Как иностранные туристы формируют рынок потребления в России?

время публикации: 10:00 12 марта 2025 года
@Freepic

Рассказывает Вадим Клементьев, Исполнительный директор DigiTaxFree - цифрового оператора tax free в России.
Согласно статистическим данным Погранслужбы ФСБ РФ, в 2024 году Россию с туристическими целями посетили 1,57 млн (1 571 948) иностранных граждан и количество иностранных туристов, приезжающих в Россию, увеличивается с каждым годом. Напомним, что в 2023 году въездной турпоток составил всего 670,7 тыс. человек. Для сравнения: в доковидном 2019 году Россия приняла 5 061 696 иностранцев, указавших целью визита «туризм», т.е. в три с лишним раза больше.
Среди самых востребованных регионов для интуристов стали Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Казань и Владивосток. Увеличение потока иностранцев уже повлекло к заметным изменениям в потребительских рынках этих регионов.
Одним из ярких примеров продолжает оставаться город Сочи, где благодаря росту числа туристов за последние годы значительно увеличились инвестиции в гостиничную инфраструктуру.
Например, в 2024 году количество номеров в пятизвёздочных отелях Сочи стало больше трёх тысяч. Всего на сегодняшний день в Сочи работают 27 пятизвёздочных отелей, 112 четырёхзвёздочных и 218 трёхзвёздочных. К 2030 году в городе-курорте планируют построить ещё 25 тысяч номеров за счёт реализации инвестиционных проектов. Это позволит разместить дополнительно 60 тысяч человек. По данным Администрации города, это не только удовлетворит спрос иностранных туристов, но и создаст дополнительные рабочие места для местных жителей.
Иностранные туристы привносят новое понимание потребительского рынка и формируют его спрос. Согласно исследованию, проведенному Центром мониторинга туризма, наибольший интерес у туристов вызывают российские сувениры, народные промыслы и продукты питания. Например, в Санкт-Петербурге экскурсионные компании отмечают, что иностранцы активно покупают матрешки, художественную роспись и изделия из янтаря. Примерно 60% туристов, посетивших город, приобретают местные продукты на ярмарках и выставках.
В регионе Республики Татарстан также наблюдается рост спроса на брендированные товары. Например, казанские производители начали выпускать экологически чистый мед, который активно раскупается иностранцами. В 2023 году объем экспорта меда из Татарстана увеличился на 25%, большая часть которого направлена в страны ближнего зарубежья. Китай же на сегодняшний день стал одним из крупнейших импортеров российского меда, торговля в этой сфере имеет значительный потенциал.
Иностранные гости задают новые тренды на региональных рынках, а коммерческие предприятия также стараются успеть за постоянно изменяющимися предпочтениями туристов.
Например, кулинарные предпочтения: туристы проявляют интерес к местной кухне, однако чаще всего предпочитают знакомую им еду. Рестораны и кафе, предлагающие интернациональную кухню и местные деликатесы, становятся особенно популярными. Кстати, сети быстрого питания также стараются подстроиться под глобальные вызовы и адаптируют свое меню как под местных жителей, так и под иностранных гостей.
Читайте также: Названы самые выгодные для шоппинга интуристов регионы РФ в 2025 году
– Покупка сувениров и товаров ручной работы
Интуристы обладают высокой покупательской способностью - 60% гостей России утверждают, что путешествие в нашу страну связано для них с желанием приобрести уникальные изделия и товары, что способствует росту цен на товары народного промысла и ручной работы, а также увеличению числа подобных точек продаж и магазинов.
– Услуги и развлечения
С увеличением числа туристов наблюдается рост внедрения новых услуг и улучшение качества обслуживания. Например, активация программ «умный туризм» позволяет иностранцам легче ориентироваться в городах, что, в свою очередь, поднимает спрос на локальные экскурсионные услуги и культурные программы.
– Электронная коммерция
В условиях пандемии многие туристы стали активно использовать онлайн-сервисы для покупок. Крупные маркетплейсы, такие как Ozon или Wildberries, также отмечают рост продаж иностранцам. Кстати, российская система tax free – уникальна в этом плане, так как позволяет сделать возврат уплаченного НДС в том числе и через покупки в интернет-магазинах.
К сожалению, в настоящее время большая часть продавцов на маркетплейсах не соответствуют заданным критериям участников проекта по возмещению НДС – зачастую они являются ИП или самозанятыми. Но если Министерство промышленной торговли, являющееся куратором проекта, примет во внимание перспективы развития проекта и экономическую выгоду от участия малых форм предпринимательства, то мы получим значительный рост малого и среднего бизнеса, особенно в регионах.

