0/5

Как увеличить эффективность E-grocery с помощью облаков

Как увеличить эффективность E-grocery с помощью облаков
время публикации: 10:00  26 июня 2024 года
Фото предоставлено K2 Cloud
Как технологии влияют на скорость развития и конкурентоспособность e-grocery площадок? Почему более 90% онлайн-ритейлеров используют облачные платформы? Для решения каких задач они подходят, и на что обратить внимание при выборе провайдера?
Как увеличить эффективность E-grocery с помощью облаковОб этом рассказывает директор К2 Cloud Сергей Зинкевич.

E-grocery – один из наиболее динамично развивающихся сегментов в электронной коммерции. Как следует из отраслевого обзора Data Insight, в феврале 2024 года интернет-магазины и сервисы доставки продуктов питания выполнили 58,4 млн заказов, что на 4% больше, чем в январе 2024 года, и на 36% больше, чем в феврале 2023 года. 

Аналитики Data Insight предполагают, что по итогам 2024 года рынок e-grocery составит 788 млн заказов и 1,1 трлн рублей. Такой прогноз соответствует росту относительно 2023 года более чем в 1,3 раза по количеству заказов и в 1,4 раза по объему онлайн-продаж.
Уровень приверженности брендам у потребителей очень низок: чтобы потребитель сменил сервис доставки, ему достаточно сделать нескольких кликов в телефоне.

Это заставляет практически всех крупнейших игроков рынка продуктового ритейла увеличивать объемы инвестиций в это направление. При этом большинство сервисов доставки пока не приносят прибыли, несмотря на огромный прирост клиентов, поскольку крупные игроки вынуждены сдерживать цены в борьбе за покупателей. Кроме того, как отмечают эксперты, уровень приверженности брендам у потребителей очень низок: чтобы потребитель сменил сервис доставки, ему достаточно сделать нескольких кликов в телефоне.

Поэтому технологии играют одну из ключевых ролей в успехе e-grocery, помогая повышать лояльность клиентов и оптимизировать процессы. Все просто: если покупатель сталкивается со сбоями в работе интернет-магазина, он уходит. И даже с помощью продуманной маркетинговой стратегии вернуть его будет очень сложно. Кроме того, технологии позволяют находить новые возможности для монетизации данных, оптимизировать бизнес-процессы и расходы. Поэтому сегодня ИТ – важнейший фактор в борьбе за покупателя. 

Для работы интернет-магазина требуется целая экосистема ИТ-решений: PIM-система, B2B/B2C-маркетплейс, электронный портал поставщика, управление закупками и т.д. Самостоятельное построение инфраструктуры для e-grocery площадки занимает от нескольких месяцев до нескольких лет, при этом сложности могут возникнуть не только с закупкой оборудования, но и с поиском ИТ-специалистов, дефицит которых, по данным Минцифры, в России составляет более полумиллиона человек. С учетом темпов роста, описанных выше, у компаний просто нет этого времени, поэтому они обращаются к аутсорсингу, в частности, к облачным провайдерам. 

По данным исследования, в 2023 году 92% крупных и средних ритейлеров в России используют облака. Это больше, чем в любой другой сфере экономики. В них они размещают практически все, включая критичные бизнес-приложения. За счет миграции в облако заказчики получают доступ к мощному оборудованию, избавляются от необходимости обновления его парка раз в 5 лет и уменьшают затраты на ИТ-специалистов, так как платят строго за тот сервис, который потребляют в течение определенного промежутка времени, а не фиксированную заработную плату своему сотруднику за поддержку инфраструктуры каждый месяц. 


Что такое облака? 


Это вид ИТ-аутсорсинга, который позволяет компаниям снять с себя часть непрофильных задач в области ИТ, передать их облачному провайдеру, а самим сконцентрироваться на развитии собственного бизнеса. Их главные преимущества: масштабируемость, надежность и возможность оплаты по факту потребления. Как облачные сервисы используются в бизнесе можно прочитать тут.


Существует 3 наиболее популярных модели предоставления услуг облачными провайдерами: IaaS, PaaS и SaaS. 

IaaS (Infrastructure as a Service) – это доступ по запросу к размещенной в облаке вычислительной инфраструктуре, которую клиенты могут настраивать под собственные нужды самостоятельно. 

