Техническое задание – условие или попытка снять с себя ответственность?
Фото: кадр из к/ф «Покровские ворота», 1982 г, реж. М. Козаков
Техническое задание в умелых руках даёт заказчику возможность быть уверенным в результате работы, а в неумелых – это не более чем уход от ответственности.
Месяца полтора назад я решил изменить свой сайт, уж больно мне понравились посты одной компании в Фейсбуке, объяснялось всё так внятно, что я решился на звонок. По постам было видно, что компания некрупная, людей в ней мало и все вовлечены в процесс. Позвонил. Мне ответила секретарь, которая выслушав, переключила на отдел продаж. «Ого, – подумал я, – значит, не всё так, как они о себе говорят, потому что отдел продаж означает работу на конкурентном рынке, а посты пишут так, будто конкурентов нет».
Дальше я приступил к общению с продавцом и всё, что рассказал секретарю, повторил заново. «Ноу проблем», – ответила продавец и попросила заполнить бриф, который с ходу и выслала. Глянув на портянку длиной в метр, я взял паузу на неделю, а потом и вовсе отказался от сотрудничества.
Что такое бриф или вопросы к техническому заданию?
С позиции исполнителя это обязательное требование, чтобы выполнить работу с надлежащим качеством, ну и, естественно, снять с себя любую ответственность. А с позиции заказчика это совершенно непосильная задача, поскольку нужно очень много знать не только о себе, но и о мире, который окружает, о людях, которые рядом, о масштабе деятельности и о многом другом. Тот, кто не составляет ТЗ каждый день, не может это сделать по определению.
Короче, пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что. Если кто-то на входе в проект тупо отвечает на вопросы брифа, попадая пальцем в небо, то на выходе получает пепелац, неизвестно для чего сотворённый и абсолютно бесполезный.
Когда я получил бриф, понял следующее – если я на него сейчас отвечу по пунктам, то в данном случае мне будет не нужна вообще никакая компания, я всё сотворю сам с помощью незатейливых инженеров. Потому что ответы на эти вопросы и есть самая настоящая стратегия и тактика развития компании с целевыми аудиториями, аналитикой рынков и дальним видением бизнеса, словом, всё то, чего сделать без определенного опыта невозможно никак.
В своем бизнесе мне также без ТЗ никак, но я поступаю совершенно иначе.
Понимая, что мой клиент не стратегический консультант, я сам формирую первоначальное ТЗ, а потом согласовываю его с заказчиком, подробно объясняя, что и от чего пляшет. При этом я часто специально увеличиваю себе комплекс работ, чтобы рассмотреть задачу с разных углов. Когда полностью ясна расстановка на рынке, даже у новичка появляется уверенность, куда надо идти и что конкретно делать.
Техническое задание в умелых руках даёт заказчику возможность быть уверенным в результате работы, а в неумелых – это не более чем уход от ответственности.
Невольно вспоминается крылатый диалог из кинофильма «Покровские ворота»:
— Ты знаешь его отличные качества.
— Да, да, у него в руках все горит.
— Это в твоих руках все горит, а у него в руках все работает!
Денис Яхно,
концепт-бюро, стратегический консалтинг
Все статьи Дениса Яхно читайте на портале New Retail в авторском спецпроекте «Бизнес как он есть».
время публикации: 10:15 22 августа 2018 года
Последние новости
Самое популярное
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...
- Как правильно работать с отзывами на маркетплейсах
Элемент 61938 не найден.