«Гибкий штат»: как временные исполнители могут выручить рынок в период нестабильности
время публикации: 10:00 11 июля 2022 года
Затраты на персонал – одна из крупнейших статей постоянных затрат в ритейле. В стремлении к повышению экономической эффективности многие компании сокращают программы по найму персонала. Однако, несмотря на кризис, объем задач у бизнеса не уменьшается. И снова особую актуальность приобретает стратегия по формированию «гибкого штата».
Анна Липина, операционный директор сервиса временных исполнителей GigAnt.Еще свежи воспоминания о том, как в начале года ритейл находился в фазе острого дефицита линейного персонала, который был вызван пандемией, оттоком мигрантов, демографической ямой и агрессивной борьбой компаний за рабочие руки. Ставки стремительно увеличивались, казалось, рынок соискателя надолго закрепился в ритейле.
Весной все кардинально изменилось. Некоторые иностранные компании приостановили деятельность на российском рынке, это затронуло практически все сферы – ритейл, e-commerce, производство, логистику и т.д.
Рынок занял выжидательную позицию, ожидая, что будет дальше. Волатильность курса валют и, соответственно, закупочных цен, падение покупательской способности, перераспределение покупателей между сегментами – все это серьезно повлияло на возможность долгосрочного планирования.
Нужно ли сейчас укомплектовывать штат?
Часть иностранных компаний, которые ранее приостановили работу, уже сейчас находятся на стадии перепродажи и постепенно возобновляют работу. При этом стоит отметить, что моментального высвобождения персонала на рынок не произошло – приостановившие работу и даже уходящие с рынка компании продолжают выплачивать зарплаты сотрудникам.
На фоне этого Минтруд отчитался об историческом минимуме уровня безработицы на май – 3,9% от рабочей силы в стране. Судя по всему, это объясняется и тем, что получающие даже минимальные ставки сотрудники все равно остаются в штате и ждут возобновления работы предприятий, переключаясь на временные подработки.
Остальные компании, с учетом общего подорожания и снижения покупательской способности оптимизируют свои косты. Хотя одни крупные компании сконцентрировались на решении ранее острой для них проблемы дефицита персонала, другие компании пока не торопятся набрать полный штат, понимая, что сегодня как никогда важна гибкость.
Бизнесу необходима возможность оперативно адаптироваться под изменения рынка в ситуации неопределенности. А изменения в ближайшем будущем точно будут, они уже есть.
Уже сегодня можно говорить о том, что происходит масштабное перестроение всех логистических цепочек, перераспределение покупательской способности. Только что в легальную плоскость был добавлен механизм параллельного импорта, который с одной стороны открывает возможности для импорта недоступных в России напрямую товаров, с другой – пока не дает ясности о конечных ценах такого решения для покупателя с учетом логистики и сервиса, и, как следствие, конечного спроса.
Рынок меняется и эти изменения будут продолжаться и в дальнейшем, поэтому сейчас на первый план для компаний выходит вопрос эффективности. Многие продуктовые сети приостанавливают открытие новых точек в регионах, режут косты и перекомплектуют менеджмент.
Затраты на персонал – одна из крупнейших статей постоянных расходов, их весьма непросто гибко адаптировать под быстрые изменения.
Так, например, еще в апреле появились новости о том, что «ВкусВилл» решил фокусироваться на направлениях с краткосрочным результатом, Inventive Retail Group временно поставили на паузу проект по открытию новых магазинов, «Азбука Вкуса» также заморозила новые проекты и отказалась от открытия новых локаций.
В зависимости от развития рынка компаниям важно принимать оперативные решения, в том числе и финансовые. При этом затраты на персонал – одна из крупнейших статей постоянных расходов, их весьма непросто гибко адаптировать под быстрые изменения. Спрос падает – постоянные расходы остаются, другие статьи расходов, например, на логистику, растут – затраты на персонал невозможно быстро сократить, и уж тем более никому сейчас не нужны новости о масштабном сокращении персонала. Поэтому решение временно сократить или вообще приостановить найм, пока не появится большая определенность, в целом абсолютно оправдано.
Но что делать с задачами, которые по-прежнему нужно выполнять, и на которые по-прежнему не хватает рук в штате? Решением может стать гибкий штат, то есть сочетание базового количества штатных сотрудников с гибкой надстройкой из временных исполнителей.
Как работает «гибкий штат»?
В целом, ничего нового в концепции гибкого штата для ритейлеров нет – в годы пандемии большинство игроков так или иначе уже вынужденно протестировали этот формат, когда из-за нехватки собственного персонала стали более широко использоваться аутсорсинг и сервисы временных исполнителей. Внештатные исполнители нивелировали проблему нехватки рабочих рук.
Сейчас помимо этой задачи гибкий штат позволит и повысить эффективность. Смысл простой: использовать временных исполнителей для разовых операций, потребность в которых возникает периодически и в разном объеме – например, выкладки, разгрузки, замены ценников, а стабильные постоянные функции, объем которых стабилен, выполнять силами штата, размер которого в таком формате может быть меньше.
За счет избавления от неэффективных часов может быть достигнута существенная экономия, а главное – часть постоянных затрат станет переменной, то есть легко адаптируемой под пики спроса и возможности.
Таким образом, вместо найма в штат дополнительного сотрудника, потребность в котором фактически непостоянна, будут использоваться временные исполнители – только тогда, когда это нужно. За счет избавления от неэффективных часов может быть достигнута существенная экономия, а главное – часть постоянных затрат станет переменной, то есть легко адаптируемой под пики спроса и возможности.
Потребность в подработке непрерывно растет
Спрос на подработку постоянно растет – из-за снижения реальных доходов и роста цен потребность в дополнительном заработке высока как никогда. По данным одного из наших последних исследований совместно с Авито Работой, 66% россиян намерены найти подработку уже в ближайшее время, а 37% респондентов отметили, что у них был опыт подработки за прошедшие три месяца.
При этом, если ранее мужчины подрабатывали чаще женщин (41% против 33%), то о планах заявило примерно равное количество мужчин и женщин (67% и 65%, соответственно).
Особой популярностью временная занятость пользуется у молодого поколения в возрасте от 18 до 24 лет — 74% рассматривают такой вариант. Среди направлений для подработки ритейл (food и non-food), доставку и общепит выбирают 21%, 12% и 8% соответственно, и это понятно – людям нужна подработка с простым входом, доступная без опыта и какой-то квалификации.
Читайте также: Почти половина россиян подрабатывают для повышения своего ежемесячного дохода
Только на Авито – лидере среди джоббордов по аудитории «синих воротничков» ежемесячно ищут именно подработку 3 млн уникальных пользователей. Основная мотивация – это получение стабильного дополнительного дохода. И в этом для компаний есть возможности – на любую рутинную задачу вокруг каждой торговой точки потенциально есть десятки, сотни и даже тысячи желающих ее выполнить, что дает возможность более эффективно решать периодические потребности.
Кроме того, с точки зрения социальной функции бизнеса – это возможность поддержать и дать так нужный дополнительный доход многим людям, улучшая их жизни.
Анна Липина,
операционный директор сервиса временных исполнителей
GigAnt.
Для New Retail
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...