PaaS (Platform as a Service) – услуга, когда поставщик предоставляет не только вычислительные ресурсы, но и предустановленное платформенное программное обеспечение. 

SaaS (Software as a Service) – модель, при которой по подписке из облака предоставляется все, включая ПО для конечных пользователей, то есть для рядовых сотрудников магазина. 
В 2023 году 92% крупных и средних ритейлеров в России используют облака. Это больше, чем в любой другой сфере экономики. В них они размещают практически все, включая критичные бизнес-приложения.

Бизнес все больше интересуют комплексные проекты, которые К2 Cloud успешно реализует за счет бэкграунда системного интегратора. За 2023 год в 9 раз выросло количество запросов на почтовые сервисы из облака, в 5 раз – на корпоративные файлообменники. Кроме того, обладая большим опытом в работе с разными заказчиками, мы часто выступаем как консультанты по построению оптимальной инфраструктуры.  За 2023 год мы увидели пятикратное увеличение запросов на CI/CD консалтинг, который позволяет более регулярно, быстро и надежно развертывать изменения программного обеспечения, что особенно актуально для e-com, где огромную роль в борьбе за покупателя играет time-to-market.

Как увеличить эффективность E-grocery с помощью облаков


В чем польза облаков для e-grocery? 


Быстрая масштабируемость. 

Если e-grocery площадка размещает инфраструктуру локально в собственном дата-центре, то ее сложно масштабировать под постоянно меняющийся спрос покупателей. По нашему опыту, в периоды распродаж нагрузка на инфраструктуру онлайн-площадки может возрастать вдвое.  То есть магазин для готовности к пиковым нагрузкам должен закупать в два раза больше оборудования, чем ему обычно нужно, чтобы система не «упала» во время масштабных распродаж. 

Облака решают эту проблему. У провайдера есть собственная надежная ИТ-инфраструктура, рассчитанная на множество крупных клиентов, которые платят не за аренду оборудования, а за используемую мощность благодаря модели оплаты по факту потребления. Эта модель похожа на оплату электричества: сколько потратил, за столько и заплатил. 

Надежность. 

Если ваша ИТ-экосистема базируется в одном дата-центре и он, например, пострадал в результате стихийного бедствия, все ваши бизнес-процессы остановятся. Облака решают эту проблему, потому что облачные провайдеры чаще всего имеют несколько ЦОДов, и инфраструктура настроена так, что при необходимости подключается резервные мощности. 

Облачные мощности К2 Cloud размещаются в 3-х дата-центрах, сертифицированных по международным стандартам. Они обладают независимыми сертификатами Uptime Institute, которые удостоверяют, что ЦОД устойчив к различным аварийным ситуациям и может сохранять работоспособность даже в экстремальных условиях (пожары, землетрясения, наводнения, физические и кибератаки и т.д.). 

Один из объектов имеет самый высокий показатель отказоустойчивости и надежности, который предлагает российский рынок коммерческих ЦОДов. С момента запуска 10 лет назад у него не было ни одного простоя. Обеспечение таких показателей надежности требует больших капиталовложений. Для непрофильных организаций они просто нецелесообразны. 

Как увеличить эффективность E-grocery с помощью облаков
@Freepic

Высокий уровень технической поддержки. 

Специалисты облачного провайдера обеспечивают безопасность, следят за тем, чтобы все оборудование работало, а в случае поломок – быстро все восстанавливают. Мы даже «замораживаем» обновления облачной платформы на период новогодних распродаж или начала учебного года, чтобы все наше внимание как облачного провайдера уделялось стабильной работе наших систем в критические для клиентов периоды.

Оптимизация затрат. 

Она происходит благодаря оплате только потребленных ресурсов, отказу от капитальных инвестиций (за счет перевода CAPEX в OPEX) и возможности сосредоточиться на ключевом для себя бизнесе, передав решение большинства ИТ-задач стороннему провайдеру. 

Приведу пример. Один из крупных ритейлеров перевел свою ИТ-инфраструктуру в К2 Cloud: интернет-магазин и мобильное приложение, внутренние сервисы для организации бизнес-процессов, управления цепочками поставок, логистикой, складом и т.д. 

