0/5

Тренды кофейного франчайзинга 2024: как меняется рынок в условиях нового кризиса

Тренды кофейного франчайзинга 2024: как меняется рынок в условиях нового кризиса
время публикации: 10:00  26 июля 2024 года
@Freepic
2022 год стал для кофейного рынка не самым удачным — оборот и число покупок снизились, количество новых кофеен сократилось на 27%. Однако уже в 2023 рынок смог восстановиться и даже вырасти. Каким будет 2024 год для кофейного франчайзинга, учитывая высочайшую конкуренцию, рост цен на сырье и кадровый голод?
Тренды кофейного франчайзинга 2024: как меняется рынок в условиях нового кризиса




Прогнозом поделился Дмитрий Плетнев, исполнительный директор COFFEE LIKE.


Что происходит на рынке франчайзинга в России


Несмотря на проблемы с логистикой, колебание курса валюты и прочие трудности 2022 года, которые коснулись российского бизнеса, франчайзинг остается наиболее стабильным сектором и показывает уверенный рост. 

На начало 2024 года в России насчитывалось 3 445 франшиз, что на 6% больше, чем в январе 2023. Всего запустились более 300 новых проектов, 95% из которых составили отечественные бренды. Также прошлый год стал рекордным за последние 10 лет по количеству закрытых или «замороженных» франшиз — приостановили деятельность или полностью ушли с рынка около 130 компаний. В то время как в 2022 в России закрылось более 280 сетей. 

Улучшение ситуации на рынке демонстрируют также финансовые показатели. Статистика показала, что в 2023 году прибыль выросла у 60% сетей, а 17% сохранили свое положение на прежнем уровне. Уменьшилась прибыль всего у 5% компаний, действующий на рынке. 

Сейчас общее состояние франчайзингового рынка в России можно оценить, как перспективное. Число новых проектов растет, как и спрос на покупку франшизы, в том числе в кофейной нише. 


Как чувствует себя кофейный франчайзинг в 2024: состояние и проблемы ниши


Как и весь рынок франчайзинга, кофейная ниша демонстрирует устойчивость и рост. Особенно хорошие результаты показывает сегмент кофеен «навынос». В минувшем году рынок «кофе с собой» увеличился на 21% и достиг рекордных 102,7 млрд рублей в прошлом году. Спрос на такие кофейные франшизы составил +137% относительно показателей 2022 года. 

Хотя 2023 год запомнился владельцам кофейных франшиз впечатляющим ростом, нельзя сказать, что на рынке нет проблем. Наоборот, сейчас сегмент кофеен переживает период высокой конкуренции, непрекращающегося роста цен на сырье и кадровый голод. Разберем каждую из проблем. 


Конкуренция становится выше


Рост кофейного франчайзинга и повышенный интерес к проектам «кофе с собой» с одной стороны толкает рынок вперед, с другой — значительно увеличивает уровень конкуренции в нише. В прошлом году в России появилось более 15 тысяч кофейных точек, причем немалая часть была открыта именно по франшизе. 

Такая тенденция заставляет предпринимателей менять подход к бизнесу, чтобы наращивать или хотя бы сохранять свои позиции на рынке. Франчайзеры стараются больше заботиться о качестве продукции, создавать новые уникальные напитки, работать над позиционированием и «прокачивать» маркетинг.

Тренды кофейного франчайзинга 2024: как меняется рынок в условиях нового кризиса
@Freepic


Кофе не перестает дорожать


В апреле 2024 года цены на кофейное зерно достигли максимального значения за последние 45 лет. Подорожали как «бюджетная» робуста, так и арабика. Причиной этому стали: засуха в Юго-Восточной Азии и пожары в Латинской Америке, а также конфликт на Ближнем Востоке. Собирать урожай стало труднее, и его объем значительно сократился — предложение не успевает за мировым спросом. Помимо подорожания кофе, в цене также выросло другое сырье, например, молоко и сиропы. 

Российские кофейни по-разному справляются с ростом цен на ингредиенты, как следствие, увеличением расходов бизнеса. Одни сокращают долю арабики в своих блендах, заменяя этот сорт робустой. Другие резко повышают стоимость напитков и остальной продукции, чтобы покрыть разницу. 

В COFFEE LIKE за 2023 год стоимость напитков выросла в среднем на 10 рублей, и в ближайшее время повышение не планируется. Нам удается избежать «шокового» роста цен благодаря комфортным условиям сотрудничества с поставщиками, в которых стоимость сырья фиксируется на длительный период, например, полгода. Это позволяет подготовиться к будущему повышению и сделать это без резких скачков. 


Кадров на всех не хватает


Нехватка квалифицированного персонала в общепите — тенденция, продолжающаяся с «ковидного» 2020 года. Несмотря на то что работодатели повышают зарплаты и улучшают условия труда, им некого приглашать на работу. Исследование HeadHunter показало, что в России на 1 открытую вакансию приходится только 3,6 резюме. То есть конкуренция за «место» есть, но ее можно считать незначительной. 

Причиной кадрового голода стал не только многими позабытый локдаун, но и отток россиян из страны в 2022 году. И хотя около 40% релокантов вернулись в Россию, ситуация на рынке труда осталась практически без положительных изменений. Поэтому сейчас работодатели стараются максимально развивать корпоративную культуру и совершенствовать рабочие условия. В нашей сети одним из инструментов работы с кадрами стало создание обучающей платформы. 

Кофейный франчайзинг продолжает развиваться, и в основном это происходит за счет крупных игроков рынка. В условиях глобального кризиса и новых для нашего сектора проблем «одиночки» часто не справляются — они либо закрываются, либо поглощаются крупными сетями. Именно поэтому предприниматели стараются выбирать именно франшизы кофеен — это надежнее и перспективнее. 




Читайте также: Кофейный бизнес в регионе: что следует знать и где лучше открывать




Что ожидает кофейный рынок франшиз в будущем


Сейчас многое зависит от внешних факторов: экономическая и политическая ситуации, технологический процесс и потребительское поведение. Однако можно предположить, что рынок будет развиваться по одному из 3 сценариев: 

Продолжится рост. Капитал все еще нуждается в «работе» внутри страны, а кофейный франчайзинг — привлекательный инструмент для вложений. Тем более, что спрос на напитки со стороны потребителей остается высоким, несмотря на рост цен. 

Ситуация стабилизируется. После активного роста в 2023 году спрос на франшизы может замедлиться и стабилизироваться из-за вероятного перенасыщения рынка.

Изменится регулирование этого бизнес-сегмента. О важности франчайзинга для российской экономики много говорили на прошедшем ПМЭФ-2024. Франшизы способствуют росту экономики и стимулируют развитие предпринимательства. Поэтому не исключено, что в перспективе могут появиться новые регулятивные требования, которые повлияют на весь рынок франчайзинга — положительно или отрицательно.
 
Помимо ключевых сценариев, развитие рынка также определяют актуальные тенденции — увеличение доли отечественных франчайзинговых проектов и выход российских компаний на новые рынки дружественных стран (СНГ и Ближний Восток). 

Дмитрий Плетнев, 
исполнительный директор COFFEE LIKE.

Для NEW RETAIL


0
Реклама на New Retail. Медиакит