История российского e-commerce 2013-2023: год 2017
время публикации: 10:00 24 апреля 2023 года
Продолжаем совместный проект с компанией PIM Solutions (прежнее название PimPay) под названием «История российского екома 2013-2023». Это цикл ностальгических статей, посвященных главным событиям в российском e-commerce в последние 10 лет. Сегодня вспоминаем, какими событиями в отечественной интернет-торговле запомнился 2017 год.
Начинается многолетнее противостояние «Яндекса» и Mail.ru в доставке еды, Сбербанк пытается зайти в e-commerce через партнеров, с рынка уходят старые игроки, а новые лидеры уверенно растут. Российский еком постепенно обретает привычные нам черты. Все статьи спецпроекта читайте здесь.
PimPay начал анализировать рынок e-commerce
В 2017 году компания PimPay продолжила выводить на рынок новые продукты для интернет-магазинов. В течение этого года были представлены PimPay.Аналитика и Целевое Финансирование. Первый продукт предоставляет интернет-магазинам самую подробную аналитику работы служб доставки и дает возможность сравнивать их между собой. Второй — позволяет оплачивать услуги контрагентов в ситуации, когда продавец еще не получил деньги за проданные заказы.
Также в 2017 году к сервисам PimPay были подключены крупные службы доставки: СДЭК и DPD. Новыми клиентами компании стали крупнейший телемагазин Shop&Show и товарная CPA-сеть Everad. За год через PimPay прошло 9,3 млн заказов, что в 1,5 раза больше, чем годом ранее.
Цифры года:
● Объем интернет-торговли в РФ по итогам 2017 года превысил 1 трлн рублей.
● За месяц, прошедший с момента старта монетизации, дневная выручка «Юлы» достигла 2 млн рублей.
● Эксперты международной компании Group-IB подсчитали, что в 2017 году продажи алкоголя в интернете, несмотря на запрет, достигли 1,7 млрд рублей.
● Вопреки запретам, онлайн продажи изделий из золота в России за первую половину 2017 года выросли на 13%, изделий из серебра — на 15%.
● Средний чек россиянина во Всемирный день шоппинга составил 886,9 руб. ($ 14,9), что на 32% выше аналогичного показателя за прошлый год.
● Объем рынка онлайн-торговли между частными лицами приблизился к 300 млрд рублей.
● Капитализация Amazon впервые превысила $500 млрд, а основатель компании.
● В июне 2017 года покупки через кэшбэк-сервисы совершили 5 млн россиян.
● Джефф Безос стал богатейшим бизнесменом в мире.
Wildberries — крупнейший ритейлер Рунета
Компания заняла первую строчку в рейтинге Ecommerce Index Top-100, обогнав лидера прошлого года — «Юлмарт». Выручка продавца была оценена в 45,6 млрд рублей. Wildberries также одержал победу в номинации «Лидер роста: доля рынка» за самое быстрое наращивание доли на рынке. С этого момента и по сей день компания никому не уступает лидерство в Рунете.
Enter — банкрот
Один из лидеров российской интернет-торговли достаточно давно испытывал финансовые проблемы и задерживал оплату поставщикам. В какой-то момент магазин перестал доставлять заказы покупателям, принимая от них предоплату. Сети удалось договориться с поставщиками о реструктуризации долга до 2017 года. В январе ООО «Энтер» все же было признано банкротом. К тому моменту совокупные требования кредиторов в отношении компании превышали 11,4 млрд рублей.
Александр Шульгин возглавил OZON
В 2017 году Ozon объявил о назначении новым гендиректором Александра Шульгина, который сменил на этом посту Дэнни Перекальски. Ранее Шульгин был финансовым директором «Яндекса», а с 2014 года стал операционным директором компании, сменив на этом посту Аркадия Воложа.
По итогам 2016 года Ozon стал седьмым по обороту онлайн-ритейлером в России с выручкой около 18 млрд рублей. Все дальнейшие успехи компании связаны с именем Александра Шульгина.
Сбербанк не смог договориться с Alibaba и начал сотрудничать с «Яндексом»
В начале года российский и китайский гиганты объявили о намерении создать совместное предприятие в сфере e-commerce. Первоначально оно должно было заработать уже в первой половине 2017 года. Сбербанк собирался вложить деньги, маркетинговые и логистические технологии. Alibaba — свой действующий бизнес по трансграничной торговле в РФ и СНГ. Проект должен был быть реализован на базе приложения Сбербанка.
Однако в конце года стало известно, что стороны передумали объединяться, поскольку между ними возникли непреодолимые разногласия. Однако Сбер не стал отчаиваться и начал договариваться с «Яндексом». Летом компании сообщили о планах создать совместное предприятие в сфере e-commerce. Например, обсуждалась возможность выдавать заказы из «Яндекс.Маркета» в отделениях банка.
До битвы экосистем было еще далеко…
Mail.Ru приобрел сервис доставки еды ZakaZaka
Общая стоимость сделки по покупке 100% ZakaZaka составила $20 млн. В Mail.Ru Group рассказали, что это приобретение позволит компании укрепить лидерство на рынке доставки еды. Ранее компания приобрела Delivery Club.
«Яндекс» приобрел Foodfox
«Яндекс.Такси» приобрел сервис доставки еды из ресторанов Foodfox, основанный годом ранее. В прессе называлась сумма сделки в районе 500 млн рублей (порядка $8,4 млн). Позже его объединили с сервисом UberEATS в единое направление доставки готовой еды, ныне известное как «Яндекс Еда».