На данный момент производительность ИТ-систем ритейлера выросла на четверть (+25%), а показатель отказоустойчивости с 97% до 99,95%. Даже эти +2% могут сохранить компании внушительную сумму за счет того, что минимизируется время простоя, не встают продажи и другие бизнес-процессы. 

Кроме того, более чем в 10 раз сократилось время развертывания новых сервисов: если раньше внедрение нового сервиса или обновление существующего (time2market) составлял от 2 до 5 дней, сейчас это несколько часов. В целом, за счет перехода компания будет экономить в течение 5 лет до 20% стоимости затрат на ИТ-инфраструктуру. В масштабах бизнеса это составляет более ста миллионов рублей.

Монетизация данных. 

Сегодня многие площадки отслеживают действия покупателя на своих платформах, используют ИИ для анализа его поведения, прогнозирования тенденций, оптимизации стратегий ценообразования. Средний рост чека у ритейлеров после внедрения аналитики баз данных составляет 7%, а выручки - 4%, что в случае крупных ритейлеров может составлять десятки миллионов рублей ежемесячно. 

Кроме того, сейчас многие крупные e-com площадки становятся полноценными ритейл-медиа, и предоставляют свою платформу для проведения комплексных рекламных кампаний для различных брендов. Их ключевым преимуществом является глубокая сегментация аудитории, которая позволяет создавать персонифицированные рекламные предложения, тем самым повышая их эффективность и отклик аудитории. За всем этим также стоят технологии.




Читайте также: Эксперты назвали ключевые факторы роста рынка e-Grocery




Безопасность. 

Если пару лет назад этому вопросу не уделяли пристального внимания, то сейчас компании прекрасно осознают, что корпоративные и персональные данные клиентов – ценный актив, который нужно защищать. К этому также добавляется и обязанность соблюдать требования законодательства в части защиты персональных данных по 152-ФЗ. 

В частности, K2 Cloud помогает клиентам развертывать средства защиты облачных сред, проводит аудит кибербезопасности, выявляет узкие места в ИТ-инфраструктуре, участвует в разработке ИБ-стратегии. При этом также мы уделяем большое внимание обеспечению безопасности самой облачной платформы. В К2 Облаке архитектура и процесс эксплуатации изначально спроектированы с оглядкой на ИБ (Security by Design). 

Помимо этого, постоянно совершенствуются системы защиты, начиная с физической безопасности ЦОДов, заканчивая использованием передового ПО для защиты цифровых активов от кибератак в соответствии с самыми современными стандартами. Мы получаем и регулярно обновляем различные независимые сертификаты и соответствия ГОСТам, которые предоставляем клиентам по запросу. Кроме того, наш облачный сервис проходит тестирование на проникновение с помощью белых хакеров и имитации кибератак не реже двух раз в год вне зависимости от сертификации. 

Использование искусственного интеллекта. 

По исследованию Precedence Research, объем мирового рынка ИИ в розничной торговле к 2032 году достигнет $45,74 млрд при среднегодовом темпе роста 18,45% в период с 2023 по 2032 год. Чтобы все эти системы работали качественно, нужно их обучать на больших массивах данных, а, следовательно, использовать большое количество вычислительных мощностей. 

Разместить их в собственных ЦОДах будет под силу только крупнейшим игрокам рынка. Остальные будут использовать облака. Кроме того, все больше процессов разработки будет переноситься в облако, так как это обеспечивает более высокую скорость time2market. И, наконец, нехватка кадров вызовет большой спрос на различные управляемые сервисы, такие как аудит ИТ, администрирование инфраструктуры, CI/CD консалтинг и т.д.

С увеличением спроса на онлайн-покупки продуктов питания, рынок e-grocery продолжит расти. Это приведет, с одной стороны, к большему использованию облачных технологий для повышения эффективности и удовлетворения потребностей клиентов, и обеспечению компаниям конкурентных преимуществ – с другой.




В нашем Телеграм-канале мы рассказываем о том, как строить надёжную и безопасную облачную инфраструктуру, подписывайтесь 

Реклама АО "К2 ИНТЕГРАЦИЯ", ИНН 7701829110
erid: F7NfYUJCUneLsWnaX7FM


0
Реклама на New Retail. Медиакит