0/5

Инфографики наука истребляет слово скука

Инфографики наука истребляет слово скука
время публикации: 10:00  16 апреля 2019 года
Время чтения: 7 мин 25 сек.
Доказуемая визуализация знаний началась 435 веков назад. Неандертальский художник древесным углём изобразил шесть тюленей на стенах пещеры у испанского города Нерха. Со времён палеолита видение мира передавалось соплеменникам через петроглифы – наскальные отпечатки и резьбу по камню.

Начиналось всё с рисунков животных: оленей, бизонов, зубров. Древние учителя создавали наглядные пособия для натаскивания юных охотников. В эпоху неолита появились картинки социальной жизни: ритуалы, сражения, похороны. До 12 века предки перуанцев создали в пустыне Наска гигантские формы геоглифов.

30 изображений, 13 тысяч линий, 700 геометрических фигур располосовали участок земли длиной 50 километров и шириной 7. Назначение непонятно, но размах, открывающийся взору при пролёте, поражает. Северные Балканы подарили миру культуру Винча с дунайским протописьмом по необожжённой глине.

Пиктограммы добронзовой эпохи процарапаны кругами, полосами, узорами. Деревья и животные, символы и обереги служили компасами, навигаторами, подсказками. Египетские иероглифы вырезались в камне, выжигались по дереву, раскрашивали папирус. Чередовались рисунками и звукописной поддержкой.

Шумеры развлекались клинописью заострённым тростником. Замеряли численность стад, указывали мерность зерна, сообщали об ущербе пожара. Последовательность «птица» и «яйцо» обозначала плодовитость. Появляются идеограммы – цепочки символов, формирующие сложные цельные мысли.

Праинфографика возникла 330 тысяч лет тому назад. Люди зарисовывали обряды, танцы, способы защиты от диких животных. Фрагментарные картины отражали не мир, а представления, страхи, надежды и веру. Так мы узнали, что лестницами пользуемся с палеолита и с того же времени различаем ярчайшие звёзды.

Вавилонцы считали столицу страны точкой географического отсчёта. На каменных плитах изображали соседние государства, наносили пути движения караванов, маршруты морских и речных судов. По карте древнегреческого учёного Клавдия Птолемея Христофор Колумб плыл в Индию, но открыл Америку.

Царей, жрецов, воевод рисовали крупнее остальных, размещали на горе, усаживали на трон. Схемы боевых действий изображали до военных подразделений, что позволяло соизмерить численность и начальное превосходство. Выкуп жены демонстрировал привлекательность в количестве обмениваемых коз или коров.

Столбчатые диаграммы в 14 веке придумал французский философ, математик, механик, астроном, теолог и по совместительству епископ города Лизьё Николай Орем. Через сто лет художник, скульптор, изобретатель, писатель и музыкант флорентиец Леонардо ди сер Пьеро да Винчи рисовал инструкции к машинам.

Кристофер Шайнер придумал масштабные изображения объединением множеств типовых фрагментов. Рене Декарт сочиняет координатную сетку. Николай Коперник поясняет движения планет через концентрические окружности. Герарду Меркатору мы до сих пор обязаны погрешностями плоских географических карт.

Уильям Плейфер рисовал пересекающиеся кривые, подсчитывал площади внутренних проекций тенденций. Оливер Брин популяризирует геометрию, разъясняя перипетии углов и сторон красочными иллюстрациями. Врач Джон Сноу зарисовывает эпидемию вспышки холеры в лондонском квартале Сохо.

Вот уже триста лет американская газета USA Today и английская The Times демонстрируют социально значимые факты лаконичными графиками. Выдержав столетие обвинений в неглубокой журналистике и примитивной подаче материала. Сообщение о гибели «Титаника» в 1912 тоже сопровождала инфографика.

Отцом оперившейся науки считают американского профессора статистики, политологии и компьютерных данных Йельского университета Эдварда Рольфа Тафти. Он разработал и впервые читал студентам курс лекций с преобладанием графической информации. Забрезжили отблески визуализации больших данных.

Инфографики наука истребляет слово скука

Коммуникативный дизайн приходится рекламщикам по душе, и они становятся главными апологетами продвижения. Длинные тексты пояснения преимуществ сменяются наглядными соотношениями непроверяемых величин. Артур Брисбен восклицает: «Лучше раз увидеть, чем сто раз услышать».

Четырёхзвенка «данные, информация, знания, мудрость» дополняется «схематической иллюстрацией». Психофизиологи ликуют: даже малограмотные схватывают сложное содержание, недоступное при линейном прочтении. Картинки стимулируют воображение, врезаются в память надолго.

Бесконечные эмодзи и рекламные баннеры отучили воспринимать текст. Уже не удаётся прочесть главу книги. Борьба за внимание перешла в дополненную реальность, мультяшность, бесконечное упрощение. Салфеточно-манжетные открытия постигла доля чёрно-белого кино. Глазами любят не только мужчины.

Учим алфавит через ассоциации со знакомыми предметами. Соизмеряем обрисы животных, птиц и рыб по одномерным сравнениям. Смертность от комаров, падения кокосов и транспортных происшествий наблюдаем посредством нарисованных гробиков. Размеры планет солнечной системы объясняем фруктами.

Цель визуализации: сделать данные наглядными, возможность интерпретации превращает картинку в инфографику. Способствуют готовые выводы, оформленные и структурированные закономерности. Задача: привлечь, побудить, подсказать. Метод: сравнить, организовать, связать, соотнести.

Видов рисованной подачи смысла превеликое множество:

1) навигация – указывает схему прохода или проезда
2) картография – удостоверяет географические контуры
3) процессная – демонстрирует последовательность
4) алгоритм – задаёт пошаговый путь к результату
5) презентационная – выпячивает возможности
6) временная – подсказывает очерёдность
7) сравнение – соизмеряет по основанию
8) новостная – срочно подаёт главное
9) граф – отражает зависимости
10) иерархия – дробит на уровни.

Правила инфографики:

1) Позвольте фактам говорить за себя.
2) Используйте уместные метафоры.
3) Создайте точку фокуса внимания.
4) Сделайте информацию красивой
5) Расскажите историю картинками.
6) Корректно отражайте масштабы.
7) Добавьте необходимое.
8) Упрощайте сложное.
9) Уберите очевидное.
10) Создайте эмоции.

Ошибки очевидны:

1) Не учитывать социально-демографические параметры аудитории.
2) Сообщать банальное и разочаровывать обыденным.
3) Передёргивать или использовать жареные факты.
4) Делать сложную или поверхностную реализацию.
5) Бездумно подражать чужим удачным образцам.

Рекомендации бесхитростны:

1) Время презентаций как рабочего инструмента подходит к концу: нумерованные списки скучны и невзрачны – переходите на язык картинок
2) Удачно подобранные образы цепляют лучше, чем скучные проценты – посмотрите вокруг, найдите новые источники вдохновения.
3) Создайте стиль, чтобы история не прерывалась, а лишь приостанавливалась в ожидании очередного шедевра вашего авторства.
4) Тщательно думайте над каждым элементом: зачем, что сообщает, можно ли убрать.
5) Не используйте инфографику, только потому, что это модно.

В ответ на вопрос: «Как вы создаёте шедевральные скульптуры?», Микеланджело Буонарротти смиренно отвечал: «Беру камень и отсекаю лишнее».

Олег Брагинский,
Основатель «Школы траблшутеров»



Читайте также:
Победите нарциссизм, изучив полиглотизм, или 100 слов 20-ти языков за час
Современное увлечение – удалённое обучение
Игнорируй пропаганду, сколоти свою команду


0
Реклама на New Retail. Медиакит