Управляющий директор BBCG Алексей Филатов рассказал NR о закате традиционного ритейла и о новом формате, который пришел на смену привычной рознице. Ну а формулу для нового бизнеса ключевые игроки отрасли попытаются вывести на саммите Retail Business Russia & EAEU 2016.
Эпоха традиционного розничного бизнеса, каким мы его знали, подходит к концу. Ритейл каждый день меняется под влиянием внешних факторов: давление "сверху" оказывают мировые гиганты, а "снизу" - новая волна предпринимателей и производители со своей собственной розницей. Оставаясь в стенах собственных магазинов и рамках привычного ассортимента, никакие традиционные сети не смогут удержать свою заветную долю рынка. Предстоящий рост экономики в России и странах ЕАЭС сыграет как свою позитивную роль для ритейла нового поколения, так и злую шутку со всеми остальными.
Первая волна экономического роста 90-х и начала 2000-х привела в Россию современные магазины формата Carrefour, Tesco и самих ритейлеров Metro, Auchan, Leroy Merlin. Национальные лидеры рынка и большинство региональных сетей выросли путем адаптации и совершенствования зарубежных форматов магазинов.
Но сегодня даже международные гиганты, в числе которых Walmart, Tesco, Inditex, признают своим главным конкурентом монстров онлайн-торговли - Amazon, Alibaba, eBay.
При этом, границы для международного развития стираются все быстрее: уже в 2016 году в январе, феврале и марте россияне получили 45 000 000 посылок с покупками только из Китая. Это в три раза больше, чем годом ранее. А объем трансграничной торговли составил 60% от всех онлайн покупок в России в первом квартале 2016. Вне всяких сомнений, новый подъем экономики приведет к нам весь передовой отряд глобальных ритейлеров нового поколения.
Кто же растет сейчас на нашем собственном внутреннем рынке? У кого наилучшие перспективы использовать его предстоящий рост? Большинство национальных сетей перестали открывать новые магазины. Причины - низкая покупательская способность, дешевый рубль, дорогое финансирование. В то же время, на рынке наблюдается взлет продаж "фермерских" товаров и всего, что растет, добывается и производится в стране. Уникальные товары, небольшие производства на местном сырье быстро находят покупателя в интернете, в специализированных магазинах новой волны. Масштабных исследований нового ритейла не делал еще никто, но уже сейчас мы не можем оценить долю новых-новых ритейлеров ниже чем в 5-10%. Кратно растут объемы продаж таких проектов как "ВкусВилл", "Партия Еды" в продовольственном ритейле, Natura Siberica в косметике, Zenden в обуви и др. К числу самых быстрорастущих добавим уникальные концепции как "Леонардо" в сегменте хобби, проект магазин в магазине "Пятерочки" и омниканальную модель "Петровича" и "220 Вольт" для рынка ремонта и товаров для дома, лидеров онлайна как "Юлмарт", Lamoda, Ozon, "М.Видео".
Реальных примеров успеха ритейлеров нового поколения уже немало. Общая формула нового ритейла - это уникальный товар + уникальный сервис + "цифра". В этом пространстве бесконечное число еще не реализованных решений. И это только сегодня мы часто смотрим на них, как на нишевые идеи, как в свое время на супермаркеты с открытым доступом к товару. Завтра - это уже лидеры рынка.
Именно об этом мы и будем говорить на предстоящем ежегодном бизнес-саммите Retail Business Russia & EAEU, который пройдет 22 и 23 сентября 2016. Это ключевая встреча CEO, основателей розничных компаний и производителей из России и со всего пространства Евразийского Экономического Союза.