53% россиян выступили против введения единой упаковки сигарет. По их мнению, привычная брендированная упаковка защищает от приобретения контрафакта. Об этом свидетельствуют результаты опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Еще 65% респондентов пришли к выводу, что введение однообразной упаковки сигарет как раз увеличит количество подделок.
81% россиян уточнили, что выбирают сигареты, ориентируясь на знакомую марку, а 66% респондентов вовсе не считают введение обезличенной упаковки действенной мерой.
Всероссийский опрос ВЦИОМ проведен по заказу Центра политической информации 31 августа-3 сентября 2016 года. Метод опроса — телефонное интервью. Объем выборочной совокупности опроса составляет 1,5 тысячи человек. Выборка репрезентирует российских потребителей табачной продукции (сигарет) по полу, возрасту, федеральным округам и типу населенного пункта.
«Забота о здоровье нации, в том числе – поиск новых эффективных решений, направленных на снижение количества курильщиков, является одной из важнейших задач, стоящих перед обществом. Однако важно учитывать все возможные эффекты от принятия тех или иных мер. Так, исследование показало, что введение единого стандарта оформления сигаретных пачек для всех производителей связывается с высокими рисками поставок контрафактной продукции, которую потребителям будет сложно отличить от оригинальной (в то время как на объемах потребления табачной продукции отразится лишь незначительно). Снижение привлекательности внешнего вида упаковок сигарет вряд ли стоит считать эффективной мерой. Скорее стоит говорить о реализации программ, направленных на профилактику курения, формирование установок на здоровый образ жизни еще на этапе социализации молодежи», - комментирует директор специальных программ ВЦИОМ Елена Михайлова.
«Мне сложно ответить на вопрос о целесообразности таких мер (введение единой упаковки, - ред.). Прежде чем принимать такие решения, нужно очень грамотно проанализировать возможные последствия. Мы знаем, что обезличенная упаковка в Австралии не привела к сокращению числа курильщиков. Они стали переходить на более дешевую продукцию», - заявил заместитель министра промышленности и торговли России Виктор Евтухов.
Что касается примера с Австралией, то, по мнению генерального директора JTI Россия Дина Гилфиллана, данный эксперимент является неудачный регулированием потребительским рынков. Переключение потребителей на дешевую продукцию и рост теневого потребления доказали неэффективность меры в борьбе за сокращение потребления табака, отметил эксперт. «Единственным доказанным следствием введения обезличенной упаковки стала окончательная приоритезация цены над качеством табачной продукции, поскольку в условиях запрета на выкладку цена остается для потребителей единственным значимым критерием при выборе сигарет. Изъятие из безусловной защиты права на частную собственность для одной товарной категории создаст прецедент и для других видов товаров: алкоголя, быстрого питания, газировки. Прежде чем предлагать новые радикальные ограничения стоило бы оценить эффективность уже принятого законодательства и его правоприменения», - заявил топ-менеджер.
Напомним, что ранее Минздрав подготовил поправки в проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент на табачную продукцию», согласно которым, предлагалось внести единое оформление пачки сигарет зеленого-коричневого, почти болотного цвета, где не будет ни логотипа марок, ни фирменный цветов.