В кризис главным вызовом для сетей стала необходимость понять, что надо потребителям. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова. При этом сами покупатели стали придирчивее: «Россияне стали бедные, но очень требовательные, они, как образно сказала недавно руководитель «Пятерочки», «бедные гедонисты», – замечает Бурмистров.
Сейчас россияне переходят на эконом-сегмент «магазинов у дома», выбирают товары более дешевые и вообще стали внимательнее смотреть на ценник, отмечает представитель X5 Retail Group (развивает бренды «Пятерочка», «Карусель», «Перекресток»). Покупатель стал рациональнее, добавляет его коллега из «Глобуса»: клиент переходит на более низкие цены, но по-прежнему ищет качественную продукцию. В последние 15 месяцев зарплаты не росли, зато продовольственная инфляция разогналась на 15%, напоминает финдиректор «Магнита» Хачатур Помбухчан; неудивительно, что люди вынуждены покупать более дешевые калории. Ритейл, естественно, адаптирует ассортимент к новым реалиям, добавляет он.
Например, «Магнит» старается удерживать сумму чека покупателей «балансом между маркетинговым предложением и низкой наценкой». А Х5 расширила предложение товаров по низким ценам, наращивает производство собственных торговых марок.
Придирчивость покупателей и кризис поставили ритейлеров перед выбором - рост или рентабельность. По мнению аналитиков «ВТБ капитала», X5 оказалась в более удачном положении, чем другие, благодаря в том числе большой доле бизнеса в крупных городах.
В небольших городах потребители сейчас вынуждены экономить сильнее, и там «Магниту» приходится больше инвестировать в цену, признает Помбухчан. Компания, по его словам, не собирается переориентироваться на более крупные города: «Рубль, заработанный в регионе, ничем не отличается от рубля, заработанного в Москве. А в регионах наши основные конкуренты – мелкие сети, они слабее».
Расти есть куда: в ближайшие пять лет доля современных форматов в розничной торговле может вырасти с нынешних 65% до 80%, ожидают аналитики «ВТБ капитала». Локомотивом этого роста будет топ-7 компаний розницы; их доля рынка к 2020 г., отмечают аналитики, может вырасти в полтора раза – до 40%.