История российского e-commerce 2013-2023: финальная серия – год 2023
время публикации: 10:00 06 июня 2023 года
Завершаем совместный проект с компанией PIM Solutions под названием «История российского екома 2013-2023». Это цикл ностальгических статей, посвященных главным событиям в российском e-commerce в последние 10 лет.
Сегодня у нас необычный формат: рассказываем о событиях, которые происходят прямо сейчас и пытаемся осмыслить их в историческом разрезе. Также мы приводим перечень самых ожидаемых событий этого года и оцениваем вероятность их осуществления. В конце года проверим!
Все статьи спецпроекта читайте здесь.
PIM Solutions консолидирует продукты и создает продукт для работы с маркетплейсами
Начало 2023 года в PIM Solutions было посвящено консолидации продуктов. В разные годы появилось множество разных сервисов, и пришло время их сгруппировать. Теперь в компании три вертикали: логистика, финансы, дата+маркетинг.
О том, как появлялись и развивались эти направления, было написано в предыдущих материалах. Каждая из этих вертикалей фокусируется на флагманских продуктах. Эта консолидация позволит лучше управлять разными сервисами, сделать более эффективной их разработку, улучшить взаимодействие между подразделениями.
Однако тремя вертикалями компания не ограничится. Скоро у PIM Solutions появится еще одно важное направление, связанное с маркетплейсами. Сейчас идет активная разработка сервисов, которые сделают жизнь продавцов на площадках гораздо лучше. Новый продукт будет представлен уже в этом году.
Цифры года:
● С 1 по 9 января на Wildberries заказали на 124% товаров больше, чем за аналогичный период 2022 года
● В январе аудитория Авито впервые превысила отметку в 60 млн пользователей в месяц
● Количество покупок в «Киберпонедельник» выросло на 31%
● В первом квартале оборот Ozon вырос на 71% и составил 303 млрд рублей
● Wildberries потеряла 650 млн рублей из-за нелегальной рекламы на площадке
Маркетплейсы покоряют ближнее зарубежье
В этом году российские маркетплейсы резко активизировали свое присутствие в ближнем зарубежье. В первую очередь речь идет о Казахстане, Узбекистане и Кыргызстане. Каждый месяц появляется новость о том, что Ozon или Wildberries открыл офис, склад или сортировочный центр в одной из этих стран.
Это работа в двух направлениях. Во-первых, новая инфраструктура позволяет более активно продавать товары в странах, являющихся перспективными с точки зрения сбыта. Во-вторых, товары из этих стран ждут и в России, так что местным селлерам на площадках очень рады.
Sunlight запустил сервис знакомств
Популярность маркетплейсов заставляет традиционных продавцов идти на оригинальные ходы. Яркий пример — ювелирная отрасль, где уже более половины онлайн-продаж приходится на универсальные маркетплейсы.
Так, Sunlight запустил в своем приложении сервис знакомств, объединив TikTok и Tinder. Общение происходит в формате видео. Пока нет данных, сколько пар нашли друг друга благодаря приложению, и как это повлияло на продажи. Но появление новых сервисов, напрямую не связанных с профилем продавцов, стоит ждать и дальше.
PickPoint перестал работать
Самое громкое банкротство пока связано со службой доставки PickPoint. С прошлого года компания испытывала финансовые сложности. В частности, к снижению оборота сервиса привели уход западных ритейлеров, которые составляли основную часть клиентского портфеля PickPoint, а также невозможность финансирования со стороны западного инвестора. Это вынудило компанию прекратить свою работу. В настоящее время она подала заявление о банкротстве.
Искусственный интеллект
Одна из самых трендовых и хайповых тем 2023 года — искусственный интеллект (AI). Все началось с того, что в конце 2022 года был представлен ChatGPT, который способен решать множество реальных задач. Еще один популярный сервис — Midjourney, который умеет создавать реалистичные изображения по текстовому описанию.
Эти технологии активно используются и в e-commerce. Пожалуй, самое заметное применение — это акция от Lamoda, которая на неделю доверила искусственному интеллекту свою главную страницу. Также AI создает новые модные образы для клиентов маркетплейса.
Одной строкой:
● Авито запустил получение и отправку заказов по штрихкоду
● Ozon стал самой популярной площадкой среди начинающих селлеров
● Lamoda выпустила постельное белье под собственной торговой маркой
● «Глория Джинс» запускает проект по выходу на ведущие мировые маркетплейсы
● Wildberries начал тестирование системы оценки покупателей
● «Яндекс» открыл центр по созданию складских роботов
Delivery Club меняет название и концепцию
Спустя 9 месяцев после того, как в собственности «Яндекса» оказались два конкурирующих сервиса, компания придумала, как развести их между собой. Delivery Club переименован в «Маркет деливери» и сосредоточится на доставке электроники, товаров для дома и других non-food товаров, хотя готовую еду будет доставлять тоже.
В свою очередь «Яндекс Еда» сосредоточится на доставке из ресторанов, а также будет развивать сервисы оплаты и корпоративного питания.
Также был представлен новый логотип сервиса, который намекает на тесную связь с «Яндекс Маркетом».
