В 2011 году число фирм-однодневок, по данным ФНС, составляло 1,8 млн.
Количество фирм-однодневок, которые долгое время были основным инструментом обналички и ухода от налогов, упало до 7% от общего числа зарегистрированных в России юридических лиц, следует из материалов Федеральной налоговой службы (ФНС), с которыми ознакомился РБК. Представитель ведомства подтвердил эти данные и уточнил, что это наиболее низкий показатель за всю современную историю.
Согласно материалам Налоговой службы, число компаний «с признаками фиктивности» (такую формулировку использует ФНС) в России по состоянию на 1 июня этого года составляет 309,5 тыс. — это 7,3% от общего числа зарегистрированных юрлиц. Число таких фирм упало в 2018 году почти до 300 тыс., подтвердил РБК представитель СПАРК «Интерфакса», считающей количество однодневок на основании собственной аналитической модели.
При этом в 2011 году число фирм-однодневок, по данным ФНС, составляло 1,8 млн (40,1%). Два года назад (на начало 2016 года) их было порядка 1,6 млн, то есть основной результат борьбы государства с однодневками сказался в последние три года. В 2017 году ФНС, как следует из ее данных, насчитала 1,2 млн фиктивных компаний, в начале этого года — 528,2 тыс.
На фирмы-однодневки завязано большинство незаконных схем, среди которых обналичивание, хищение НДС, вывод денег за рубеж, подставные тендеры, выводы активов из банкротящихся предприятий и т.д., говорит партнер юридической фирмы Taxology Михаил Успенский. Снижение интереса к однодневкам в налоговых схемах обусловлено в первую очередь внедрением системы АСК НДС-2 (автоматизированная система контроля за возмещением НДС), указывает эксперт.
Она позволяет выявлять и вычищать так называемый бумажный НДС: по закону уплате в бюджет подлежит разница между входящим и исходящим НДС, а за счет подставных фирм и фиктивных счетов-фактур компания может свести эту разницу к нулю, объясняет Успенский. Система АСК НДС-2 позволяет в реальном времени сопоставлять сведения о покупках и продажах и выявлять расхождения в декларациях по НДС и, соответственно, разные серые схемы и их участников.