0/5

Споры селлеров с маркетплейсами: по каким причинам возникают и как это предотвратить

Споры селлеров с маркетплейсами: по каким причинам возникают и как это предотвратить
время публикации: 10:00  02 февраля 2024 года
@freepik
Популярное направление деятельности для предпринимателей оказалось спорной точкой. Подскажем несколько юридических нюансов, которые помогут защитить кошелек селлера от штрафов.
За последние годы количество судебных разбирательств селлеров с маркетплейсами заметно выросло. Так, если в 2019 году число споров с участием только Wildberries находилось на отметке 37, то в 2022 году оно достигло 732. Основная причина – маркетплейсы часто меняют условия сотрудничества в одностороннем порядке. Они вводят новые требования, прописывают очередные обязанности селлеров, а также штрафы за их несоблюдение.

Споры селлеров с маркетплейсами: по каким причинам возникают и как это предотвратитьКак еще маркетплейсы могут ограничить селлеров в правах и как вторым следует на это реагировать? Подробнее рассказывает Мария Вишнякова, руководитель направления судебной защиты и правового анализа Юридической группы «Совет».

Мария Вишнякова, руководитель направления судебной защиты и правового анализа. Выпускница Института права, социального управления и безопасности Удмуртского государственного университета, закончила магистратуру Российской правовой академии Министерства юстиции РФ. Специализируется в области судебной защиты селлеров как по общеправовым вопросам, так и в сфере интеллектуальной собственности.


С какими сложностями сталкивается селлер?


Основная сложность селлеров в работе с маркетплейсами — постоянно обновляющаяся оферта. В договоре оферты должны быть прописаны все требования к селлеру, за которые площадка может выписать штраф. 

Список частых причин, по которым селлера могут оштрафовать или даже заблокировать его профиль на маркетплейсе:

● отсутствие сертификата соответствия на товар;
● жалобы на продажу селлером товара под чужим брендом;
● продажа товара из списка запрещенных;
● обещание наград за отзывы о товаре;
● срывы сроков поставки товара;
● неправильная упаковка, маркировка товара, грубые ошибки в карточке товара;
● самовыкуп товара;
● искажение габаритов товара;
● неправильный срок годности;
● несоответствие полученного покупателем товара тому, что продает селлер.




Читайте также: Цена ошибки: какие юридические промахи чаще всего совершают селлеры маркетплейсов




Как не допустить нарушений?

 
Когда проблема в оферте, лучшее решение — регулярно следить за возможными изменениями. И отслеживать апдейты стоит как можно чаще, например, раз в неделю. Следить за изменениями можно несколькими способами:

1. В телеграм-каналах селлеров и маркетплейсов;

2. В личном кабинете селлера, скачивая предыдущую версию оферты и сравнивая ее с текущей на специализированном сайте, например, Embedika или Copyleaks.

Если вовремя не заметить изменения в оферте, можно столкнуться с проблемами, например, по части упаковки:

● Продукция не соответствует установленным габаритам категории — у маркетплейса будут вопросы к селлеру; 

● Селлер передал товар в одном виде, а он дошел до покупателя в другом — вопросы будут уже к маркетплейсу.

Именно по этим причинам важно дополнительно фиксировать процесс упаковки и отгрузки товара. Также необходимо измерить всю продукцию, если маркетплейс установил нормы на габариты товара.


Что делать, если произошла ситуация не в пользу селлера?


Если маркетплейс удержал штраф, селлеру нужно придерживаться определенного алгоритма действий. 

1. Проверить, за что начислен штраф; 
2. Проверить, точно ли с вашей стороны было допущено такое нарушение;  
3. Зафиксировать списание штрафа; 
4. Обратиться на площадку с запросом о предоставлении доказательств нарушения требований договора-оферты. Запрос должен содержать требования:

● предоставить доказательства фиксации нарушения;
● предоставить подтверждающие документы, согласно которым маркетплейс установил нарушение селлера.

Как правило, у маркетплейса подтверждающих документов не бывает, и само списание штрафа может быть незаконным. Судебная практика показывает, что в судах маркетплейс не всегда может доказать законность своих действий. Поэтому рекомендуем селлерам обращаться в судебные инстанции.

Споры селлеров с маркетплейсами: по каким причинам возникают и как это предотвратить
@freepik

Разберем пример одного судебного дела, которое происходило в Арбитражном суде города Москвы.

1. Между маркетплейсом и селлером был заключен агентский договор посредством подписания договора-оферты.

● Согласно оферте, маркетплейс принимает товар по согласованной форме акта и предоставляет отчет по продажам. 
● Селлер размещает свои товары на маркетплейсе.
● Маркетплейс реализует от имени продавца продажу товаров. 
● Акты и отчеты маркетплейс размещает в личном кабинете селлера.

2. Неожиданно селлер получил списание суммы штрафа на несколько миллионов рублей за занижение фактических габаритов упаковки товара.

3. На запрос селлера о предоставлении документов, подтверждающих причину штрафа, маркетплейс ответил отказом. Скорее всего, потому что таких документов у площадки нет. 

4. В ответ на официальный адрес маркетплейса была направлена претензия. В последующем селлер обратился в суд с иском о необоснованном обогащении со стороны маркетплейса.

5. Площадка не смогла предоставить подтверждающих доказательств нарушения со стороны селлера. Суд взыскал в полном объеме сумму удержанных штрафов в пользу селлера, а также все судебные издержки, понесенные продавцом в процессе спора с маркетплейсом.

Что стоит вынести из этого кейса: если есть штраф, следует выяснить, по какой причине он наложен на селлера. Если маркетплейс не может предоставить подтверждающих документов, нужно обратиться в суд, чтобы не платить площадке за те действия, которых вы не совершали.

Мария Вишнякова, 
руководитель направления судебной защиты и правового анализа 
Юридической группы «Совет».

Для NEW RETAIL

0
Реклама на New Retail. Медиакит