История российского e-commerce 2013-2023: год 2021
время публикации: 10:00 23 мая 2023 года
Продолжаем совместный проект с компанией PIM под названием «История российского екома 2013-2023». Это цикл ностальгических статей, посвященных главным событиям в российском e-commerce в последние 10 лет. Сегодня вспоминаем, какими событиями в отечественной интернет-торговле запомнился 2021 год.
Сбер запускает свой маркетплейс, российские сервисы обзаводятся своими банками и пытаются покорить европейский и американский рынки, старожилы рынка продолжают закрываться, а новым лидерам остро не хватает складов и курьеров. Все статьи спецпроекта читайте здесь.
PIM Solutions становится международной компанией
2021 год выдался очень насыщенным для PIM Solutions. Открылось первое зарубежное представительство — в Республике Казахстан. На старте казахскому e-commerce было предложено четыре базовых сервиса: агрегация (в рамках сервиса Metaship), контроль, сверки и финансирование под оборот наложенных платежей. Таким образом, компания стала международной.
PIM Solutions привлекла 100 млн рублей инвестиций и успешно выпустила биржевые облигации. Также компания обрела нового партнера в лице «Абсолют-банка».
В этом же году PIM Solutions выпустила первый маркетинговый сервис PIM.CPA, позволяющий рекламодателям создавать собственные CPA-платформы. Еще один новый продукт — сквозная аналитика для e-commerce.
Успехи компании были отмечены целым рядом наград. PIM Solutions вошла в топ-100 самых успешных российских стартапов, заняла II место в рейтинге самых быстрорастущих финтех-компаний и вошла в рейтинг крупнейших финтех-компаний России.
Цифры года
● Объем рынка розничной интернет-торговли в России составил 4,1 трлн рублей
● За 2021 год на Wildberries было приобретено свыше 1 млрд товаров
● В первый час распродажи 11.11 пиковое количество заказов на Ozon превысило 5 тысяч в минуту
● Состояние владелицы Wildberries за год увеличилось на 1300% — с $1 млрд до $13 млрд. Такие данные привел журнал Forbes.
● Яндекс запланировал проинвестировать порядка $650 млн в e-commerce в 2021 году
● СберЛогистика расширила сеть постаматов до 8000 по всей России
● В декабре 2021 года «ВкусВилл» открыл сотый даркстор
Сбер всё-таки запустил свой маркетплейс
Сбербанк после неудачных попыток сотрудничества с AliExpress и «Яндексом», а также переговоров о приобретении Ozon и еще ряда крупных продавцов, все же смог найти подходящий для себя вариант.
Он договорился о приобретении 85% акций маркетплейса Goods.ru у группы «М.Видео-Эльдорадо» и основателя площадки Александра Тынкована. Сбер наконец смог запустить свой универсальный маркетплейс, которого так не хватало его экосистеме.
После приобретения маркетплейс был переименован. Самым логичным вариантом нового названия было бы «СберМаркет», но оно уже было занято сервисом по доставке продуктов. Поэтому маркетплейс назвали «СберМегаМаркет». Многие до сих пор путаются в этих названиях.
Российские еком-сервисы пытаются покорить зарубежные рынки
Российские сервисы доставки еды вышли на мировой уровень: мало кто в других странах может похвастаться доставкой за 15 минут. Компании это поняли и решили попробовать свои силы в дальнем зарубежье.
«Яндекс» запустил аналоги «Лавки» под брендом Yango Deli в Лондоне, Париже и Тель-Авиве. Причем на этот момент сервис покрыл далеко не все регионы России. «Самокат» решил попробовать свои силы в США.
Наиболее масштабной получилась экспансия Wildberries, который в течение 2021 года запустил интернет-магазины в США, Германии, Франции, Италии, Латвии и других странах.
Особых успехов в дальнем зарубежье российские сервисы не добились.
Wildberries одолел мировые платежные системы
17 августа Wildberries объявил о снижении цен на товары на 2% при оплате с помощью российских платежных систем — карт «Мир», Системы быстрых платежей и сервиса SberPay. Компания пояснила, что разница в стоимости достигается за счет более низких комиссий при обработке операций.
Мировые монополисты Visa и Mastercard раскритиковали это решение ритейлера, назвав его «дискриминацией». Они начали давить на маркетплейс через банковское сообщество. Wildberries не сдался и продолжил гнуть свою линию. В итоге Visa сообщила, что не имеет претензий к площадке.
Впоследствии размер скидки при оплате российскими платежными системами был снижен. В свою очередь Visa установила льготные комиссии для маркетплейсов.
AliExpress Россия выкупила контрольный пакет KazanExpress
Компания AliExpress Россия стала владельцем контрольной доли маркетплейса KazanExpress в размере 50,1%. Сумму инвестиций стороны раскрывать не стали. AliExpress Россия последовательно увеличивала долю в KazanExpress: с 30% в марте 2021 года до 50,1% в октябре. Инвестиции пошли на дальнейшее развитие компании.
