0/5

В чем сила, сестра? Слабости и хитрости женщины бизнес-лидера

В чем сила, сестра? Слабости и хитрости женщины бизнес-лидера
время публикации: 10:00  07 марта 2018 года
Теги: женщины
С каждым годом все больше женщин в России возглавляют крупные компании и попадают в рейтинги самых ярких менеджеров страны. И каждую из них хочется спросить «А в чем сила»?» – за счет каких качеств им удается побеждать в «песочнице», которая пока все же является по большей части мужской территорией?
Совсем не часто в России проводятся исследования на тему того, насколько активно женщины вовлечены в бизнес и становятся менеджерами крупных компаний. Однако даже по тем редким данным, можно сделать вывод о том, что ситуация в данном вопросе обстоит в стране не хуже, чем в среднем по миру.  

Так, индекс предпринимательской активности женщин – Women Business Index – с результатами которого «ОПОРА РОССИИ» совместно с Агентством Стратегических Инициатив познакомила аудиторию в конце 2016 года, сообщил о том, что россиянки стремятся к предпринимательству (84%) и даже готовы начать собственный бизнес (50%). При этом самыми популярными сегментами, в которых женщины хотели бы проявить свои предпринимательские способности – сфера услуг (58% россиянок рассматривают именно его) и торговля, – здесь зарабатывает 28% женщин.  

Если учесть тот факт, что в России более половины трудоспособного населения – женщины, то в этом контексте портрет современной российской предпринимательницы или женщины-менеджера становится особенно интересен. 

Что такое бизнес по-женски? Какими качествами должна обладать женщина, которая решилась на «свободное плавание» и ответственность за целый коллектив сотрудников? Нужно ли изо всех сил стараться быть «мужиком в юбке» или именно в женских слабостях и заключается главная сила «слабого пола»?

В отношении женской роли в бизнесе возникли и закрепились два стереотипа. Первый, почерпнутый во многом из фильмов и книг, жирными мазками рисует портрет жесткой, хладнокровной, властолюбивой и решительной дамочки, перед которой пасуют даже мужчины. Ее решения категоричны и резки, речь тиха и размеренна, а достижение цели – вопрос времени и количества голов, по которым она обязательно пройдет. Именно в силу этого распространенного образа некоторые женщины опасаются становиться на путь бизнеса, считая, что им обязательно придется соответствовать такой модели поведения. 

Другое не менее распространенное мнение отражает ту мысль, что в бизнесе все равны, и никаких игр в мальчиков и девочек здесь быть не может. Оба пола действуют по общим правилам и сценариям, сформулированным, правда, мужчинами. Эта идея тоже вызывает некоторое сомнение, потому что женщина никогда не станет мыслить и действовать как мужчина, и, отказываясь от своих маленьких особенностей, она, как ни странно, многое теряет. Ведь именно в ее слабостях и хитростях и рождается особый стиль управления, который отличает все «женские» бизнесы.

В поисках ответа на вопрос «В чем сила, сестра?» мы опросили активных участниц российского бизнес-поля, и поняли, что пока поведенческие паттерны женщины в бизнесе не определены, и каждая придумывает собственные сценарии, в которых она чувствует себя наиболее комфортно. 

В чем сила, сестра? Слабости и хитрости женщины бизнес-лидера

Дарья Пантюх, руководитель Personal Partner Consulting boutique рассказала нам свою историю того, как она искала наиболее оптимальный сценарий руководства компанией. Причем Дарья начала карьеру ТОП-менеджера  не со сферы, которые являются традиционными для «дамского» бизнеса – мода, красота, образование – а с самой что ни на есть брутальной области – руководства автоцентром. Можете представить себе, в какие непростые ситуации ей приходилось попадать. Женщина в автоцентре! Да это похуже, чем женщина на корабле!

«Сначала я старалась управлять по мужскому типу: стала более жесткой и авторитетной, остригла волосы и перестала носить юбки, – вспоминает Дарья, – Но мужчины по-прежнему игнорировали мою роль «начальника» и говорили: «А что с нее взять? Она же девочка». Я начала работать над собой и вскоре поняла, что в первую очередь я – женщина и должна ею оставаться и управлять по женскому типу. Тогда я вновь отрастила волосы, начала носить юбки, и.... не требовала, а просила у коллектива выполнить ту или иную работу, хвалила их за выполнение. Если я чего-то не знала, то говорила об этом прямо и просила своих подчиненных мужчин помочь и посоветовать правильное решение той или иной задачи». 

