0/5

Улыбнитесь! Вас снимает биометрическая камера

Улыбнитесь! Вас снимает биометрическая камера
время публикации: 10:00  18 января 2019 года
Не так давно оплата товаров и услуг пластиковыми картами казалась верхом технического прогресса. А сейчас ритейл все активнее внедряет в свои бизнес-процессы биометрию. Оплатить товары с помощью отпечатка пальца или даже…улыбки, – нет ничего невозможного.
Улыбнитесь! Вас снимает биометрическая камера


Павел Конозаков, генеральный директор timebook, – о том, как биометрия позволила оптимизировать бизнес ритейл-компаний, и какие технологии нужно комбинировать для максимально точного распознавания сотрудников. 




Идентичность – новая цифровая нефть

«Идентичность – это совершенная цифровая валюта, и она рискует превратиться в оружие промышленных масштабов», – поделился недавно с газетой The New York Times Alisdair Faulkner, один из основателей ThreatMetrix, разработчиков ПО для обнаружения мошенничеств. Действительно, с каждым годом проверка идентичности все больше заменяет нам фотографии, паспорта и PIN-коды – ведь намного удобнее приложить палец к сканеру, чем все время носить с собой целый ворох карт и документов. 

В итоге, по данным исследования Technavio, объем рынка биометрических данных в розничной торговле вырастет до конца 2020 года более чем на 20%. 

Биометрия уже сейчас полностью меняет подход к торговле: к примеру, с прошлого года в KFC в Китае можно расплачиваться «улыбкой», а одна из крупнейших международных сетей супермаркетов iFresh планирует в ближайшее время внедрить автоматические кассы с использованием биометрических платежных терминалов и тем самым улучшить качество работы с клиентами. 

Улыбнитесь! Вас снимает биометрическая камера
 
В России «Азбука вкуса» приступила к тестированию биометрической оплаты товаров – при помощи отпечатка пальца. Всего к 2023 году 2,6 миллиардов человек во всем мире будут использовать свои биометрические данные для проведения платежей, подсчитали в Goode Intelligence. 
И это далеко не все сферы применения биометрии в ритейле. 

Розничные магазины уже начинают внедрять биометрическую идентификацию для подсчета потока посетителей, оптимизации товарной линейки и анализа цифровой полки, формирования персонализированной рекламы с учетом профиля покупателя, проведения оценки качества обслуживания. А также других, часто неожиданных задач: например, при проверке возраста покупателей таких товаров, как табак или алкоголь.

Более того, биометрическая идентификация успешно помогает автоматизировать задачи по управлению бизнесом и внутренними рабочими процессами, такими как контроль трудовой дисциплины и расчет заработной платы, оптимизация численности персонала и графикование смен. 

Планирование графиков работы персонала или расчет зарплатных табелей для розничных предпринимателей обычно осложняется множеством требований в области отработанных сотрудниками часов и сверхурочных, выдачи отпусков или больничных, которые они должны соблюдать. Биометрия в данном случае помогает сделать полностью прозрачными процессы workforce management на всех этапах, от фиксации прихода и ухода сотрудника до планирования смен с учетом фактической нагрузки на торговую сеть. 








Фейс-контроль или отпечатки пальцев?

Рынок биометрической аутентификации постоянно растет, и сейчас, помимо более-менее прижившейся идентификации по отпечатку пальцев, есть также технологии, позволяющие распознавать ладонь, рисунок вен, подпись, голос, походку, радужку глаза и все лицо, ритм нажатия клавиш и даже запах человека. 

Однако все эти технологии существенно различаются между собой и оптимальны для решения далеко не всех задач. Чтобы понимать, какая из них нужна под ваши потребности, стоит знать об их преимуществах и недостатках.

Так, распознавание отпечатка пальца – исторически первый тип биометрической идентификации, завоевавший рынок ритейла. По данным Statista за 2018 год, технология захватила почти 32% рынка биометрии и применяется в торговле для проведения платежей, мониторинга посещаемости, проведения инвентаризации и разграничения контроля доступа. 

Для иллюстрации, сеть пиццерий Andy's Pizza внедрила оптические сканеры, распознающие отпечатки пальцев, для разграничения доступа барменов и официантов к сенсорным информационным терминалам. А в сети «Дикси» на входе во все супермаркеты еще в 2016 году были установлены дактилоскопические сканеры, которые фиксировали отработанные сотрудниками часы.
 
Улыбнитесь! Вас снимает биометрическая камера

Несмотря на популярность технологии, у нее есть ряд очевидных несовершенств. По сути, сканер работает благодаря камере, которая фотографирует отпечаток пальца и сравнивает фотографию с образцом, занесенным в базу данных. И если палец жирный, грязный или мокрый – это особенно характерно для работников пищевой промышленности – точность распознавания снижается, так как меняется рисунок отпечатка. Поэтому сотруднику достаточно намочить или поранить палец, чтобы система не сработала – этим ее недостатком нередко пользуются мошенники или опоздавшие сотрудники.  

В то же время точность других инструментов идентификации, работающих с рисунком вен или фотоизображениями в высоком разрешении, может преодолевать планку в 99% и не так сильно зависит от внешних факторов. Поэтому многие компании на рынке предпочитают распознаванию отпечатков идентификацию по рисунку вен (васкулярное сканирование)

Распознавание вен считается более точным методом: сосудистый рисунок человека уникален, да и сама система обычно менее чувствительна к внешним факторам, таким как влажные руки, наличие на них ран или мозолей. Кроме того, технология требует более простого технического обслуживания: она работает за счет инфракрасного излучения, и контакт между рукой и считывателем ей не нужен. 