Забастовка владельцев ПВЗ Wildberries
В последние месяцы самый крупный российский маркетплейс постоянно сопровождают скандалы. Ранее все возмущение оставалось в профильных чатах, изредка попадая на страницы СМИ. Но недавно партнеры освоили еще один метод давления — визит в офис Wildberries с требованием поговорить с ними.
Самой громкой вышла история с владельцами ПВЗ. Wildberries внес изменения в оферту, согласно которым их лишили права оспаривать подмены заказов. Штрафы могли составлять до 100% стоимости заказа.
15 марта недовольные партнеры и сотрудники устроили забастовку и пригрозили на целый день закрыть свои пункты. Судя по всему, в ней приняли участие не так много пунктов, но этого хватило, чтобы вывести скандал на федеральный уровень. О нем рассказали почти все значимые СМИ.
Сам маркетплейс поначалу отрицал свою вину и начал отключать закрывшиеся пункты. Однако после того, как вопросу подключились различные федеральные ведомства и депутаты Госдумы, Wildberries пошел навстречу протестующим и начал с ними договариваться.
Эта история, несомненно, повлечет много разных последствий. Одним из них может стать новый закон о регулировании маркетплейсов.
Стартовала онлайн-торговля рецептурными лекарствами
С 1 марта начался долгожданный пилот по дистанционной торговле рецептурными лекарствами. Теперь в трех регионах (Москва, Московская и Белгородская области) можно доставлять на дом выписанные врачом лекарства. В Москве этот процесс немного забуксовал из-за требования обмениваться данными через ЕМИАС, но постепенно все заработало. Ждем первых результатов этого эксперимента — насколько эта легализация повлияла на рынок e-pharma.
Одной строкой:
● Wildberries запретил самовыкупы и фейковые скидки на своей платформе
● CDEK Forward запустил доставку с китайских маркетплейсов
● «Яндекс Маркет» начал развивать сеть пунктов выдачи заказов в малых городах
● «Магнит» запустил «Магнит Косметик Онлайн»
● Госдума одобрила некоторые онлайн-покупки в иностранных интернет-магазинах без идентификации
● «Почта России» начала выдавать в своих отделениях заказы Ozon
● Alibaba реорганизовала бизнес, создав шесть независимых подразделений
● Самокат готовится к открытию первых офлайн-точек
Ожидаемые события 2023 года
Перечислим главные события, которые должны случиться в этом году, а также дадим прогноз на их осуществление. Будет интересно посмотреть в конце года, что из этого случилось, а что нет.
— Чистая прибыль Ozon
В первом квартале маркетплейс показал хорошую чистую прибыль, но она оказалась «бумажной». Сможет ли Ozon наконец стать по-настоящему прибыльной компанией?
Вероятность — 10%
Читайте также: В АКИТ рассказали о рисках для маркетплейсов при сборе для почтовой сети
— Закон о регулировании e-commerce
Тема закона о e-commerce/закона о маркетплейсах/закона Бакальчук постоянно витает в воздухе. О необходимости этого разные люди высказываются практически каждую неделю. Но до конкретных мер пока не доходит. Видимо, появление такого закона неизбежно, но случится ли это в 2023 году?Вероятность — 50%
— Ребрендинг Wildberries
Еще одна постоянно витающая тема — ребрендинг крупнейшего маркетплейса. Она стала актуальной после прошлогодних высказываний Татьяны Бакальчук и появления легендарных «Ягодок». Начнет ли в этом году менять одну из самых часто встречающихся на улицах вывесок?
Вероятность — 50%
— Маркетплейс «Магнита»
Крупнейший офлайн-ритейлер анонсировал запуск собственного маркетплейса с непродовольственными товарами и зарегистрировал товарный знак «Магнит Маркет». До сих пор непонятно, будет ли это полноценный конкурент Wildberries и Ozon или дело ограничится доставкой ассортимента магазинов из ближайших супермаркетов/дарксторов.
Вероятность — 80%
— Онлайн-продажа вина
Эксперимент по онлайн-продаже российского вина через сайт «Почты России» должен стартовать 1 ноября. Недавно депутаты проверили склад, где это вино будет храниться, и остались довольны. Однако разные ведомства все еще выступают против этого эксперимента.
Вероятность — 90%
— Разделение «Яндекса»
Уже скоро бизнес интернет-гиганта должен разделиться на российский и международный. Судя по сообщениям СМИ, практически все уже согласовано, остались мелкие детали. Еком-бизнес очевидно останется за российской частью, и в его работе вряд ли что-то изменится.
Вероятность — 99%
Такими выдались последние 10 лет российского рынка e-commerce, частью которого все это время была компания PIM Solutions. Уверены, что дальше будет еще интереснее. Будем вносить в это свой вклад.
Все статьи спецпроекта читайте здесь.
0
Последние новости
Самое популярное
- «ЭкоНива»: как оптимизировать прибытие транспорта на склад
- Как подготовиться к Новому году на маркетплейсе: советы для продавцов
- Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
- Продажи хлеба в 2024 году: тренды и влияние мерчандайзинга
- Как музыкальный брендинг усилил восприятие фэшн-бренда и увеличил продажи (кейс ...