0/5

Лента Новостей

20:45 Pizza Hut планирует в Великобритании массовые увольнения
20:20 «Сколково»: пятерка лидеров ритейла концентрирует 58% инноваций
19:55 Stardogs планирует запустить сеть блинных
Торговля Китай–Россия: причины падения, и в каком случае вновь начнется рост
19:30 X5 Media увеличила число цифровых рекламных носителей на 45%
19:05 Пуховики стали самой востребованной зимней одеждой
18:40 Ozon назвал ожидаемую дату старта торгов акциями на Мосбирже
Селективный отбор: рецепты выживания торговых центров
18:15 Средние предлагаемые зарплаты в общепите выросли на 18%
17:50 Fix Price увеличила онлайн-продажи на 11%
17:25 В Москве сокращается парк вендинговых киосков
Распродажи на маркетплейсах: как к ним подготовиться, а кому от них отказаться
17:00 IKEA покупает в Прибалтике рекордную площадь леса
16:35 Центробанк упраздняет правило об обязательных проверках поднадзорных организаций
16:10 Подрядчик требует банкротства «ВБ Девелопмент» Владислава Бакальчука
Виртуальный сотрудник, который знает всё: как настроить чат-бота для бизнеса
15:45 Бренд MYMUSE от компании GRASS стал победителем премии «МОЯ КОСМЕТИКА - 2025»
15:15 В РФ введен ГОСТ на светоотражающие элементы детской одежды
14:50 Открытие еще 16 крупных торговых объектов запланировано в Москве до конца года
Логистика в режиме «всё включено»: почему селлеры переходят на 3PL-услуги
14:25 В России вырос спрос на портативные колонки с встроенным голосовым помощником
14:00 ФАС одобрила покупку торговых сетей в Сибири
13:35 Доля оплаты покупок смартфоном в офлайне за квартал выросла на 5%
Спецпроект Мегамаркета и Холодильник.ру: 150 млн показов и рост продаж ×6
13:10 МакSим стала амбассадором бренда «Прелесть» (ФОТО)
12:45 Kering продает L'Oreal сегмент товаров для красоты
12:20 Экс-руководитель российского подразделения eBay возглавит e-com в Сбере
QR-код против NFC: какая технология побеждает в России
11:55 Россияне потеряли интерес к ноябрьским распродажам – исследование
11:30 Вебинар: Гибкая занятость с hh.ru и «Моей сменой»
11:05 Опубликован рейтинг лучших предложений по доставке заказов в 2025 году
«Галицкий&Галицкий» в Москве: почему винный проект основателя «Магнита» стоил долгого ожидания
10:40 Ритейлеры пожаловались в ФАС на ценовой демпинг маркетплейсов
10:15 В Бурятии произошло массовое отравление готовой едой
09:50 «М.Видео» запустил онлайн-продажи электромобилей
Чистота, которая приносит прибыль: как выбрать клининговую компанию для ритейла
09:25 «ТВОЕ» в третий раз за год сменил гендиректора
08:00 Главное за неделю: Sela откроет первые магазины в формате Home, 25000-ная «Пятерочка», продажа ювелирных украшений через вендинговые аппараты
10:00 Ритейл страдает от киберрисков: зачем отрасли нужен F6 Cyber Identity Index
Все новости →

Тренды подбора персонала для ритейла озвучили в АЧАЗ

время публикации: 10:35  24 июня 2019 года
Ассоциация частных агентств занятости (АЧАЗ), объединяющая крупнейшие кадровые агентства РФ, представила результаты исследования рынка труда за 2018 год.
Выяснилось, что спрос на подбор специалистов в сфере «Розничная торговля, рестораны, гостинцы» снизился. Эксперты связывают падение спроса с развитием технологий и сервисов, а также с объединением функционала работников, которое влияет на общее количество вакансий. 

Спрос на аутсорсинг персонала растет

Российский рынок подбора, предоставления труда работников и аутсорсинга в минувшем году вырос на 14% и составил примерно 1 млрд евро (69, 935 млрд руб.). Умеренные показатели роста свидетельствуют о стабильном развитии отрасли, говорится в исследовании.

Активнее всего росли сферы аутсорсинга и предоставления труда работников: российские компании чаще обращаются к рекрутерам для аутсорсинга бизнес-функций и привлечения временных работников, чем для найма постоянных сотрудников. Причем аутсорсинг оказался среди отечественных работодателей популярнее предоставления труда работников как в процентном, так и в денежном выражении. 