Одной строкой
● Маркетплейсы запустили продажи безрецептурных лекарств
● «Яндекс.Маркет» начал выпускать продукцию под своей маркой
● Ozon задумался о запуске онлайн-кинотеатра
● Amazon обогнал Walmart в мировых розничных продажах
● YouTube тестирует функцию прямых покупок товаров из видео
● Wildberries начал тестировать дроны для доставки заказов
● «Яндекс.Лавка» впервые открылась по франшизе
● Delivery Club запустил собственную подписку Delivery PRO
● «Яндекс.Маркет» запустил услугу по установке бытовой техники и электроники
● Wildberries запустил программу партнерских сортировочных центров
● Mail Ru Group объявила о переименовании экосистемы в VK
Курьеры и склады в дефиците
Бурное развитие рынка e-commerce привело к тому, что его игрокам было нужно все больше курьеров, сборщиков и складских помещений. В какой-то момент всего этого перестало хватать. Зарплаты курьеров пошли в рост, увеличившись в 1,5-2 раза в течение 2021 года. Сервисам пришлось конкурировать друг с другом не только вознаграждениями, но и соцпакетами.
Аналогичная проблема наблюдалась и со складскими помещениями. Цены на аренду взлетели до небес. Игроки рынка были вынуждены искать новые помещения в регионах, развивая местную логистику, а в столице арендовать еще не построенные помещения.
Wildberries начал брать плату за возврат заказов
Маркетплейсу надоело принимать возвраты и бесплатно возвращать их на склады, поэтому он начал брать с покупателей оплату за эту услугу. Начали с самых проблемных покупателей — тех, кто возвращает от 90% товаров. Эту меру объяснили борьбой с мошенническими заказами и стремлением сделать покупки клиентов более осознанными.
Стоимость доставки возвратов составила 100 рублей за каждую единицу. Впоследствии категория покупателей, с которых берут деньги за возвраты, значительно расширилась.
Маркетплейсы обзаводятся собственными банками
Крупнейшие маркетплейсы созрели до развития собственных финансовых сервисов. А делать это удобнее, имея собственный банк. Поэтому «Яндекс», Ozon и Wildberries друг за другом начали скупать небольшие банки, обладающие нужными лицензиями.
Ozon купил у «Совкомбанка» «Оней-банк» и переименовал его, естественно, в Ozon Банк. Впоследствии маркетплейс порядком с ним намучился. «Яндекс» приобрел банк «Акрополь» и переименовал, как нетрудно догадаться, в «Яндекс Банк». Wildberries (точнее Татьяна Бакальчук) приобрел банк «Стандарт-Кредит» и тоже не стал оригинальничать с названием, переименовав его в «Вайлдберриз банк». Единственный крупный маркетплейс, который не стал приобретать банк, это «СберМегаМаркет»: у него уже был свой.
После этого площадки стали активно предлагать финансовые услуги: приобретение товаров в кредит, рассрочку, выдача займов селлерам и т.п.
«Авито» — самый популярный в мире сайт объявлений
По итогам ноября 2021 года «Авито» занял первое место в рейтинге классифайдов по количеству посещений, составленном Similar Web. Общее число посещений сайта в ноябре составило 279,6 млн. «Авито» обошел предыдущего фаворита рейтинга — американский Craigslist (276,9 млн посещений) и французский Leboncoin (139.35 млн).
«Лента» приобрела «Утконос»
Сеть гипермаркетов приобрела старейший сервис по доставке продуктов питания, чтобы на его основе создать «ведущую платформу в сегменте e-grocery, охватывающую все ключевые потребности покупателей и сегменты рынка». Впрочем, эти компании уже принадлежали одному собственнику, так что сделка стала скорее формальностью.
«Яндекс» не купил VIP
В мае 2021 года сообщил о намерении приобрести интернет-магазины KupiVIP и Mamsy. Эта сделка позволила бы «Яндекс.Маркету» ускорить выход на рынок одежды, обуви и аксессуаров. Однако уже в июле «Яндекс» передумал и отказался от сделки. В результате оба магазина были вынуждены закрыться.
KupiVIP работал на рынке с 2008 года и находился на 19 месте в рейтинге Forbes самых дорогих компаний Рунета ($318 млн).
Также на рынке ходили разговоры о том, что «Яндекс» хочет приобрести сеть премиальных супермаркетов «Азбука Вкуса», но и эта сделка не состоялась.
Доставка по клику
«Яндекс Маркет» запустил новый тип доставки заказов на дом. Покупатель выбирает удобную дату и указывает адрес доставки, заказ прибывает в ближайший даркстор «Яндекс Лавки», о чем клиенту приходит СМС. Покупатель в удобное время заказывает доставку, и в течение 20 минут курьер «Лавки» привозит ему заказ. Впоследствии такой тип доставки внедрили и другие сервисы.
Читайте также: Рынок по доставке готовых рационов питания и наборов для приготовления блюд вырос на 15,6%
Одной строкой:
● Почта России начала принимать заказы интернет-магазинов с доставкой до двери во всех регионах РФ
● «М.Видео-Эльдорадо» отказалась от продаж на Ozon
● Интернет-магазин Butik.ru прекратил работу
● Джефф Безос покинул пост гендиректора Amazon
● 5Post и PickPoint объединили логистические инфраструктуры
● Ozon завёл свой TikTok-дом
● X5 приобрела фудтех-проект «Много лосося»
● Сбер приобрел 80% в компании InSales
● «AliExpress Россия» представил собственное российское мобильное приложение
● «Яндекс» поменял логотип
В следующей серии:
● Исход брендов
● Параллельный импорт
● Распродажа Шрёдингера
● Дзен в обмен на продовольствие
0
Последние новости
Самое популярное
- Эксперты озвучили тренды в ритейле на 2024-2025 годы
- Лояльность — золото e-com: как персонализация и дополнительные услуги влияют на ...
- Как выбрать PIM-систему
- Как выстроить партнерскую систему отношений в логистике ритейла
- Как сделать физический продукт с нуля в 2024 году, если есть только идея (опыт с...