Поток посетителей детских парков, резко упавший после того, как в марте в результате пожара в кемеровском ТРК «Зимняя вишня» погибли 60 человек, начал восстанавливаться.
После мартовской трагедии в Кемерово власти и участники рынка заговорили о необходимости усиления контроля за торговыми центрами и ужесточении законов о размещении развлекательных зон в них.
Детские активити-парки (зоны с большим игровым пространством, предполагающим большую физическую активность) и другие развлекательные объекты в последние годы были драйвером развития торговых центров. После 2014 года fashion-ритейлеры замедлили свое развитие, уровень покупательской способности россиян пошел вниз, и именно развлечения помогли заполнить пустующие площади и привлечь покупателей в торговые центры.
По словам вице-президента Союза ассоциаций и партнеров индустрии развлечений Федора Гавриченко, поток посетителей в развлекательные зоны торговых центров сразу после трагедии в Кемерово упал на 20–50% в зависимости от региона и начал восстанавливаться только в сентябре-октябре. «Но в полной мере возврата не произошло», — говорит Гавриченко, добавляя, что итоги следует подводить в конце года.
Совладелец сети активити-парков «Замания» Павел Ковшаров отмечает, что большинство посетителей вернулись в центры только осенью. «Сразу после трагедии трафик упал на 40% и отрастал примерно на 5% в месяц. Сейчас он нормализовался», — говорит Ковшаров.
Директор по развитию сети Joki Joya Эдуард Погонченко отмечает, что наибольшее падение трафика произошло в первые два месяца после трагедии. «Тогда наш оборот упал на 30%, — говорит он. — Кроме того, была ранняя теплая весна и жаркое лето, это тоже повлияло на сокращение посетителей».
В основном участники рынка сходятся в том, что на восстановление количества посетителей понадобилось полгода. У некоторых сетей к концу августа, у других к октябрю трафик восстановился. Согласно оценке «Открытие Брокер», рынок детских парков развлечений в России в последние годы рос примерно на 20% ежегодно. Объем рынка в компании оценивали в 3–6 млрд руб. Таким образом, при произошедшем падении трафика и оборота на 30% за полгода операторы развлекательных центров могли потерять около 1 млрд руб.
Павел Ковшаров говорит, что после трагедии в Кемерово «Замания» скорректировала свои планы по развитию, хотя и добавляет, что на это повлияло и общее изменение стратегии компании. В январе этого года, когда стало известно, что в «Заманию» инвестировала ГК «Основа», которая принадлежит экс-владельцам девелоперской компании «Мортон» (вошла в ГК «ПИК»), сообщалось, что до конца 2018 года планируется открыть около 15 центров в Москве и регионах. Но фактически откроется в 2,5 раза меньше: пока открыт только один центр — в Москве, а до конца года планируется еще пять.
В сетях Joki Joya и «КидБург» говорят, что на их планах развития кемеровская трагедия и уменьшение числа посетителей не сказались. «Планы всегда меняются, это нормально, когда развитие корректируется исходя из внешней конъюнктуры. Но именно из-за этой ситуации мы ничего специально не корректировали», — говорит генеральный директор ГК «КидБург» Максимилиан Пивоваров. «Единственное, что корректирует планы, — это отсутствие на рынке необходимого формата помещений, которые бы подходили нам по площади и экономическим показателям», — говорит Эдуард Погонченко.
По данным CBRE, в торговых комплексах, открытых в 2017 году, развлечения заняли 3%, в открывшихся в 2018 году — 8%.
Сразу после трагедии Минстрой разослал письма главам регионов, в которых напоминалось, что нужно контролировать соблюдение свода правил по строительству общественных зданий и сооружений. В пресс-службе министерства РБК пояснили, что в письме говорилось о необходимости «провести комплекс мероприятий по выявлению фактов нарушения свода правил при эксплуатации торгово-развлекательных комплексов и иных зданий и сооружений с массовым пребыванием людей». Речь идет о правилах, которые были введены Минстроем еще как часть санитарных правил и норм (СанПиН) 2009 года.
В одном из пунктов этого свода правил говорится, что «детские игровые зоны следует размещать не выше второго этажа и не далее 20 м от эвакуационного выхода». При этом развлекательные зоны традиционно располагаются на последних этажах торговых центров. «В регионах местные власти, особенно прокуратура, достаточно буквально понимают требования, которые к ним предъявляют. [После трагедии] были найдены правила, на которые раньше никто не обращал внимания, по которым детская развлекательная зона должна находиться не выше второго этажа. Но никто не понял и не объяснил, что такое детская развлекательная зона», — отмечает Федор Гавриченко.
Не появилось этого уточнения до сих пор. «Понятие «детская игровая зона» в нормативно-технических документах в настоящее время не установлено», — подтвердили РБК в пресс-службе Минстроя.
В результате определением, что такое детская игровая зона, занимаются региональные инспекции Госстройнадзора, и в разных регионах делают они это по-разному. Например, в Татарстане нашли детские игровые зоны, размещенные выше второго этажа, в 14 торговых комплексах и оштрафовали их владельцев, в Архангельске закрыли батутные центры. В Петербурге закрыли торгово-развлекательный комплекс с аквапарком «Питерлэнд», хотя собственник оспорил это решение. В Томске в мае закрыли игровую зону на третьем этаже в ТЦ «Мегаполис». «У нас прокуратура решила, что детям до 18 лет выше второго этажа находиться нельзя, таких городов в России всего два-три, в остальных можно. Раньше все думали, что детские игровые комнаты — это те места, где находятся малыши и у них есть воспитатели. Более расширенного толкования этому нет», — говорил директор торгового центра «Мегаполис» Олег Степанов.
В то же время в Москве, Петербурге и некоторых других городах подобные парки продолжили работать, планируется открытие новых, в том числе выше второго этажа. В Петербурге на третьем этаже торгового дома «Пассаж» на Невском проспекте летом этого года планировалось открытие тематического парка по мультфильму «Маша и медведь». Управляющий «Пассажем» Дмитрий Абрамов рассказал РБК, что открытие планируется в начале 2019 года, и заверил, что отсрочка не связана с трагедией в Кемерово. По его словам, ограничения, связанные с детскими игровыми зонами, этого объекта не коснулись.
«У нас не детские парки, у нас семейные парки активного отдыха, и ничего общего с детскими развлекательными зонами и детскими площадками они не имеют. И эти ограничительные меры на данный момент наших парков не касаются», — говорит Эдуард Погонченко.
Однако в «Замании», которая также позиционирует себя как «сеть семейных парков развлечений», столкнулись с проблемами. Компания планировала разместить парк на третьем этаже ТЦ «Парк Хаус» в Екатеринбурге, рассказал Павел Ковшаров. После трагедии и последовавших проверок размещение на третьем этаже стало невозможным, но компания «Атриум», которая управляет торговым центром, предложила развлекательному парку площадку на первом этаже, и сеть сейчас рассматривает этот вариант.
Развитие развлечений в регионах, конечно, не остановилось совсем. «Доля развлекательной функции в региональных торговых центрах практически не изменилась за последние два-три года. В современных торговых центрах кинотеатры, детские развлекательные комплексы, рестораны и другие развлекательные концепции составляют примерно 20–25% от общей арендуемой площади», — говорит директор отдела торговых помещений CBRE в регионах России Михаил Рогожин.