0/5
Подпишитесь на новости ритейла

Я ознакомлен с политикой конфиденциальности и принимаю её условия

Приключения французов в России: состояние и планы иностранного бизнеса

Приключения французов в России: состояние и планы иностранного бизнеса
В рамках Недели Российского Ритейла представители французских сетей РИВ ГОШ, Ив Роше, Леруа Мерлен, PROMOD, Ашан и Decathlon обсудили состояние и перспективы развития розничной торговли в России. О том, как ритейлеры адаптируются к изменениям в российской экономике, об итогах первого полугодия 2015 года, влиянии санкций и импортозамещения, а также о стратегии развития компаний – в нашем материале.
Вице-президент РИВ ГОШ Коринн Жак отметила, что компания присутствует в России уже более 20 лет и пережила вместе с нами не один кризис. И в этот раз успешно его преодолевает. «Косметика и парфюмерия практически не подвержены кризису. Женщина всегда хочет быть красивой и найдет на это средства, – считает она. – Тем более что косметика – это хорошая и менее затратная альтернатива шопингу».

В первом квартале 2015 года компания РИВ ГОШ отметила рост продаж, который стал слабее, но все же продолжился во втором квартале. По некоторым городам, особенно по Москве, бренд показывает двузначный рост. 

Фредерик Ванстинкист, финансовый директор PROMOD RUS, рассказал, что январь прошел очень хорошо, с повышенным ажиотажем среди потребителей. А в марте из-за повышения цен ситуация резко ухудшилась, спрос упал. «Стабилизация рубля положительно сказалась на продажах, и май прошел в довольно хорошем темпе, – отметил спикер. – Но средний чек падает, и прогнозировать что-либо довольно сложно».

Леруа Мерлен показывает более высокий оборот в первом квартале по сравнению с прошлым годом, о чем сообщил заместитель генерального директора Леруа Мерлен Россия Филипп Роже: «Мы видим легкое снижение количества товаров на клиента, при том что средний чек в рублях остается примерно таким же». В мае из-за плохой погоды дачный сектор упал по сравнению с прошлым годом, хотя некоторые ритейлеры надеялись, что снижение туристического потока привлечет людей к отдыху на дачных участках и увеличит покупки в этой сфере. Спикер отметил также сложности по тем позициям, которые требуют достаточно серьезных инвестиций, таких как ремонт квартиры.

Матье Гомар, генеральный директор Ив Роше Восток видит позитивные изменения по сравнению с прошлым годом: «В 2014 году мы отметили снижение, когда рынок начал поднимать цены, но к началу 2015-го мы подошли с позитивной динамикой». На сегодняшний день посещаемость магазинов сети сравнилась с прошлым годом, а при росте цен этот фактор уже дает рост в денежном эквиваленте. Но оборот компании вырос на 4%, а цены увеличились на 15-20%, поэтому в целом речь идет о снижении.

Директор по развитию в России Декатлон Фатима де Кастро Фельс отмечает потерю роста с точки зрения оборота, но растущий трафик: «Январь и февраль были очень хорошими, в марте и апреле больше рос трафик, а вот в мае уже начал расти оборот». Поскольку компания старается максимально сохранить цены на прежнем уровне, финансовая прибыль представляет некоторые сложности.

IMG_5252.jpg

Паскаль Дельмотт, директор по продажам Ашан Сити, рассказал, что основная работа ведется с уже открытыми магазинами. Из-за эмбарго сети пришлось много работать с заменами товаров. Тем не менее, Ашан показывает двузначный рост и отмечает позитивную динамику. «К нам приходят за низкими ценами, выбирают нас вместо магазинов у дома, – делится спикер. – В то же время мы наблюдаем снижение потребительской корзины, люди покупают меньше в количественном эквиваленте, а также отказываются от «необязательных» товаров, таких как шоколад и сладости».

Его поддерживает и вице-президент по продажам Danone Россия Мэри Гукасян, которая отмечает, что даунтрейдинг набирает обороты: «Первый квартал для нас был более позитивным, чем мы ожидали, но во втором квартале люди стали больше экономить. Традиционную продукцию покупают больше, чем йогурты и творожки». Поскольку компания производит большой объем товаров в России, на Danone сильно влияют проблемы животноводства.

«В первом квартале все старались потратить наличные, чтобы накопления не обесценились, поэтому сложно судить объективно. Но в целом результаты позитивные, и мы смотрим в будущее с оптимизмом», – подвел итог Николя Мегрелис, председатель Комитета по розничной торговле, член административного совета CCI France Russie.

IMG_5253.jpg


Об изменении покупательского поведения


Чтобы удержать постоянных клиентов и привлечь новых, ритейлеры уделяют все большее внимание маркетингу и специальным акциям. РИВ ГОШ устраивает специальные клиентские дни и приглашает стилистов, а Ив Роше плотно работает над прямым маркетингом. 

