0/5

Лента Новостей

08:00 Главное за неделю: 50-ый магазин «Золотое Яблоко», масштабные изменения в управлении Simple Group, блокировка Роскомнадзором зарубежных сервисов
18:15 Представители ведущих маркетплейсов вошли в рабочую группу по платформенной экономике
17:50 Авито назвал среднюю сумму расходов россиян на новогодние украшения
От сторонних площадок к собственной онлайн-экосистеме: как бренд «Родина» изменил еком-стратегию
17:25 В РФ цены на легковые автомобили за пять лет выросли в два раза
17:00 Эксперты прогнозируют замедление ввода новых торговых центров в 2026 году
16:30 «Перекрёсток» испытывает технологию охлаждения без фреона
История семейной пекарни или «вкус детства»: как создавать продающий сторителинг
16:05 «Яндекс» подал в суд на зарубежные компании из-за бренда Go
15:40 В РФ хотят ввести возрастное ограничение на торговлю табаком и алкоголем
15:15 Владелец «Ресейл Маркета» за 11 месяцев нарастил выручку в 3,6 раза
Год новых форматов и знаковых локаций: главные открытия российского ритейла в 2025 году
14:50 Бутерброд с красной икрой за год стал дороже на 13%
14:25 Москвичи стали чаще закупать продукты оптом впрок
14:00 «Группа Лента» тестирует подтверждение возраста покупателей с помощью МАХ
Обзор основных ошибок при строительстве объектов Light Industrial: как избежать фатальных просчетов
13:35 Москва возглавила список российских городов по доле заведений с ранними завтраками
13:10 Аудитория приложений продуктовых ритейлеров в 2025 году выросла на четверть – исследование
12:45 Минпромторг: доля отечественных детских товаров составляет 35%
Как снизить затраты на документооборот с торговыми сетями на 82% c Saby EDI: опыт крупного хлебокомбината
12:20 «Магнит» и Т-Банк запустили пилот по онлайн-продаже энергетиков с подтверждением возраста по биометрии
11:55 «М.Видео» назвал самые популярные планшеты осени
11:30 На месте бывшего СИЗО «Кресты» в Санкт-Петербурге появится гастрономическая улица (ФОТО)
«Я уникальный, я другой!»: как бренду найти точки дифференциации в ритейле
11:05 Сформирован состав рабочей группы по платформенной экономике
10:45 Продажи METRO в России выросли на 6,7%
10:15 Каждый четвертый россиянин откажется от карт маркетплейсов при отмене скидок
Дайджест е-com: самые важные обновления для работы на маркетплейсах в ноябре
09:50 Роскомнадзор заблокировал Snapchat
09:25 Рынок готовой еды в России с начала года вырос на треть
20:40 Глава Вайлдберриз Банка: «На Wildberries никакой дискриминации по платежному средству нет»
Скрытые издержки СТМ: почему дешевый производитель обходится бизнесу дороже?
20:15 Сеть магазинов Incity признали банкротом
19:50 Nike объявил об изменениях в структуре ТОП-менеджмента
19:25 Pantone объявил главный цвет 2026 года
Тихий враг конверсии: как негативные отзывы воруют до 40% продаж в ритейле
19:00 Импорт новых легковых автомобилей ноябре достиг пиковых значений
18:35 Посещаемость торговых центров во время распродаж снизилась на 4%
10:00 Как не уйти с маркетплейса в первый месяц: считаем юнит-экономику правильно
Все новости →

Ритейлеры займутся самолечением

время публикации: :  29 октября 2012 года
Теги: ритейлеры
Торговым сетям могут разрешить продавать безрецептурные лекарства, на долю которых приходится почти половина реализуемых в России препаратов (220 млрд руб.). Правительству это позволит усилить конкуренцию на аптечном рынке, снизив расценки на лекарства, а ритейлерам — побороться за дополнительные несколько процентов собственного оборота.

