такие проекты.
  3. Ухудшение общей экономической ситуации всегда ведет к тому, что на первое место выходит понятие эффективности. С кадровой точки зрения оценка эффективности скорее приведет к оптимизации штата, нежели к его расширению.

Если говорить о специфике позиций, то она также изменилась.

Благоприятные в экономическом плане времена, как правило, характеризуются наличием большого количества типовых для конкретного рынка вакансий, многие из которых попадают в агентства из-за их массовости и относительной срочности. Для FMCG-рынка это вакансии руководителей подразделений в маркетинге и продажах, бренд-менеджеров, менеджеров по работе с ключевыми клиентами, логистов и т.д. С 2011 по 2014 год именно эти вакансии были на пике популярности.

Depositphotos_21186915_s.jpg

Для кризисного же периода характерно снижение количества типовых вакансий, но увеличение потребности в более редких специалистах – антикризисных менеджерах высшего звена (генеральные и финансовые директора), специалистах по оптимизации в логистике и финансах, также сохраняется спрос на сильных коммерческих директоров и менеджеров по продажам. Кроме того, в кризисный период мы чаще работаем над позициями, связанными с заменой неэффективных сотрудников в бизнес-инициирующих подразделениях.  

Выделяются компании-заказчики, которые хотят воспользоваться экономической ситуацией и усилить свою позицию, особенно на фоне падения конкурентов. Так, например, уже в первом квартале 2015 года мы реализовали несколько проектов по поиску директоров по маркетингу, которые были бы способны усилить функцию маркетинга с точки зрения ее эффективности и даже агрессивности.

Уровень заработных плат

Многие кандидаты задают вопрос о том, снизился ли уровень заработных плат в связи с кризисом. Говорить о снижении уровня заработных плат именно в такой формулировке, на мой взгляд, некорректно. Однако можно отметить, что сами кандидаты сейчас проявляют гораздо большую гибкость при обсуждении финансовой стороны предложения работодателя, осуществляя, таким образом, своеобразный демпинг. В первую очередь это касается кандидатов, находящихся в активном поиске работы или даже потерявших работу из-за кризиса. Понимая, что конкуренция среди претендентов на вакансию сейчас выше, такие кандидаты готовы снижать свои финансовые ожидания, что искусственным образом в определенной степени влияет на рынок в целом.

Сокращения

Много ли кандидатов вышло на рынок в поиске работы? Если сравнивать с благоприятными в экономическом плане временами, то да. Многие компании провели 10-30% сокращения своего штата. Для ряда компаний из food-сегмента это стало последствием санкций и, соответственно, снижения объемов бизнеса в России и случилось в конце 2014 года. Ряд компаний принял такое решение уже в этом году после анализа результатов продаж. Некоторые организации, например, из сегмента бытовой техники и электроники (который в целом стагнирует), осуществляли сокращения планомерно и постепенно в течение всего 2014 года.

Depositphotos_23444890_s.jpg

Таким образом, текущую ситуацию можно назвать «рынком работодателя», поскольку из-за сокращения количества рабочих мест растет конкуренция за эти места среди кандидатов, и это касается, в первую очередь, позиций среднего уровня. Если же говорить о топовых позициях, то мы по-прежнему выполняем задачу «хантинга» кандидатов, поскольку те из них, кого не коснулись экономические изменения, сейчас ориентированы на стабильность и не готовы рисковать надежным и привычным местом даже ради амбициозных задач и ярких перспектив.  
Текущую ситуацию можно назвать «рынком работодателя»

Следовательно, в данный момент мы наблюдаем вполне логичное и согласующееся с общей экономической ситуацией изменение рынка труда в индустрии FMCG. Оно характеризуется снижением количества вакансий и изменением их специфики, «искусственным» изменением уровня заработных плат и растущей конкуренцией среди кандидатов. При этом на рынке достаточно регулярно появляются интересные и нестандартные позиции, потребность в которых обусловлена именно кризисом, на эти позиции работодатели готовы приглашать сильнейших профессионалов рынка.  

Александра Дятлова,
старший консультант департамента Executive Search и Management Selection в отрасли FMCG


0
Реклама на New Retail. Медиакит