Исследование: россияне сокращают траты на развлечения
время публикации: 10:00 23 августа 2017 года
Исследовательский холдинг Ромир расспросил россиян на предмет того, как они развлекаются и проводят свой досуг, и что изменилось в развлекательных сценариях по сравнению с докризисными временами. Изменения произошли значительные, и только «в области балета», оперы и классической музыки наблюдается стабильность.
В вопросе проведения досуга и развлечений россияне разделились на практически два равных лагеря. Почти половина их них (51%) никакие развлекательные заведения и мероприятия за последние полгода не посещали. А 49% в развлечениях себе не отказывают.
Однако по сравнению с осенью 2014 года было зафиксировано небольшое, чаще в пределах статпогрешности, сокращение числа посещавших рестораны, театры, концерты, музеи, боулинги, сауны. Увеличилось аудитория только у кинотеатров и ресторанов быстрого питания. Происходит это на фоне почти повсеместного сокращения среднего чека за одно посещение. Правда, за три года выросла частота посещения ресторанов и фаст-фуда, бань и соляриев, но сократилась – театров, музеев, концертов современной музыки, кинотеатров, ночных клубов. Вечными по частоте и стабильными в финансовом вопросе остались только концерты классической музыки, оперы и балета.
Исследовательский холдинг Ромир в рамках очередного общероссийского опроса населения* попросил своих респондентов рассказать о том, как они проводят свой досуг – какие заведения и мероприятия посещают, как часто, сколько на это тратят. Аналогичный опрос проводился осенью 2014 года, то есть фактически до начала кризиса, что дает возможность для сравнения – как изменилось поведение россиян в вопросе развлечений.
Итак, сразу отметим, что почти за три года выросло на 6% - с 45% до 51% - число тех, кто не посещал никаких мероприятий и развлекательных заведений. Чаще, чем в среднем по выборке такой ответ давали россияне старше 45 лет, жители малых городов и сельской местности, респонденты из Южного и Сибирского округов.
Остальная же половина взрослого населения страны от развлечений в целом не отказалась, однако почти по всем позициям было отмечено небольшое, чаще в пределах статистической погрешности, сокращение числа посетителей (см. Диаграмму 1).
Диаграмма 1. Посещение развлекательных заведений и мероприятий за последние 6 месяцев. (Возможно несколько вариантов ответа, поэтому сумма превышает 100%).
Источник: Ромир, октябрь 2014 - июнь 2017
Так, с 30% до 26% сократилось число тех, кто признался в посещении кафе и ресторанов. Один процент посетителей (с 13% до 12%) потеряли салоны красоты, 2% (9% против 7%) - платные бани и сауны, вдвое (с 2% до 1%) сократилось число посетителей SPA-центров и соляриев.
Почти вдвое сократилась доля театралов – с 11% до 6%, почти втрое – с 8% до 3% - уменьшилось число посетителей концертов современной музыки, и в два с половиной раза – с 5% до 2% –сократилась доля посетителей концертов классической музыки, оперы и балета. Уменьшилось и число посетителей боулингов и бильярдных – с 8% до 6%. Также на 2% сократилась аудитория ночных клубов – с 7% до 5%.
Небольшой, но рост посетителей был зафиксирован только по двум позициям. По сравнению с осенью 2014 года на 2% выросла доля посетителей кинотеатров – с 22% до 24%. Также 2% аудитории приобрели рестораны быстрого питания – теперь их посещают 19% против 17% три года назад. Таким образом, если раньше излюбленным способом времяпрепровождения россиян были кино и кафе, то на сегодняшний момент походы в кино сопровождаются посещением фаст-фудов.
Однако не столь тревожно небольшое, повторимся, в пределах статпогрешности, сокращение посетителей развлекательных заведений, сколько изменения частоты их посещений и размера среднего чека (см. Рисунок 1).
Рисунок 1. Изменение частоты и среднего чека при посещении развлекательных заведений и мероприятий.