К 1 декабря правительству должен быть представлен доклад на тему «Возможности реализации отдельных лекарственных средств в торговых сетях», указано в протоколе заседания правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова от 16 октября (копия есть у “Ъ”). Доклад предстоит подготовить Минздраву совместно с Минпромторгом, Минэкономразвития, Федеральной антимонопольной службой (ФАС) и Федеральной службой по тарифам (ФСТ).

 Речь идет о безрецептурных препаратах, уточнил председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли и президент группы «Дикси» Илья Якубсон. По его словам, допуск ритейлеров к продаже безрецептурных лекарств призван увеличить конкуренцию на фармацевтическом рынке. «С теоретической точки зрения это позитивно и для покупателей, и для продавцов, но у нас нет опыта в этой области»,— добавил он.

Руководитель управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев не стал комментировать этот вопрос «до тех пор, пока не будет принято каких-либо решений». ФСТ еще не получила протокол с подобным указанием, остальные ведомства комментарии не предоставили.

Сама идея продавать безрецептурные лекарства за пределами аптек не нова — ее еще в 2009 году озвучил Минпромторг. Но на сторону аптек встал тогдашний Минсоцздрав, и предложение в итоге было отозвано.

Объем коммерческого, или аптечного, сегмента российского фармацевтического рынка в 2011 году увеличился в денежном выражении, по оценке DSM Group, составил 468 млрд руб. (около $16 млрд). Прогноз на 2012 год: рост на 15%. На долю безрецептурных лекарств в аптечных продажах приходится примерно 47,2% в денежном объеме и 71% в упаковках. Крупнейшими аптечными сетями по обороту в прошлом году стали «36,6», «Ригла», «Импозия», вместе занимающие 7,2% рынка. Самыми популярными брендами среди безрецептурных лекарств являются «Арбидол», «Эссенциале», «Нурофен», «Линекс», «Мезим Форте», «Терафлю».

Совладелец аптечной сети А5 (под управление более 1,1 тыс. точек) и бывший президент «Копейки» Сергей Солодов считает инициативу правительства спорной. Продажа лекарств, отмечает он, требует определенного уровня квалификации продавца-консультанта и провизора: «В России все еще высоко доверие к людям в белых халатах». Торговые сети стараются продавать товары с наименьшими расходами и могут эффективно справляться с продажами презервативов и леденцов, которые и сейчас есть в прикассовых зонах, считает господин Солодов. Неоднозначно оценивают инициативу в компании Stada CIS (производит, в частности, анальгин). «С одной стороны, это увеличивает доступность препаратов для потребителя, потому что только в крупных городах сейчас можно найти аптеки на каждом углу,— говорит заместитель гендиректора компании Иван Глушков.— Но если продавец в аптеке выступает еще и в роли консультанта, то в магазине покупатель будет один на один с лекарствами».

Сейчас фармацевтическая деятельность относится к лицензируемым видам деятельности в соответствии со ст. 12 закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». Прибыль аптек на 70% зависит от продаж безрецептурных препаратов, и за счет этого аптеки покрывают затраты на выполнение социальных функций (выдача бесплатных и льготных лекарств), ранее констатировал Минсоцздрав.

Во многих странах безрецептурные препараты продаются в обычных магазинах. Например, Walmart является лидером по продажам лекарственных средств, осуществляя продажи безрецептурных препаратов в форматах гипермаркет и суперстор, а также развивая собственную аптечную сеть Sam’s Club и сеть внутриаптечных клиник, напоминает гендиректор агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. По его оценкам, потенциальная доля продовольственных сетей на рынке безрецептурных препаратов может составить до 20%. А в структуре продаж ритейлеров доля таких лекарств не превысит 1%, а в валовой марже — 2,5%. В то же время крупнейшие торговые сети могут довести эту долю до 2% в выручке и 5% в валовой марже за счет включения в ассортимент дженериков под собственными торговыми марками, полагает господин Бурмистров.