0/5

Лента Новостей

08:30 Главное за неделю: Глория Джинс закрывает магазины, «Магнит Косметик» трансформирует сеть, SELA открыла первые SELA HOME
18:15 Владелец брендов «Яшкино» и «Кириешки» подал иск о защите чести и достоинства
17:50 Выручка «О`Кей» за третий квартал выросла на 2%
Традиция вошла в чат: как россияне на удалёнке дарят подарки начальству на Новый Год?
17:25 Эксперты проанализировали влияние ИИ на поисковую выдачу
17:00 «Детский мир» на распродаже «11.11» зафиксировал рост онлайн-заказов на 85%
16:35 Минцифры назвало сроки начала эксперимента по онлайн-продаже вина
Покупки «на эмоции»: как тоска, ностальгия, предвкушение удовольствия помогают продавать в FMCG
16:10 К 2026 году объем рынка e-grocery может превысить 2 трлн рублей
15:40 Какой хлеб покупают россияне – аналитика «Пятёрочки»
15:15 В Москве закрывается сезон аренды электросамокатов
Как понять, что продукт пора закрыть: чёткие сигналы и действия
14:50 Lamoda: как изменилась логика покупок в категории «Красота»
14:25 Ozon запустил функцию чаевых для сотрудников ПВЗ
14:00 Т-Банк: доля онлайн-покупок у людей старшего поколения за 6 лет выросла в 2,4 раза
Как торговая сеть «АНВАР» сократила избыточные запасы ТОП-1000 SKU на 37%
13:35 Россияне назвали любимые новогодние блюда
13:10 Wildberries инвестировала 11 млрд рублей в строительство логистического центра в Воронеже
12:45 Половина закрытий магазинов в торговых центрах в 2025 году приходится на сегмент одежды и обуви
Кейс «МегаФон»: используем умный поиск SearchBooster — получаем рост выручки подсказок в 2,52 раза
12:00 Россияне ежегодно теряют около 1 трлн рублей из-за уловок магазинов с ценниками
11:55 SELA открыла первые магазины SELA HOME (ФОТО)
11:30 «М.Видео» назвала самые популярные товары распродажи 11.11
Рынок труда 2025 в ритейле и FMCG: особенности найма и востребованные компетенции руководителей
11:05 «Лента» переформатировала челябинские гипермаркеты «Молния – Spar»
10:40 «Магнит Косметик» проведет масштабную трансформацию сети (ФОТО)
10:15 В России предложили ввести маркировку сумок и галантереи
К чему готовиться магазинам мебели в 2026 году: тенденции и прогнозы
09:50 Онлайн-продажи продуктов в России с начала года выросли на 28%
09:25 «Яндекс Маркет» подвел итоги распродажи 11.11
20:40 Стоимость бренда Ким Кардашьян Skims достигла $5 млрд
«Завтрак» не значит «утром»: как и почему меняются пищевые ритмы потребителей
20:15 Дмитрий Патрушев: «Фискальная нагрузка на виноделие в РФ должна быть сохранена»
19:50 Свыше 300 иностранных компаний могут потерять права на свои бренды в России
19:25 Агата Муцениеце стала лицом бренда Wonder Lab (ФОТО)
Ритейл на перепутье: почему сегодня выживает тот, кто управляет цепочкой поставок
19:00 Дом культуры «ГЭС-2» эвакуировал посетителей
18:35 АКОРТ: торговые сети фиксируют снижение стоимости красной икры
10:00 Стандарты доставки 2025: как логистика определяет лояльность в e-commerce
Все новости →

«Индекс цен» на маркетплейсах проверят на правомерность

«Индекс цен» на маркетплейсах проверят на правомерность
время публикации: 09:25  09 февраля 2024 года
Image By freepik
В ФАС России поступило обращение с просьбой проверить применяемый маркетплейсами механизм «индекса цен» на предмет нарушения антимонопольного законодательства. Инициатором является генеральный директор АНО «Цифровизации и новых технологий» (ЦНТ) Алексей Кожевников.
Как пишет «Ъ», в своем письме главе ФАС Максиму Шаскольскому он указывает, что большинство маркетплейсов определяет «индекс цен» для товаров относительно стоимости на своей площадке и цен конкурентов. Если цены отличаются, то товару присваивается повышенный или пониженный «индекс цен», что учитывается при ранжировании в поиске и участии в программе лояльности.