К Foodfox также присматривалась Mail.Ru Group, но «Яндекс» оказался проворнее. Это стало началом конкуренции между «Яндексом» и Mail.Ru в области доставки еды.
Одной строкой
● В России прошла первая онлайн-распродажа 18+, приуроченная ко Дню святого Валентина;
● Логистические компании DPD в России и SPSR Express объявили об объединении;
● Киберпонедельник стал международным;
● OZON запустил собственную сеть постаматов OZON Box;
● Danone запустил интернет-магазин с доставкой;
● Россияне скупили iPhone X по предзаказу в Apple Store за три минуты;
Читайте также: Итоги 1 квартала в e-commerce: как изменились средний чек, доля предоплаты, сроки доставки и выкуп
Агония «Юлмарта»
Корпоративный конфликт, продолжавшийся весь 2016 год, перешел в судебную плоскость. Банки-кредиторы стали добиваться банкротства структур интернет-магазина. Основатель и совладелец ритейлера Дмитрий Костыгин был на время помещен под домашний арест.
Сообщалось об интересе к «Юлмарту» со стороны Сбербанка и «Яндекс.Маркета», но найти внешнего инвестора так и не удалось. Все это время «кибермаркет» продолжал работать. Так, он запустил продажи подержанных автомобилей в сегменте B2C, а также прекратил деятельность в Центральном, Приволжском и Уральском федеральном округах, сосредоточившись на работе в центральном регионе. По итогам 2017 года выручка магазина упала на 40%.
Mail.Ru Group запустил аналог AliExpress
В октябре 2017 года компания начала тестировать собственный маркетплейс Pandao, предлагающий доставку товаров напрямую от китайских поставщиков. На сайте было представлено более 170 тыс. товаров из разных категорий. В описании сервиса отмечалось, что его преимуществом являются «низкие цены, хороший перевод и качественные фотографии».
Впоследствии этот проект был закрыт. В Mail.Ru поняли, что с китайским гигантом лучше объединяться, а не пытаться конкурировать переводом и фотографиями.
«Яндекс.Маркет» продолжает превращаться в маркетплейс
Летом компания заявила, что собирается стать онлайн-гипермаркетом, то есть самостоятельно контролировать процессы комплектации, доставки и оформления заказа.
В октябре «Маркет» приступил к тестированию первого фулфилмент-центра для доставки посылок по всей России, способного обрабатывать до 10 тыс. посылок в день. Доставкой товаров со склада занимались партнёры сервиса «Яндекс.Доставка».
Еще одно нововведение — на платформе смогли размещаться магазины, не имеющие своих сайтов. Они стали работать по модели СРА (Cost Per Action, оплата за действие) без переходов на сайт.
На тот момент на самой площадке, без переходов на внешние сайты, оформлялось около четверти всех заказов. Фактически в то время «Маркет» представлял собой гибрид агрегатора и маркетплейса.
«Дочки-сыночки» приобрели Esky.ru
По итогам 2016 года Esky.ru занимал третью строчку в рейтинге интернет-магазинов детских товаров с оборотом 1,82 млрд рублей. «Дочки-сыночки» за тот же период достигли оборота в 1,8 млрд рублей. Суммарно они опережали лидера, магазин «Детский мир», с оборотом 3,1 млрд рублей. Несомненно, «Дочки-сыночки» хотели стать лидерами в этом сегменте и устремились в погоню за «Детским миром».
AliExpress начал трекать российские заказы
Китайский интернет-магазин с 10 августа ввел обязательную маркировку всех почтовых отправлений штрих-кодами, по которым можно отслеживать статус доставки. Россия стала одной из первых стран, где AliExpress внедрил обязательный трекинг посылок и полностью интегрировал ее с системой национальной почтовой службы.
«Техносила» присоединилась к «Эльдорадо»
Группа «Сафмар» последовательно скупала крупнейших ритейлеров электроники и бытовой техники. В конце 2015 года она стала владельцем «Техносилы», в конце 2016 — «Эльдорадо», а в 2017 году — контрольного пакета «М.Видео». Новый владелец решил присоединить «Техносилу» к «Эльдорадо». Так российский рынок лишился очередного легендарного бренда.
«М.Видео» и «Эльдорадо» объединились в одну компанию, но продолжили развиваться под своими брендами.
Одной строкой
● AliExpress презентовал в России интернет-магазин Tmall, который впервые начал работать за пределами Китая;
● «Яндекс» запустил логистическую платформу «Яндекс.Маршрутизация»;
● Более половины клиентов российских банков совершали покупки в зарубежных онлайн-магазинах;
● Starbucks закрыл интернет-магазин, объяснив это намерением вкладывать больше средств в развитие физических точек продаж;
● Google и Walmart стали партнерами, чтобы конкурировать с Amazon;
● Компания Amazon запустила собственную социальную сеть под названием Spark;
● «Макдоналдс» запустил доставку еды в России через сервис UberEats;
● IKEA запустила интернет-магазин во всей России.
В следующей серии мы вспомним самые заметные события 2018 года:
● Авито запускает доставку товаров между физлицами
● Сбербанк и Яндекс создают «российский Amazon»
● «Евросеть» объединяется со «Связным», а «М.Видео» — с «Эльдорадо»
● OZON запускает маркетплейс
Всю 10-летнюю историю российского екоммерса с 2013 по 2023 год вспоминайте в спецпроекте PIM Solutions.
0
Последние новости
Самое популярное
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...
- Как правильно работать с отзывами на маркетплейсах