0/5

Что происходит с рынком?
Что происходит с рынком FMCG и с кем в действительности конкурируют федеральные сети?
Если немного абстрагироваться от привычного взгляда на рынок, то можно заметить одну очень любопытную тенденцию – сейчас мы наблюдаем  разнонаправленное развитие рынка. Если еще несколько лет назад большинство федеральных сетей фактически работали в одном направлении – развивали гипермаркеты и магазины у дома, то сегодня ситуация изменилась. 

Часть сетей стараются уйти в сегменты, рассчитанные на более платежеспособных покупателей. Например, изменение концепции «Карусели», которая старается стать «современным гастромаркетом», желания Ашана и «Магнита» также переключаются на работу с сегментом «деловые люди» и т.д. 

С другой стороны, вследствие политики постоянных промо, наблюдается активный рост такого формата, как жесткие дискаунтеры в терминологии GfK. По данным GfK дискаунтеры продолжают удерживать лидерство среди каналов продаж товаров повседневного спроса и растут в денежном выражении на +11,2%, а наиболее агрессивно развивается сегмент жестких дискаунтеров (+59,2%), лидером роста которых является сеть «Светофор». Также хорошо растут каналы е-Commerce и специализированные продуктовые магазины и сети. 

О чем это говорит? 

Как мне кажется, речь идет об общей неудовлетворенности покупателей крупными федеральными сетями (гипермаркеты, супермаркеты и магазины у дома). Сегодня, когда у покупателей появился выбор различных альтернатив в шаговой доступности, которого еще несколько лет назад просто не было, крупные федеральные сети уже не являются местом, где покупатели покупают все. 

Если федеральные сети, например, имеющие магазины у дома, внимательно проанализируют свои чеки, то они увидят, что у некоторых покупателей продукты ряда базовых категорий просто исчезают из чеков, хотя вроде бы должны там быть. Что это означает? Нет, люди не стали меньше есть и не стали вегетарианцами, просто они стали покупать свежий хлеб и выпечку в близлежащих пекарнях, молочную и мясную продукцию в фермерских лавках и т.д. 

Крупным федеральным сетям – лидерам, только кажется, что они конкурируют  друг с другом. На самом деле сегодня в одни продуктовых категориях они конкурируют с небольшими магазинами и специализированными сетями, в других – с жесткими дискаунтерами, а в-третьих – со специализированными интернет-ритейлерами. Просто в отдельных локациях конкуренция больше, а в других меньше.

А активное развитие всех трех вышеперечисленных каналов и постоянные эксперименты с форматами крупных федеральных сетей разной степени удачности, говорит о том, что не все федеральные сети ждет радужное будущее. Чтобы учесть такую конкуренцию, крупным сетям необходимо перестраиваться на управление не форматами, а отдельными магазинами, но к этому они пока еще не готовы.

Дмитрий Леонов
консультант и бизнес-тренер, Заместитель Председателя правления РУСПРОДСОЮЗА


Все статьи Дмитрия Леонова читайте в авторском спецпроекте «Практикум поставщика»
время публикации: 09:00  29 октября 2019 года

Элемент 90957 не найден.

Реклама на New Retail. Медиакит