ТРЦ в Москве или регионах: перспективы для инвестиций
время публикации: 10:00 28 декабря 2020 года
2020 год для многих стал отправным: кто-то стартовал, кто-то закрылся, кто-то существенно пересмотрел ориентиры. Один из таковых — инвестиции в региональные торговые центры вместо, казалось бы, перспективных в Москве. В чём причины растущей инвестиционной привлекательности небольших региональных торговых объектов?
Коммерческий директор инвестиционной компании AKTIVO Михаил Костромин рассказывает о том, почему региональные ТРЦ привлекательны для инвестиций в 2021 году.
Региональные ТРЦ и столичные
Еще лет десять назад можно было смело говорить, что отличие региональных торговых центров от столичных в географическом положении. Сам факт такой разницы предполагал целый ряд особенностей: платежеспособность покупателей, общий уровень жизни, интересные арендаторы и, как следствие, стабильный приток денежных средств.
Уже в конце нулевых эксперты заговорили о миграции торговых центров в регионы.
Но к 2021 году мы приходим с осознанием, что ситуация изменилась. И связано это с несколькими особенностями:
● постепенное «отмирание» огромных торговых центров и бурный рост небольших районных. Они быстро возводятся, окупаются и развиваются. Как следствие появляются все новые и новые точки. А если рядом с домом неплохой магазин, то зачем ехать в другой конец города и тратить время;
● перенасыщение Москвы торговыми центрами;
● высокая стоимость аренды и земли под строительство;
● повлиял на обстановку и кризис — при высокой стоимости аренды и снижении доходов, многие бренды закрываются или отказываются от дорогой аренды в пользу бюджетной: 20% магазинов уже закрылись в ТЦ по оценкам экспертов.
При этом в регионах ситуация в корне иная:
● неосвоенные территории;
● масса довольно дешевых зданий от закрывшихся предприятий, которые можно реконструировать под торговые площади;
● компактность пространств и близость к жилым районам;
● не избалованность публики;
● одно из главных обстоятельств — нет перегретой аренды и завышенной стоимости квадратного метра.
Читайте также: Начинающим инвесторам: как стать пайщиком и получать прибыль независимо от кризисов
Есть и еще одна немаловажная особенность: в регионах торговые центры — это фактически культурные заведения и развлекательные центры. Если в столицах культурная жизнь развита в различных направлениях: гастроли ценных выставок, фэшн-шоу, развлекательные конвенции и фестивали — проходят регулярно, в регионах такие мероприятия редки. Безусловно, выставка кошек или сезонная распродажа привлечет больше внимания, чем узкоспециальная и не слишком рентабельная экспозиция в локальном краеведческом музее.
Следуя общему тренду последних лет на переосмысление форматов ТЦ и акцент на формирование культурного пространства и площадок для встреч и тематических кружков, региональный ТЦ становится досуговым центром и местом притяжения жителей города.
Какие регионы выбирать
Эксперты подсчитали, что 2020 год вернул нас на уровень 2003-го по количеству вводимых в эксплуатацию торговых центров. Открылось семь новых качественных объектов, но только один из них в городе-миллионнике. В городах, где численность населения более миллиона человек, ввод новых объектов упал на 68% по сравнению с 2019 годом.
В этом ключе инвесторы пристальное внимание обращают на регионы. В инвестиционной компании AKTIVO проанализировали огромное количество объектов в разных регионах, как и сами регионы. В Новосибирске, Ижевске, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и Казани хорошие и конкурентоспособные объекты, при этом за счет 2020 года и общего кризиса, введение новых объектов в регионах снизилось. Таким образом, сейчас хорошее время, чтобы приобрести долю в региональных объектах.
Рассмотрим стоимость аренды:
● Новосибирск
● Ижевск
● Казань
● Екатеринбург
● Санкт-Петербург
А вот как выглядят цены в Москве:
Диаграммы
Эти города интересны тем, что не перенасыщены, но при этом покупательская способность в них высокая. Региональные центры вполне способны в ближайшие 2-3 года увлечь инвесторов и дать им возможность получить быстро возводимые или реконструируемые объекты, которые станут событием в городе и привлекут стабильный интерес.
Михаил Костромин,
коммерческий директор инвестиционной компании AKTIVO
Для New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...