0/5
Естественный отбор или как экономический кризис создаст новый ритейл

Естественный отбор или как экономический кризис создаст новый ритейл

Естественный отбор или как экономический кризис создаст новый ритейл
Борис Агатов, независимый эксперт по инновациям в ритейле размышляет о том, какие факторы окажут решающее влияние на структуру ритейла ближайшего будущего. В чем разница между экосистемами и «взаимопроникновением» бизнесов – сценарием, который способствует уничтожению «слабых» бизнес-видов?

Естественный отбор или как экономический кризис создаст новый ритейлGoldman Sachs, у которого, что ни прогноз, то повод схватиться за голову, сделал очередное исследование-прогноз и сказал, что у Amazon почти нет шансов построить параллельную доставочную сеть сопоставимую с Fedex и UPS. И это несмотря на то, что у Amazon уже есть 10 тысяч автомобилей и 10 собственных самолётов, но у ребят из логистики средств доставки ещё больше, и чтобы их догнать должны уйти годы и бюджет порядка 120 млрд долларов, что даже для компании №1 в мире осилить не просто.

Но нам в России, что с того, что Amazon пробует тягаться с логистами? А вот давайте порассуждаем на эту тему, может она нас приведёт к неожиданным прогнозам по конфигурации ритейла будущего.

Мы сами того не ожидая, перескакиваем через эпоху построения экосистем бизнеса и сразу входим в эпоху плотного взаимопроникновения бизнесов друг в друга. В чём отличие экосистемы от «взаимопроникновения» бизнеса друг в друга? Экосистема в природе позволяет существовать различным организмам почти изолированно – паучки, жучки, дубок, какая-нибудь плесень –самодостаточны, и нечто подобное многие подразумевают и в построении бизнес-экосистем, в рамках которых отношения строятся на основе взаимной выгоды. 

Но на деле так не получается, и вырисовывается совсем другая конфигурация взаимоотношений – происходит «омоноличивание» бизнесов, когда достройка одного блока бизнеса фактически уничтожает бизнес уже существующий, который к нему пытаются присоединить. Это легко пояснить на примере, – когда банк становится инвестором ритейлера, то можно вскоре ожидать, что ритейл будет полностью поглощён банком и будет служить уже его интересам.


Зачем ранее Amazon покупал самолёты, траки, когда можно было бы всё отдать на аутсорс?

Ответ лежит на поверхности: в новом ритейле, «Магазине 4.0» самым затратным звеном является доставка. Логистика из-за интернета и индивидуальной доставки стала невероятно сложной и дорогой. Добежать с упаковкой памперсов до квартиры, до постамата или до пункта самовывоза, а потом, что не понравилось покупателю ещё вернуть назад, стало ощутимо сложно и дорого ритейлерам. Уберите такую сложную логистику и не будет современного ритейла. Amazon, Wildberries, Ozon и другие интернет-гиганты пытаются сами выстроить недостающую часть нового ритейла, чтобы получить выигрышные очки в гонке. Остальные ритейлеры обращаются к логистам, полностью перекладывая этот функционал на их плечи.

Покупатель рано или поздно потребует снижения цены доставки. Кто сможет решить этот задачу? Ритейлер? Нет, у него нет такой логистики, он её покупает. Крупные маркетплейсы? Тоже нет, – вспомните начало статьи про Amazon. На такую роль могут подойти крупные игроки логистики, и в первую очередь государственные почтовые операторы. У них кучность доставки и распределённая сеть самая широкая. Достроить ритейл им будем проще, чем ритейлеру выстроить такую сеть. Вот и получается, что позиция ритейла в этой части сейчас очень уязвима, и скорее логист поглотит ритейлера, чем наоборот.

Ещё одна почти монополизированная история в современном ритейле — это онлайн трафик. И опять у подавляющего числа ритейлеров нет шанса построить нечто подобное крупному маркетплейсу или поисковой системе, которые генерят коммерческий трафик. Ритейлеру приходится это покупать, и цена снова становится для ритейла неподъёмной.

Естественный отбор или как экономический кризис создаст новый ритейл


Зачем компаниям не из традиционного ритейла – логистам, маркетплейсам – нужен сейчас ритейл? 

Почему ситуация подталкивает к поглощению ритейла, а не к построению экосистем?