@Freepic
Рост числа иностранных туристов неизбежно ведет к развитию новых туристических маршрутов и локаций. Ввод в эксплуатацию нового туристического комплекса в Приморском крае и создание кластера «Восточное кольцо» направлено на привлечение туристов в дальневосточные регионы России. В 2024 году здесь было зарегистрировано увеличение потока туристов на 40%, что позволило местным властям увеличить бюджетные поступления от туристического налога.
Также могу привести пример Москвы и Московской области, которые запускают множество новых культурных проектов, включая реконструкцию исторических усадеб и создание арт-пространств. Это не только позволяет улучшить туристическую привлекательность региона, но и способствует увеличению расходов туристов на различные культурные мероприятия.
Так по итогам 2024 года, в Москву было совершено 2,7 миллионов поездок туристов из других стран, чаще всего Москву чаще стали выбирать индивидуальные туристы из Китая и стран Ближнего Востока. В общей сложности от туротрасли в бюджет столицы дополнительно поступило порядка 225 млрд рублей. Мы видим, что туротрасль действительно вносит весомый экономический вклад в бюджет города, что, в свою очередь, влияет на дальнейшее появление и запуск новых объектов и культурных проектов.
Рост туристического потока также положительно сказывается на местном бюджете. По данным Минэкономразвития России, в 2023 году доходы от туризма составили более 2 триллионов рублей, что на 15% больше по сравнению с 2022 годом.
Одним из ярких примеров изменения рынка становится появление новых аптечных сетей, ориентированных на иностранцев. Они предлагают не только стандартные лекарства, но и названия, которые привычны для иностранного покупателя. Также можно отметить, что в крупных городах, например, в Москве и Санкт-Петербурге, наблюдается рост числа магазинов duty-free и специализированных бутиков, предлагающих не только известные марки, но и активно продвигающие локальные бренды, способствующие укреплению рыночных позиций России как страны с развитой индустрией моды и дизайна.
Таким образом, иностранные туристы не только формируют спрос на рынке, но и становятся катализатором изменений в различных российских регионах. Этот тренд продолжает развиваться, создавая новые возможности как для местных производителей, так и для государственных структур, заинтересованных в развитии туристической инфраструктуры. Можно сказать, что с ростом туристического потока, Россия продолжает открываться для мира, способствуя развитию своей экономики и рынка.
В последние годы российский рынок потребления значительно изменился во многом благодаря иностранным туристам. Россия стала популярным направлением для путешествий, и это заметно сказалось на экономике и потребительских трендах. Как иностранные туристы влияют на российский розничный рынок, какие новые форматы и даже товары появляются благодаря им?

Рассказывает Вадим Клементьев, Исполнительный директор DigiTaxFree - цифрового оператора tax free в России.
Рост турпотока в Россию
Согласно статистическим данным Погранслужбы ФСБ РФ, в 2024 году Россию с туристическими целями посетили 1,57 млн (1 571 948) иностранных граждан и количество иностранных туристов, приезжающих в Россию, увеличивается с каждым годом. Напомним, что в 2023 году въездной турпоток составил всего 670,7 тыс. человек. Для сравнения: в доковидном 2019 году Россия приняла 5 061 696 иностранцев, указавших целью визита «туризм», т.е. в три с лишним раза больше.
Среди самых востребованных регионов для интуристов стали Москва, Санкт-Петербург, Сочи, Казань и Владивосток. Увеличение потока иностранцев уже повлекло к заметным изменениям в потребительских рынках этих регионов.
Одним из ярких примеров продолжает оставаться город Сочи, где благодаря росту числа туристов за последние годы значительно увеличились инвестиции в гостиничную инфраструктуру.
Например, в 2024 году количество номеров в пятизвёздочных отелях Сочи стало больше трёх тысяч. Всего на сегодняшний день в Сочи работают 27 пятизвёздочных отелей, 112 четырёхзвёздочных и 218 трёхзвёздочных. К 2030 году в городе-курорте планируют построить ещё 25 тысяч номеров за счёт реализации инвестиционных проектов. Это позволит разместить дополнительно 60 тысяч человек. По данным Администрации города, это не только удовлетворит спрос иностранных туристов, но и создаст дополнительные рабочие места для местных жителей.
Влияние на рынок потребления
Иностранные туристы привносят новое понимание потребительского рынка и формируют его спрос. Согласно исследованию, проведенному Центром мониторинга туризма, наибольший интерес у туристов вызывают российские сувениры, народные промыслы и продукты питания. Например, в Санкт-Петербурге экскурсионные компании отмечают, что иностранцы активно покупают матрешки, художественную роспись и изделия из янтаря. Примерно 60% туристов, посетивших город, приобретают местные продукты на ярмарках и выставках.
В регионе Республики Татарстан также наблюдается рост спроса на брендированные товары. Например, казанские производители начали выпускать экологически чистый мед, который активно раскупается иностранцами. В 2023 году объем экспорта меда из Татарстана увеличился на 25%, большая часть которого направлена в страны ближнего зарубежья. Китай же на сегодняшний день стал одним из крупнейших импортеров российского меда, торговля в этой сфере имеет значительный потенциал.
Иностранные гости задают новые тренды на региональных рынках, а коммерческие предприятия также стараются успеть за постоянно изменяющимися предпочтениями туристов.
Например, кулинарные предпочтения: туристы проявляют интерес к местной кухне, однако чаще всего предпочитают знакомую им еду. Рестораны и кафе, предлагающие интернациональную кухню и местные деликатесы, становятся особенно популярными. Кстати, сети быстрого питания также стараются подстроиться под глобальные вызовы и адаптируют свое меню как под местных жителей, так и под иностранных гостей.
Читайте также: Названы самые выгодные для шоппинга интуристов регионы РФ в 2025 году
– Покупка сувениров и товаров ручной работы
Интуристы обладают высокой покупательской способностью - 60% гостей России утверждают, что путешествие в нашу страну связано для них с желанием приобрести уникальные изделия и товары, что способствует росту цен на товары народного промысла и ручной работы, а также увеличению числа подобных точек продаж и магазинов.
– Услуги и развлечения
С увеличением числа туристов наблюдается рост внедрения новых услуг и улучшение качества обслуживания. Например, активация программ «умный туризм» позволяет иностранцам легче ориентироваться в городах, что, в свою очередь, поднимает спрос на локальные экскурсионные услуги и культурные программы.
– Электронная коммерция
В условиях пандемии многие туристы стали активно использовать онлайн-сервисы для покупок. Крупные маркетплейсы, такие как Ozon или Wildberries, также отмечают рост продаж иностранцам. Кстати, российская система tax free – уникальна в этом плане, так как позволяет сделать возврат уплаченного НДС в том числе и через покупки в интернет-магазинах.
К сожалению, в настоящее время большая часть продавцов на маркетплейсах не соответствуют заданным критериям участников проекта по возмещению НДС – зачастую они являются ИП или самозанятыми. Но если Министерство промышленной торговли, являющееся куратором проекта, примет во внимание перспективы развития проекта и экономическую выгоду от участия малых форм предпринимательства, то мы получим значительный рост малого и среднего бизнеса, особенно в регионах.

