0/5

Почему российский ритейл не реализует RFID-проекты

Почему российский ритейл не реализует RFID-проекты
время публикации: 10:00  14 ноября 2019 года
Руководитель направления RFID и IoT компании «Первый Бит» Владимир Алмазов рассказал о сдерживающих факторах использования ритейлерами RFID, что послужит драйвером повышения интереса у игроков розничной торговли к этим технологиям, где их лучше им применять и почему.
Почему российский ритейл не реализует RFID-проекты
В каждой отрасли RFID-технологии проходят этап «ломки льда». То есть когда компании сомневаются в том, что RFID-технологии могут принести реальную пользу и окупить немалые вложения в них. 

Российские ритейлеры не исключение. Они сталкиваются со многими сдерживающими факторами по началу использования RFID.



Что именно их останавливает 

Выделю два основных сдерживающих фактора.

Дороговизна применения RFID. Вспомним провалившийся проект «Магазин Будущего», который совместно реализовывали «Роснано», Х5 Retail Group и РТИ. 

Все продовольственные товары в этом магазине были промаркированы RFID-метками. Благодаря этому можно было прослеживать движение каждого товара: начиная от производителя, привозящего продукцию на склад, и заканчивая корзиной покупателя. Основной фишкой этого магазина было отсутствие кассиров. Покупатели оплачивали покупки, с помощью специального терминала. Он сканировал RFID-метки товаров в корзине и выдавал общую сумму к оплате. 

Все бы ничего, но, например, одна RFID-метка, нанесенная на консервную банку, стоила дороже, чем сама консерва. Стоимость такой метки до сих пор составляет около 60 руб.

Кто будет платить за создание RFID-системы: производители или ритейлеры? Иными словами, нет согласованности между ними. Производителю выгодно внедрять RFID, когда все его заказчики попросят маркировать RFID-метками продукцию. У ритейлеров наоборот: когда все производители, с кем розница сотрудничает, начнут поставлять товары с такими метками. Только в этом случае ритейлерам будет резонно создать RFID-систему.  


Драйверы 

Доверие к RFID – один из главных драйверов начала использования ритейлерами этих технологий. Однако доверять им игроки розницы начнут лишь после оценки уже реализованных RFID-проектов. И если ритейлер увидит, что с помощью RFID конкуренты получают явное преимущество, только тогда он рассмотрит применения этих технологий у себя.

Другим драйвером станет требование законодательства маркировать продукцию RFID-метками. Маркировка контрольными идентификационными знаками (КИЗ) меховой продукции – яркий пример. КИЗ содержит RFID. 

И если такие требования на другие товары вступят в силу, то игроки розницы начнут искать преимущества, которые они могут извлечь из RFID.

Почему российский ритейл не реализует RFID-проекты


Где ритейлерам лучше всего применять RFID и почему?

Прежде всего, игрокам розницы будет полезно использовать RFID-технологии для ускорения учетных процессов. Это приемка, инвентаризация, перемещение и отгрузка продукции. Все эти операции можно ускорить во много раз с помощью мобильного RFID-терминала сбора данных.

Благодаря RFID ритейлеры также могут эффективно контролировать в реальном времени местонахождение товаров на территории распределительных центров, складов и магазинов. 

Для этого им нужно разместить на проходах RFID-порталы, которые представляют собой стационарный считыватель с разнесенными в две стороны антеннами, создающими разграничение по зонам. И внедрить специализированную программу. Например, модуль «БИТ:RFID», который встраивается в конфигурацию «1С» заказчика. Таким образом, ритейлеры будут знать, где находятся товары и когда они туда поступили. 


Увеличатся ли цены на товары от использования ритейлерами RFID? 

Использование RFID не должно привести к повышению цен на товары. Дело в том, что компании смогут компенсировать затраты на метки, внедрение и обслуживание RFID-системы за счет оптимизации своих расходов на процессы внутренней логистики.

Быстрая оборачиваемость, увеличение проходимости распределительных центров, уход от потерь на ошибках сотрудников, экономия на зарплате - все это позволит зарабатывать компании больше при тех же ценах на товары.




Читайте также: С какими проблемами может столкнуться ритейл при внедрении цифровых технологий?




Вывод 

В Европе и США RFID-технологии тоже прошли этап недоверия к себе. И сейчас их успешно применяют иностранные ритейлеры. Decathlon, Marks & Spenser, Marc O'Polo, Zara и многие другие торговые сети являются первыми, кто перешел на RFID. Взять хотя бы Adidas. Компания реализует в России пилотные RFID-проекты для обкатки этих технологий. 

Российские ритейлеры – достаточно искушённые потребители технологий. И таких потребителей вряд ли получится привлечь разовыми хайп-решениями. Ведь привычка осторожных инвестиций дает зеленый свет только проверенным технологиям.
 
Однако российским ритейлерам будет сложно избежать цифровой трансформации. Да, кое-кто ее уже начал. Но если говорить о массовом переходе российских ритейлеров на цифровые технологии, включая RFID, его можно ожидать через год-два. В противном случае отказ от использования таких технологий приведет к очевидному отставанию и потере конкурентных преимуществ.

Владимир Алмазов 
Руководитель направления RFID и IoT компании «Первый Бит» 


0
Реклама на New Retail. Медиакит