Рис. 1. Оборот рынка подбора, предоставления персонала и аутсорсинга 2017–2018 (%).

Эксперты назвали причины, по которым российский бизнес предпочитает привлечение труда работников постоянному найму. Прежде всего, в условиях высокой конкуренции и борьбы за эффективность крупный бизнес вынужден постоянно сокращать издержки. Расходы на поиск и подбор линейного персонала составляют существенную часть затрат, и компании стремятся так или иначе уйти от них. Кроме того, эффективность собственных сотрудников часто может желать лучшего, а в случае с привлечением стороннего подрядчика ответственность за четкое исполнение контрактных обязательств часто берет на себя поставщик. В период сезонного или планового расширения производства, когда требуется вывести большое количество людей на короткий период времени, привлечение временных работников из компании-аутсорсера помогает сохранить прозрачность бизнес-процессов, снизить расходы и избежать рисков, связанных с наймом персонала. 

Елена Веляева, операционный директор международного кадрового холдинга Gi Group, считает, что тенденции по оптимизации бизнес-процессов внутри компаний ведут к перераспределению обязанностей среди внутренних сотрудников и выводу стандартизированных функций за рамки компаний. Причина этого – стремление сосредоточиться на стратегических проектах, автоматизации отдельных бизнес-функций, что, приводит к сокращению штата, и общему пересмотру форматов занятости персонала.

Предоставление труда работников в ритейле

Среди вакансий по предоставлению труда работников в соответствии с ФЗ-116 увеличилось количество запросов на поиск сотрудников для компаний из отраслей Natural Resources (нефть и газ, химия, добыча, переработка, энергетика) и консалтинг и сервис. При этом снизилось количество вакансий в сферах «Промышленное производство», «Товары народного потребления», а также в сфере «Розничная торговля, рестораны, гостинцы». Эксперты связывают снижение спроса в ТНП и производственной сфере с роботизацией крупных производств и развитием технологий и сервисов, а снижение количества вакансий в сфере розничной торговли − объединением функционала работников, которое влияет на общее количество вакансий.















Рис. 2. Временный персонал: распределение по отраслям 2017-2018 (%).

Операционный директор компании OPEN Group Ирина Осицкая, говоря о сокращении потребности в сотрудниках в сфере розничной торговли, отмечает, что, в первую очередь, это касается «полевого» персонала и предпринимаемых компаниями мер по повышению эффективности его работы. «В результате, повысились требования как к самим сотрудникам, так и объему выполняемых ими задач. Например, в области мерчандайзинга существует тенденция к объединению функционала мерчандайзера и торгового представителя в одном профайле, что, в свою очередь, оказывает влияние на сокращение общей численности «полевого» персонала». Заметную роль в оптимизации численности кадров также сыграло повышение уровня услуг, оказываемых агентствами.

Заметную роль в оптимизации численности кадров сыграло повышение уровня услуг, оказываемых агентствами.

Исследование подтвердило тенденцию увеличения спроса на предоставление труда офисных специалистов. 64% трудоустроенных были из категории «белых» воротничков: офисные сотрудники, служащие, менеджеры, инженерно-технический персонал и другие, по сравнению с 57% в 2017 году. 36% временных работников были «синими» воротничками (43% в 2017).

Процентное соотношение мужчин и женщин среди временного персонала в 2018 году практически не изменилось: 56% мужчин, по сравнению с женщинами – 44%.

Подбор персонала в ритейле

Рынок подбора постоянного персонала в 2018 году рос умеренно – 7,4%. По данным исследования, российские кадровые компании закрыли вакансии на общую сумму 7,993 млрд рублей. 

В распределении вакансий по подбору постоянного персонала по отраслям произошло перераспределение. Сфера «Розничная торговля, рестораны, гостинцы» показала снижение. Эксперты связывают снижение спроса на постоянных сотрудников с развитием интернет-торговли и технологий. Активнее всего компании нанимали специалистов из сфер «Natural Resourсes» (Нефть и Газ, Химия, Добыча, Переработка, Энергетика), «Товары народного потребления», «Life Science» (Фарма, «Клинические исследования», Медоборудование), «Промышленное производство» (кроме ТНП). Сфера «Розничная торговля, рестораны, гостинцы» показала снижение. Далее по востребованности идут вакансии в сферах «Hi-Tech» (IT & Телеком, B2B), «Финансы», «Банки», «Инвестиции», «Строительство и недвижимость», «Транспорт и Логистика», «Автомобилестроение», «Консалтинг и сервис», «Агропромышленный комплекс».














