Когда я предлагаю руководителям существенно снизить долю «мотивационного пакета» в доходе сотрудника, или, в отдельных случаях вовсе отказаться от него, я слышу в их испуганных ответах страх.
Страх того, что если не платить людям бонусы, они и не захотят работать хорошо.
Конечно, слишком низкий уровень заработной платы или полное ее отсутствие – точно не лучший способ выстроить эффективные взаимоотношения с подчиненными. Но если сотруднику не нравится уровень предложенной заработной платы, у него нет права, ни законного, ни морального, работать плохо. Он может либо согласиться работать хорошо за предложенные деньги, либо уволиться.
Третьего не дано.
Ниже – фундаментальные правила отношений работника и компании, которые никому из сотрудников никогда нельзя давать нарушать:
1. Приняв на работу любого работника, вы заключаете с ним неформальный договор социального найма.
2. По нему вы покупаете все рабочее время сотрудника по ставке, которая указана в договоре, и с которой он согласился (иначе бы он его не подписал!).
3. До тех пор, пока вы выполняете свою часть договора (платите заработную плату и обеспечиваете сотрудника ресурсами), вы вправе требовать от него полного соблюдение своей части.
4. На деле это означает, что все восемь часов рабочего времени сотрудников полностью принадлежат вам. И что вы вправе требовать от сотрудника в эти восемь часов полноценного и неукоснительного выполнения поставленных вами задач. В том числе в эти обязанности входит интенсивный, полноценный, качественный труд в течение всего рабочего времени.
5. Если поставленные перед сотрудником задачи не противоречат законодательству РФ, у него нет права уклоняться, ни по какому поводу, от выполнения поставленных задач, или выполнять их плохо.
6. Сотрудник имеет право выразить несогласие с задачами, донести до руководителя свою позицию и предложить их пересмотреть. Но у руководителя есть право отказаться от этого предложения.
7. В случае несогласия с задачами у сотрудника есть установленное законом право покинуть компанию. И это единственный законный способ для него избежать выполнения поставленных задач.
8. Всякие другие формы отказа – от прямого неподчинения, мягкого уклонения от выполнения распоряжений и задач, снижения качества работы, «итальянской забастовки», в том числе под предлогом «низкой» оплаты или отсутствия бонуса, – являются нарушениями трудовой дисциплины, и вы должны реагировать на них соответствующим образом.
9. Сотрудник не имеет законного права выбирать на своё усмотрение методы выполнения работы, стандарты результатов, скорость решения и так далее. Другое дело, что работает это только тогда, когда в вашей компании есть не только мотивация, но и планы работ со сроками, стандарты качества. А они у вас есть?
10.Работодатель имеет право поощрить сотрудника за высокое качество работы в денежной или иной форме, но это поощрение является добровольным актом, а не обязанностью.
11.Если условия оплаты труда не устраивают сотрудника, он вправе обсудить их с начальством, и, если они ни о чем не договорились, он вправе покинуть компанию. Но пока он является действующим сотрудником, он не вправе ни в какой форме и ни под каким предлогом снижать качество и интенсивность своей работы, не вправе тратить рабочее время на личные задачи (если это не оговорено особо) и не вправе отклоняться от поставленных задач без предварительного согласования с руководством.
Если вы заведете такие правила в своей компании (что на старте будет непросто, но потом вы получите существенные дивиденды), вы сумеете «слезть с иглы» под названием «мотивация» и пересесть на нормальные, трудовые, эффективные взаимоотношения с подчиненными, которые прекрасно работают по всему миру.
Если вы хотите узнать об этом больше, посмотрите бесплатный видеокурс о том, почему материальная мотивация – это управленческая импотенция.
Элемент 64959 не найден.