По его мнению, продажа товаров на конкурентных площадках дешевле может привести к понижению рейтинга в поисковой выдаче и исключению из программы лояльности.

В ЦНТ полагают, что механизм «индекса цен» создает невыгодные условия для продавцов, вынуждая устанавливать цены на товары в соответствии с самыми дорогими тарифами. При этом тарифы на маркетплейсах значительно отличаются по комиссии, расходам на логистику и другим параметрам.

Алексей Кожевников просит ФАС рассмотреть данную практику на предмет признаков коллективного злоупотребления маркетплейсами своим доминирующим положением через навязывание условий договора и координацию деятельности продавцов в части ценовой политики.

По словам одного из продавцов, крупнейшие маркетплейсы начали активно внедрять «индекс цен» в 2023 году с целью предоставления лучшего предложения потребителям и увеличения продаж. Сам индекс отображается в личном кабинете, но он непрозрачен в расчете. Этот инструмент также ограничивает продавцов в установке более выгодных цен на собственных сайтах.

В Ozon поясняют, что «индекс цен» - дополнительный инструмент для продавцов, который показывает, насколько их цены привлекательны для покупателей, и служит лишь удобным ориентиром в ценообразовании, которое продавцы определяют сами.

«Для расчета индекса мы сравниваем цены как с аналогичными товарами внутри своей площадки, так и с товарами на других интернет-площадках (например, цены на электронику сравниваем на 7 площадках). Товары с наиболее выгодными ценами поднимаются немного выше в поиске и каталоге. Даже если товар в личном кабинете продавца помечается как невыгодный для покупателя -  он не понижается в поиске», - отмечают в Ozon.

По данным маркетплейса, влияние индекса на позиции в поиске незначительное. В большей степени место в поиске зависит от других важных для покупателя факторов: популярности по запросу, отзывов, скорости доставки до покупателя, описания карточки товара и др.

«Безусловно, как все онлайн-площадки, мы стремимся показать покупателю, в первую очередь, товары с привлекательными ценами, что отвечает интересам потребителей», - подчеркивают в Ozon.

Дополнительные скидки за счет площадки нацелены на повышение лояльности покупателей площадки. Софинансирование скидок может получить любой товар продавца, вне зависимости от «индекса цен». Размер скидки от Ozon зависит от привлекательности товара.

В Wildberries говорят о том, что «индекс цен» является одним из факторов ранжирования. В «Яндекс Маркете» заявляют, что механизм не влияет на место в поисковой выдаче.

По мнению экспертов, алгоритмическое ценообразование, основанное на ценах конкурентов, действительно может привлечь внимание ФАС. Однако службе придется разобраться в работе алгоритмов и выявить возможные негативные последствия для продавцов или конкуренции в целом.

Между тем, на данный момент ФАС может лишь провести анализ информации из открытых источников, запрашивать у участников рынка копии договоров и документы с условиями программ лояльности. До истечения срока антимонопольного иммунитета, служба может только информировать компании о возможных негативных последствиях. Ведущие маркетплейсы входят в реестр аккредитованных Минцифры РФ IT-компаний, в отношении которых до конца 2024 года исключен антимонопольный контроль.

Тем не менее, в ФАС подтвердили, что письмо будет рассмотрено и указанные вопросы будут включены в повестку очередного заседания экспертного совета при Службе по развитию конкуренции в области информационных технологий.

В 2020 году ФАС уже рассматривала аналогичную ситуацию с сервисом бронирования отелей Booking.com и вынесло решение о наложении штрафа в размере 1,3 млрд рублей за нарушение условий договора о паритете цен. Сервис пытался оспорить это решение, однако в 2022 году Верховный суд поддержал штраф ФАС.

Читайте также:

Курс на Восток: как выйти на российские маркетплейсы с азиатскими товарами

***

Самые интересные новости читайте в нашей группе в  VKontakte, а также на канале в ДЗЕН.

Больше новостей и возможность поделиться своим мнением в комментариях на нашем канале в Telegram.

И подписывайтесь на итоговую рассылку самых важных новостей.

New Retail