Уже один этот краткий и довольно традиционный сюжет иллюстрирует первую особенность, которая делает женщин-рулевых особенными: женщина легко признает свои ошибки и недостаточную компетентность и «включает» так называемые Soft-skills, которые заключаются в создании доверительных взаимоотношений с коллегами, формировании более эмоционального диалога и стремлении к нахождению компромиссов. Иногда такое поведение может даже казаться слабостью, но стратегически именно такой подход помогает компании достигать успеха. Везде, где можно договориться и заменить «кнут» небольшим пряником, она это сделает. 

Как тут не вспомнить Мэри Кей Эш – основательницу косметической компании Mary Kay? Именно она создала компанию, «у которой есть сердце». Так вот, женщина-руководитель способна добавить сердечности в любой бизнес. Это совсем непросто, когда под одной крышей на ограниченное время собираются совершенно разные люди. Так, о какой слабости тут может идти речь?  


Предубеждения

1. Женщина менее вынослива и стрессоустойчива.

Конечно, если речь идет о перемещении тяжестей, то, очевидно, что в таком предубеждении есть доля истины. Однако в отношении коммуникации с коллективом такое заблуждение противоречит самой сути женской натуры. 

«От природы женщина создана так, что при любых обстоятельствах она должна выносить и родить здорового ребенка, – резонно отмечает Дарья Пантюх, –  а потом ещё и обеспечить ему комфортные условия жизни на протяжении многих лет. Это тяжелый труд, посему природа добавила женщине дополнительный резерв физических, душевных и психических сил». 

2. Женщина не умеет проявлять жесткость.

Да, женщина не любит «рубить с плеча», и будет использовать любую возможность решить вопрос не путем жесткости, а с помощью компромисса, – это факт. И лишь истратив все возможности, запустит дискомфортный сценарий. Нередко именно такой подход спасает компанию от резких необдуманных изменений курса, а продолжительный переговорный процесс помогает найти новые нестандартные выходы. Подход «лес рубят – щепки летят» не входит в число приоритетных для женщины-руководителя, а врожденная интуиция, которая развита у дам сильнее, чем у мужчин, позволяет максимально сократить коммуникационные и репутационные риски компании. 

Более того, именно в силу врожденной мягкости женщина умеет настоять на своем не с позиции силы, а убедив оппонентов в своей правоте. Это немаловажный момент, так как благодаря ему снижается риск саботажа со стороны коллег и партнеров, который медленно, но верно расшатывает бизнес.

В чем сила, сестра? Слабости и хитрости женщины бизнес-лидера

В этом контексте интересен комментарий Марины Клименко, HILL International, которая подчеркивает: «Важно помнить, что наступило время эффективности тех, кто умеет добиваться результатов на основе добровольного участия людей в своих задумках, рождать атмосферу персонального магнетизма, симпатии и привлекательности, помогать окружающим хотеть того, чего хотите вы – вот инструменты так называемой «мягкой силы», в отличие от «жесткой силы», основанной на принуждении». 

Конечно, можно стукнуть кулаком по столу и уволить половину команды, но будет ли такая жесткость эффективна – вот, в чем вопрос. И в контексте современного бизнеса, умения договариваться и находить общие знаменатели, именно женская мягкость – ее главное тайное преимущество. 

3. Женщины слишком эмоциональны.

Еще одна очень «мужская» претензия в адрес женщин, которая, возможно, имеет отношение к повседневной бытовой жизни, но не имеет ничего общего с ведением бизнеса. Женщина-руководитель всегда осознает то, интересы и жизнь скольких людей стоит за ее решениями. И именно, исходя из этого,  она держит свои эмоции под контролем, не позволяя им диктовать варианты эмоционального поведения. 

В то же время способность женщины открыто проявлять эмоции и выражать симпатию исключительно полезна на той стадии любого процесса или проекта, где сотрудникам компании необходимы искренняя похвала и оценка их труда. Именно женщина-руководитель способна поставить такую точку в проекте, которая зарядит коллектив энергией и поможет свернуть горы!

4. Женщина слишком ориентирована на семью.

С этим фактом тоже спорить бессмысленно, – если женщина счастлива в семейной жизни, то дети и муж занимают немалую часть ее мыслей. Но так ли это плохо? Именно такой менеджер умеет ценить и уважать и семейную жизнь своих сотрудников, не заставляя их ночевать в офисе и заниматься бесконечной штурмовщиной. Даже будучи крупным серьезным руководителем, она понимает серьезность таких вещей как болезнь ребенка или домашние неурядицы. И потому она гораздо более склонна проявлять гибкость в отношениях с подчиненными. 

Более того, именно будучи ориентированной на семью, нередко женщина-директор выстраивает в компании теплые, почти «семейные» отношения – в основе которых доверие, терпимость, понимание, стремление к компромиссу и даже душевное тепло. Разве плохо? 