Источник: Ромир, октябрь 2014 - июнь 2017
Так, частота посещений развлекательных мероприятий и заведений по половине позиций сократилась, а по другой половине – выросла. Например, немного выросла частота посещений кафе и ресторанов – с 1,9 раз в месяц в 2014 году до 2,2 раз в текущем. Еще более существенно увеличилась частота посещений ресторанов быстрого питания – с 2,5 раз в месяц до 3,4 раз. Любители бильярда и боулинга теперь посещаются его значительно чаще – 0,8 раза в месяц против 0,2 раза в 2014 году.
Рост средней частоты посещений был отмечен также в SPA-центрах и соляриях, где она увеличилась с 1,2 раза в месяц до 2,4 раза. Среднее количество походов в бани и сауны также выросло с 3 раз до 4,6 раз в месяц. Салоны красоты теперь россияне посещают с частотой 1,3 раза в месяц против 1,2 в 2014 году.
Возможно, рост частоты посещений именно по этим оздоровительно-эстетическим позициям связан с сезонностью проведения опроса. Напомним, что в 2014 году опрос проводился в октябре, соответственно респонденты делились опытом посещений этих заведений весной и летом, что традиционно сопровождается сезонным спадом. В нынешнем же году речь шла о первой половине года, соответственно и спрос на солярии и бани оказался выше. Не исключено также, что в нынешней непростой экономической ситуации часть потребителей не могут позволить себе поездки на море, заменяя его походами в солярий и на SPA-процедуры.
Сокращение частоты посещений было зафиксировано в кинотеатрах – с 1,5 до 1,1 раза в месяц. В полтора раза реже теперь россияне ходят в музеи – сокращение с 0,9 до 0,6 раз в месяц, и почти втрое реже в драмтеатры и на концерты современной музыки – сокращение частоты с 1,1 раза до 0,4. Частота посещения ночных клубов также сократилась с 1,4 до 1 раза в месяц. Не изменилась только частота посещений концертов классической музыки, оперы и балета – как и три года назад она составляет в среднем 0,8 раза в месяц.
А вот в вопросе изменения размера среднего чека за одно посещение на одного человека наблюдается явная тенденция к его сокращению. Вырос средний чек только за билеты на концерты современной музыки с 1080 до 1311 рублей, а также на посещение салонов красоты – с 817 до 1087 рублей. Однако этот номинальный рост на 18% по концертам и на 25% на салоны красоты, увы, был «съеден» накопленной за этот период инфляцией, которая составила порядка 27%.
По остальным же видам досуга и развлечений за три года произошло удешевление среднего чека. Так, теперь в ресторанах в среднем россияне тратят 707 рублей на человека против 808 в 2014. Даже в набирающих популярность ресторанах быстрого питания чек худеет – с 592 до 488 руб., что, возможно, и является одной из причин роста аудитории этих заведений.
На походы в кино россияне теперь тратят в среднем почти вдвое меньше – 365 рублей вместо 615 три года назад. Вероятно, теперь кинопросмотры обходятся без закусок и напитков. Без покупки программки или похода в буфет в антракте теперь, видимо, проходят и походы в театр, за которые россияне сегодня в среднем платят 662 рубля против 720 в 2014 году. Похудел и средний чек для посещений выставок и музеев – с 572 до 415 рублей. На один поход в ночной клуб посетители теперь в среднем платят 921 рубль против 1025 три года назад.
Сократили россияне свои единоразовые траты и при посещении соляриев (с 788 до 652 руб.) и бань (с 749 до 648 руб.). Почти неизменными остались средние чеки за одно посещение боулинга (786 руб. в 2014 году и 762 в нынешнем) и концертов классической музыки, оперы и балета (894 руб. в 2014 году против 826 сегодня).
Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о том, что россияне экономят на развлечениях. Доля полностью отказавшихся от походов в развлекательные заведения не велика. Однако те респонденты, которые проводят досуг вне дома, явно сокращают и набор, вариативность выходов «в свет», и единовременные траты на развлечения.
*Во всероссийском опросе приняли участие 1500 человек в возрасте от 18 лет старше, проживающие в городах и сельской местности, во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое население России.
0
Последние новости
Самое популярное
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...
- Как правильно работать с отзывами на маркетплейсах