Коринн Жак отмечает, что «практически все клиенты остались в прежних ценовых предпочтениях. Люксовые марки так же пользуются спросом, как и раньше. В некоторых сегментах существует миграция в более дешевый сегмент, но те, кто привык покупать DIOR, не переходит на Bourjois или Л’Этуаль». У РИВ ГОШ большие планы по развитию в России.

Матье Гомар, наоборот, наблюдает переход покупателей на более дешевые марки: «У нас много товаров менее чем за 100 рублей, и мы видим, что низкий ценовой сегмент стал популярным и спрос на него растет. Повышая цены, мы видим, что в первые пару месяцев средний чек растет, а потом начинает падать. Поэтому повышение цен – это краткосрочный выход». Ив Роше собирается сделать главную ставку на инновационные продукты.

Падение спроса подтверждает и Мэри Гукасян: «Исключение составляют детские продукты и некоторые «удовольствия». 



О российских производителях и арендных ставках

Эмбарго и импортозамещение оказало на многие компании существенное влияние, но вместо сокрушений о потерях, французские ритейлеры активно работают с отечественными ресурсами и стараются их развивать.

Леруа Мерлен предпочитает работать с российскими производителями, у многих из них есть приоритет перед зарубежными. Филипп Роже рассказал, что со многими отечественными поставщиками уже есть договоренности о расширении сотрудничества: «90% всего ассортимента мы закупаем в России. Здесь есть много производителей, способных делать качественный продукт, особенно кухни и мебель из дерева».

IMG_5271.jpg

Ашан также старается развивать сеть местных производителей. «Мы не много импортируем, – делится Паскаль Дельмотт. – Мы думаем об экологии и хотим работать исключительно с российскими производителями, чтобы не зависеть от импорта».

Фатима де Кастро Фельс отметила, что 90% товаров Декатлон – это собственные торговые марки, и компания старается производить их в России. А Мэри Гукасян акцентировала внимание на том, что «молоко возить из-за границы невозможно, поэтому наша задача – улучшать качество российских производителей». Самые большие сложности при этом заключаются в отсутствии оборудования для автоматизации, которое приходится завозить из-за рубежа.

Сложности с логистикой вынуждают компании создавать новые цепи поставок и задумываться о собственных складских помещениях и распределительных центрах, причем не только в Москве, но в других регионах страны. 

Если говорить об арендных ставках, то большинство сетей все-таки добиваются приемлемых условий. Но, несмотря на то что большинство ТЦ заинтересованы в известных якорных арендаторах, договоры сейчас заключаются в основном на 3-6 месяцев, а после стабилизации рубля разговор с арендодателями идет еще сложнее.

Коринн Жак рассказала, что «крупные ТЦ ведут переговоры жестче, но идут на уступки, поскольку хотят сохранить узнаваемых игроков, а маленькие центры более сговорчивы. Бренд РИВ ГОШ широко известен и многие центры сами в нас заинтересованы». Тем не менее, сети пришлось закрыть несколько неэффективных магазинов.

Матье Гомар отметил, что на сегодняшний день пустует порядка 6% площадей в ТЦ, и скоро предстоит новый раунд переговоров: «В принципе мы добились, чего хотели, но когда рубль вернулся на приемлемый уровень, разговаривать стало сложнее».

Сеть Ашан Сити перевела все арендные ставки в доллары. «Если говорить с точки зрения управления ТЦ, мы заинтересованы в арендаторах», – поделился Паскаль Дельмотт.

Дополнительный негативный эффект к кризису добавляют и новые поправки в закон о торговле, которые в конечном итоге лягут на плечи покупателей. «Если закон пройдет, мы вынуждены будем поднять цены», – заключает Николя Мегрелис.

Декатлон собирается открыть 9-12 новых магазинов в этом году, Леруа Мерлен – 6-8, а Ашан – около 10 магазинов за ближайшие два года, причем 2-3 гипермаркета в городах-миллионниках, развиваться на Урале, в Сибири, а также в Краснодаре, Ростове-на-Дону, Волгограде и вкладываться в формат «Радуга» в радиусе 400-500 км от Москвы.

Подводя итог, можно сказать, что приток зарубежного капитала в Россию пока тормозит политическая ситуация, но все же иностранные компании считают инвестиции в России интересными, если найти правильную точку их вложения. 

Светлана Золотар

время публикации: 14:00  15 июня 2015 года
0
Теги: мероприятия, Недели Российского Ритейла

Комментарии (0)


Чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться:  
Synergy Global Forum 11'18
BBI Тапскотт