В качестве яркого примера можно привести главу FiNN FLARE Ксению Рясову, которая не только руководит компанией, являющейся одним из крупнейших игроков на рынке отечественного Fashion ритейла, но и воспитывает четверых детей. Отчасти благодаря этому Ксения Евгеньевна не только умеет грамотно делегировать полномочия, но и с уважением относится к рабочему времени своих подчиненных. 

5. Женщины по природе  боязливы.

В повседневной жизни, конечно, чаще встречаются дамочки, которые падают в обморок или залезают на стол при виде мыши, таракана и прочих неприятных существ. И может сложиться впечатление, что излишняя боязливость – природное свойство «слабого пола», которое становится серьезной преградой для управления компанией или собственным бизнесом. И, конечно, идти на врага с открытым забралом – не женский стиль. Но не правильнее ли будет назвать не достаточную храбрость женщины – осторожностью, которую в современных бизнес реалиях невозможно переоценить?








Анастасия Боровская, директор Русской Школы Управления смотрит на «трусость» женщины под несколько иным углом:  «Мужчины не боятся идти и делать, они большими мазками намечают планы и идут к ним широкими шагами. А вот выстраивание процессов – это уже женская история. У женщин-руководителей отлично получается шаг за шагом выстраивать путь к своей цели. Они умеют настраивать внутренние коммуникации и интуитивно чувствуют своих коллег. Поэтому женщина может быстро выровнять проблемную ситуацию, в то время как мужчина все еще не будет замечать, что все идет не по плану». 

Таким образом, более развитая интуиция и инстинкт самосохранения позволяют женщине более четко прогнозировать возможные риски и более изящно решать проблемные ситуации, потому что да – она опасается ненужных осложнений и прилагает максимум усилий к избеганию таковых. 

Марина Клименко, управляющий партнер в HILL International, комментируя вопрос о специфике женской модели управления и ведения бизнеса, ответила словами английской поговорки: «В бизнесе нет мужчин и женщин – есть деловые партнеры». Марина предложила взглянуть на проблему эффективности лидерства не в координатах половых различий, а сквозь призму взаимодействия двух типов энергии – ИНЬ и ЯН, придающих каждой конкретной ситуации либо мужскую опору, либо женское наполнение. 

«Принято считать, – комментирует Марина Клименко, – что мужской тип лидерства работает на раскрытие, и ему свойственны такие активные действия, как интерес, намерение, цель, решение, рывок, движение и прочие довольно активные действия. От них веет  скоростью, реализацией потенциала, адреналином и переменами. А женский стиль другой, – для него характерны не действия, а состояния, такие как инертность, ожидание, раздумье, поддержка, присоединение и т.д.  Доминирование женского или мужского аспекта лидерства проявляется во всем – в излюбленных стандартах работы, гибкости или непререкаемости управленческой позиции, уровне притязаний, поведении в ситуации неопределенности, характеристиках «образа победы» или «идеального результата», ценностях и способах влиять на свою команду».

При этом, по мнению Марины, женские и мужские типы поведения ни в коем случае не конфликтуют друг с другом, а совсем напротив, – органично дополняют. Так, например, если мужское лидерство обеспечивает системность процессов, то женское создает для его реализации комфортный климат. Если мужское создает систему и стандарты, то именно женское исследует их слабые стороны и находит способы для их нейтрализации. И если мужское собирает и анализирует информацию, то женское выявляет в них новые интерпретации. 

«Руководитель стремится к переменам, открывает «новые земли»? – это мужской тип лидерства. Руководитель их осваивает и делает пригодным для результативного бытия? – это женский тип лидерства. Стиль эффективного лидерства перестал быть различимым в координатах пола, развитие определяется способностью руководителя умело и гибко сочетать инструменты эффективного влияния в условиях конкретной ситуации», – резюмирует Марина Клименко. 

Воздействие на окружающих не с помощью силы, а посредством убеждения, мягкости и симпатии, – вот, на чем строится современный бизнес и наиболее эффективные управленческие практики. И здесь женщина, безусловно, сильный игрок, способный составить конкуренцию «кулакастым» мужчинам…

***

В качестве точки, как нельзя кстати придутся данные ежегодного рейтинга Ассоциации менеджеров России, согласно которым доля женщин среди лучших российских менеджеров в 2017 году заметно подросла: если в 2016 году в списке лучших из лучших их было всего 28%, то в минувшем 2017 году женские имена составили 44% рейтинга. Такие данные приводит Татьяна Долякова, генеральный директор кадрового агентства ProPersonnel.

0
Реклама на New Retail. Медиакит