@Freepic
Развитие туристических маршрутов и локаций
Рост числа иностранных туристов неизбежно ведет к развитию новых туристических маршрутов и локаций. Ввод в эксплуатацию нового туристического комплекса в Приморском крае и создание кластера «Восточное кольцо» направлено на привлечение туристов в дальневосточные регионы России. В 2024 году здесь было зарегистрировано увеличение потока туристов на 40%, что позволило местным властям увеличить бюджетные поступления от туристического налога.
Также могу привести пример Москвы и Московской области, которые запускают множество новых культурных проектов, включая реконструкцию исторических усадеб и создание арт-пространств. Это не только позволяет улучшить туристическую привлекательность региона, но и способствует увеличению расходов туристов на различные культурные мероприятия.
Так по итогам 2024 года, в Москву было совершено 2,7 миллионов поездок туристов из других стран, чаще всего Москву чаще стали выбирать индивидуальные туристы из Китая и стран Ближнего Востока. В общей сложности от туротрасли в бюджет столицы дополнительно поступило порядка 225 млрд рублей. Мы видим, что туротрасль действительно вносит весомый экономический вклад в бюджет города, что, в свою очередь, влияет на дальнейшее появление и запуск новых объектов и культурных проектов.
Рост туристического потока также положительно сказывается на местном бюджете. По данным Минэкономразвития России, в 2023 году доходы от туризма составили более 2 триллионов рублей, что на 15% больше по сравнению с 2022 годом.
Одним из ярких примеров изменения рынка становится появление новых аптечных сетей, ориентированных на иностранцев. Они предлагают не только стандартные лекарства, но и названия, которые привычны для иностранного покупателя. Также можно отметить, что в крупных городах, например, в Москве и Санкт-Петербурге, наблюдается рост числа магазинов duty-free и специализированных бутиков, предлагающих не только известные марки, но и активно продвигающие локальные бренды, способствующие укреплению рыночных позиций России как страны с развитой индустрией моды и дизайна.
Таким образом, иностранные туристы не только формируют спрос на рынке, но и становятся катализатором изменений в различных российских регионах. Этот тренд продолжает развиваться, создавая новые возможности как для местных производителей, так и для государственных структур, заинтересованных в развитии туристической инфраструктуры. Можно сказать, что с ростом туристического потока, Россия продолжает открываться для мира, способствуя развитию своей экономики и рынка.
Вадим Клементьев,
Исполнительный директор DigiTaxFree - цифрового оператора tax free в России.
Для NEW RETAIL
0
Последние новости
Самое популярное
-
Тренды, платформы и вызовы: что стоит знать о видеомаркетинге в России и за рубе...
-
Как ритейлеру достичь гибкости в цепочках поставок в условиях SHIVA-мира
-
Как устроены BNPL продукты в сегменте B2B, и почему они станут новым трендом
-
Почему будущее логистики за регионами?
-
Кейс METRO: как компания цифровизировала работу с бумажными и электронными довер...