Всё очень просто, что бы мы ни делали, мы так или иначе в этой экономике имеем конечного потребителя, для которого всё это делается. Но потребитель наш лишнего платить не хочет, и включил режим «бережливого» то есть скромного потребления, поэтому маржа проседает у всех. И эти квазимонополисты: маркетплейсы, крупные логисты, банки видят, что виной их бед стало конечное звено – ритейл, значит его надо включить в монолит своего бизнеса, чтобы не потерять окончательно своего покупателя и денежные потоки. Ритейл перестал справляться со «своей функцией» – кормить всю цепочку, которую раньше он кормил, звенья которой это банки, логисты, производители, сервисные компании и т.п. Восходящие денежные потоки от ритейла сейчас жидки, как никогда. Сейчас он неожиданно оказался «слабым» звеном, а от слабого звена можно и избавиться.

Так на рынке могут появиться новые «монолиты», а не легкие и взаимовыгодные экосистемы, ритейлу попросту нечего предложить более старшим товарищам. Что сейчас имеет ритейл? Падающие трафики в офлайне, сокращение доходности, убытки в онлайне, и с таким багажом сложно держать сильную позицию.




Читайте также: Магазин с «прицепом»: как ритейл осваивает новые партнёрские форматы




В чём источник проблем? 

Просто в мире начали тушить пожары кризисов «керосином» – любой кризис тушили дополнительной эмиссией денег, спасая сначала неэффективные компании, а затем, получив избыточную массу денег, инвесторы стали взращивать убыточные бизнесы в надежде на их стремительный рост, по факту разоряя бизнесы реальные, прибыльные. Деньги инвесторов покрывают всё – ошибки, неэффективность, отсутствие прибыли, главное стремительный рост любой ценой!

Возможно, чтобы разорвать этот порочный круг, нужен новый «очистительный» кризис. Что произойдет с ритейлом в результате его «оздоравливающей» волны?

Ритейл будет развиваться в направлении персонализации предложения, многие решения из онлайна будут постепенно приходить в офлайн. Сейчас традиционный ритейл кажется слабым звеном, но внимание к новым технологиям «Магазин 4.0» должно сделать его более сильным. Бизнесы, которые сейчас напрямую не связанны с ритейлом, должны дать новый импульс для развития систем распределения и реализации товаров, старые формы начнут заменять новые формы, а идеологами таких изменений станут в частности банки, маркетплейсы, производители, интернет-гиганты. 

Ритейл – сложная и весьма непростая индустрия, поэтому не случайно лидеры ритейла смотрят вперёд и создают у себя подразделения, которые активно занимаются разработкой новых технологий в ритейле от сложнейших систем с искусственным интеллектом до касс самообслуживания. Всё это сделает ландшафт «Магазина 4.0» разнообразным. Ведь в росте числа технологий для ритейла есть еще одна важная и очень приятная деталь, – с увеличением выбора они падают в цене!

Важно – не упустить момент, пристально следить за рынком новых технологий, принимать участие в профильных мероприятиях, на которых можно обсудить с авторами инновационных решений особенности их внедрения и действия. Пара таких встреч могут кардинально изменить эко-систему бизнеса, внеся туда необходимые для роста структурные изменения. 

Являясь куратором выставочного пространства «Магазин 4.0 – ритейл будущего» на New Retail Forum. Почта России я много общаюсь с создателями новых технологичных сервисов для ритейла, и уже сейчас, когда до форума остается чуть более месяца, могу сказать, что это будет интереснейшая насыщенная выставка. Приходите на форум, где можно будет обсудить самые интересные тренды в ритейле с ведущими игроками рынка и познакомиться с авторами решений и с их проектами. Готов ответить на ваши вопросы и обсудить возможное партнерство. 

Держим связь через Facebook

Мероприятие пройдет 14 и 15 ноября в Технопарке «Сколково». 

Регистрация на New Retail Forum. Почта России продолжается. Для брендов, ритейлеров и интернет-магазинов участие в форуме бесплатное.

Если возникнут вопросы по участию в выставочной и конференционной программе, контакты:

Влад Широбоков
+7 925 384-74-17
vs@ewdn.com

***

Андрей Филитов
+7 903 184-70-06
filitov@new-retail.ru



время публикации: 10:00  03 октября 2019 года
0
Теги: технологии , ритейл


Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться:  
Клеверенс автоматизация склада
Разместить рекламу на New Retail
Агатов Global