Рис. 3. Подбор персонала: распределение по отраслям 2017-2018 (%).

Вакансии, которые передавались в работу агентствам, в исследовании разделены на два типа: профессиональный подбор – вакансии специалистов и руководителей, и массовый подбор – однотипные вакансии, не требующие от соискателей опыта работы или специальной подготовки. Средняя стоимость позиции в массовом подборе осталась на том же уровне − 47 901 рублей (по сравнению с 49 919 руб. в 2017). По мнению экспертов АЧАЗ, в условиях высокой конкуренции, российский рынок требует простых и эффективных решений, которые могут повысить скорость и снизить стоимость услуги массового подбора персонала. 

Екатерина Горохова, генеральный директор АЧАЗ и генеральный директор Kelly Services Россия и Польша, комментирует: «Развитие цифровых инструментов для подбора персонала влияет прежде всего на сегмент массового подбора. Работодатели и провайдеры все чаще обращаются к онлайн-платформам, чат ботам и другим инструментам для подбора сотрудников без специального опыта на однотипные позиции. На рынке массового побора персонала решающее значение играют скорость и цена. Именно поэтому применение новых технологий в подборе персонала является одной из стратегических инициатив нашей компании». 

Средняя стоимость вакансии в профессиональном подборе составила 253 197 рублей (по сравнению с 296 396 руб. в 2017). По мнению экспертов АЧАЗ, на снижение стоимости позиции в сегменте профессионального подбора повлияло распространение услуги аутсорсинга подбора персонала или RPO (Recruitment Process Outsourcing), а также увеличение спроса на молодых специалистов и руководителей проектов, и снижения спроса на руководителей среднего и высшего звена. 

Михаил Тузов, руководитель аналитической службы  ManpowerGroup, отмечает: «Причиной снижения средней стоимости закрытия вакансий можно рассматривать изменения в требованиях компаний к лидерам и сотрудникам. Усиливается тенденция переноса функций руководителя подразделений на уровень минус один, то есть на членов команды. При этом уменьшается потребность в руководителе, занимающемся только руководством, что особенно характерно для подразделений западных компаний. Прослеживается тренд на  встраивание российских подразделений в глобальные корпоративные структуры без специальных условий и исключений, что сопровождается перераспределением менеджерских функций как внутри подразделений, так и между странами и регионами c  целью повышения эффективности работы компаний».

В рамках услуги подбора в 2018 году компании привлекали с помощью агентств: специалистов – 38%, линейных руководителей – 34%, начальные позиции  – 18% и менеджеров высшего звена – 10% (рис.2).









 Рис. 4. Распределение вакансий по типам позиций 2017-2018 (%).

Аутсорсинг процесса рекрутмента (Recruitment Process Outsourcing – RPO) занял стабильную долю среди услуг по подбору персонала. Доля по услуге RPO среди компаний-членов АЧАЗ в 2018 году составила 16% от общего оборота услуг по подбору персонала (по сравнению с 18% в 2017). RPO востребован в крупных компаниях, набирающих от нескольких сотен до нескольких тысяч новых сотрудников в год и привлекающих для этого выделенные команды специалистов, работающих только на одного клиента. 

Татьяна Баскина, заместитель генерального директора международной компании «АНКОР», добавляет: «Обращает на себя внимание рост объемов всех исследуемых кадровых услуг. Самая активная динамика – у аутсорсинга и услуг по предоставлению временного персонала. Но что особенно интересно – прирост, хоть и умеренный, в сфере подбора постоянного персонала. Этому сегменту уже несколько лет пророчат то драматическое падение, то и вовсе исчезновение услуги как таковой. Причины назывались разные – от роботизации и автоматизации до расширения отделов подбора персонала внутри компаний. Однако рынок внешнего рекрутмента не только не исчезает, но и демонстрирует прирост. Услуга трансформируется и развивается, и технологии – не конкурент, а инструмент рекрутера. А партнерство с внутренними службами подбора дало импульс развитию более новой для российского кадрового рынка услуге – RPO. Таким образом, громкие заявления о скорой кончине индустрии подбора персонала и профессии рекрутера ничем не подтверждаются».

Читайте также:  Новое исследование Hays: что поколение Z ждет от работы и работодателя?

***
Самые интересные новости читайте в наших группах в Facebook и VKontakte, а также на канале Яндекс.Дзен.

И подписывайтесь на рассылку самых важных новостей.