Соответственно, снашивается носитель медленнее, а сам способ идентификации является более гигиеничным, что важно при работе с продуктами питания. Эту технологию используют, например, в крупной сети Burger King, а также в X5 Retail Group, где отказались от технологии идентификации по отпечатку пальца в пользу распознавания сосудистой сетки ладони, преимущественно для управления штатом.

Улыбнитесь! Вас снимает биометрическая камера
 
Бесконтактные технологии в целом лучше принимаются сотрудниками, поэтому не менее популярны на рынке системы распознавания по изображению лица

Нередко эти инструменты используют для управления рабочим временем сотрудников, так как они полностью исключают вероятность мошенничества со стороны персонала или наличия «мертвых душ» в компании. 

Принцип работы такой системы прост: ИТ-решение распознает сотрудников – обычно по фотографиям, занесенным в базу – и фиксирует время их прихода и ухода с рабочего места. Для того чтобы минимизировать возможность замены реального человека его изображениям, обычно настраивается какой-то особый идентификатор: например, система может распознавать «живость» человека, фотографируя его до и во время улыбки – и только после этого подтверждать его идентичность. В итоге, благодаря своей точности и удобстве в использовании, идентификация по лицу занимает значительную долю рынка биометрии – более 21%, по данным Statista.

Улыбнитесь! Вас снимает биометрическая камера
 
Однако и такой инструмент можно обмануть, например, если поднести к сканеру две фотографии человека, без улыбки и улыбающегося. В систему закрадется ошибка. Поэтому для увеличения точности распознавания ритейл-сети предпочитают комбинировать сканеры, предназначенные для идентификации лиц, с карточной системой

На каждой карточке фиксируется уникальный номер, который передается в систему для того, чтобы зафиксировать присутствие сотрудника на рабочем месте. Карточки без дополнительной идентификации имеют свою слабую сторону: их можно передать другому человеку, который отметится за сотрудника. А вот в связке с распознаванием лиц вероятность ошибок или мертвых душ в компании практически сводится к нулю. 

Так, недавно сеть «М.Видео» внедрила систему на базе технологий распознавания лиц и карточной системы для решения задач workforce management. Использование биометрии позволило сделать систему компенсаций розничной сети полностью прозрачной, а расходы на ФОТ – ниже. 
Еще один пример – Burger King, где реализована система контроля доступа, совмещенная с камерой. Внедрение системы позволило контролировать, чтобы сотрудники проходили терминал в униформе, а не в верхней одежде, как случалось до установки камер.
 
И, наконец, совсем недавно на рынке стал набирать популярность новый вид распознавания – «поведенческая идентификация». Технология отслеживает то, как вы нажимаете, прокручиваете и печатаете на экране телефона или на клавиатуре, используя датчики в телефоне или код на веб-сайтах. Биометрическое программное обеспечение может определить давление, с которым пользователь нажимает и печатает – и на этом основании определить не только его личность по поведенческим реакциям, но и контекст. 

Вы знали, например, что дома вы печатаете совсем не так, как в офисе? Такие инструменты позволяют настроить максимально эффективную таргетированную и контекстную рекламу. Некоторые компании, как американский стартап Forter, занимающийся, в том числе, поведенческой биометрией в рознице, собирают по крупицам такие данные: в базе данных Forter есть записи о 175 миллионах человек из более 180 стран.
 
Улыбнитесь! Вас снимает биометрическая камера


Свет мой, зеркальце, скажи!

Конечно, для массового внедрения биометрии в работу ритейла все еще есть несколько препятствий. 

Во-первых, многих пользователей беспокоит конфиденциальность их биометрических данных: недавнее исследование, проведенное Институтом Брукингса, показало, что половина американских потребителей не приветствует использование распознавания лиц в розничных магазинах. А ведь мировой рынок биометрических данных будет расти со среднегодовой скоростью в 17,41% вплоть до 2026 года! То есть скоро, по мнению недовольных, совершенно не останется ничего личного и скрытого от чужих глаз. Во-вторых, заказчиков тормозят достаточно высокие цены на оборудование и ПО для биометрической идентификации. 

На самом деле причин для опасений намного меньше, чем кажется. Мы почти ежедневно и так используем биометрические данные для разблокировки телефонов или оплаты счетов. Массовое внедрение биометрической идентификации в ритейле лишь значит, что к хранению данных пользователей будут предъявляться более высокие требования, а использование и передача биометрии будут ограничены стандартами, установленными на государственном уровне.
 
Улыбнитесь! Вас снимает биометрическая камера

Что касается дороговизны биометрического оборудования, любые затраты на него окупятся даже для среднего бизнеса. К примеру, нередко компании несут большие убытки из-за недостаточного контроля трудовой дисциплины персонала. Это могут быть и «мертвые души», и нарушение рабочего графика, и несвоевременное оформление отпусков и больничных. Автоматизации workforce management позволяет повысить дисциплину и оптимизировать расходы на персонал – сотрудники попросту не смогут «красть» время и ресурсы компании.

Поэтому в ближайшем будущем мы увидим, как биометрия все активнее завоевывает розницу, а технологии совершенствуются. Не так давно на рынке начали появляться совершенно новые решения, позволяющие отслеживать мозговые или сердечные импульсы, а некоторые компании начали интегрировать биометрию с социальными сетями для формирования расширенного профиля потребителя. 

Биометрия также становится отличным базовым инструментом для последующего внедрения видеоаналитики, предназначенной, например, для оценки качества работы сотрудников. такие прогрессивные инструменты полностью изменят рынок биометрической идентификации в торговле уже в ближайшие пять лет.
 
Павел Конозаков, генеральный директор timebook

0
Реклама на New Retail. Медиакит