0/5

Лента Новостей

11:00 Главное за неделю: самые дорогие бренды России, открытие ТРЦ Avenue Sever, АШАН по-прежнему не собирается уходить из РФ
18:15 Авито тестирует ИИ-ассистентов для покупателей и профессиональных продавцов
17:50 Superjob подвел итоги развития рынка труда в 2025 году
Рекордная долговая нагрузка: почему бизнес отдает кредиторам треть прибыли и чем это грозит
17:25 Рост продаж премиальных автомобилей в ноябре составил 47%
17:00 ФАС: маркетплейсы за три года заблокировали 13,3 млн карточек товаров
16:35 «Детский мир»: россияне покупают детям «функциональные» карнавальные костюмы
Кадровый календарь: как менялись команды российских компаний в 2025 году
16:10 Российские компании назвали дни максимальной покупательской активности
15:45 ДЭВУ (POIZON) и SOEX будут совместно проверять подлинность товаров в РФ
15:15 «Магнит» снимает с продажи напиток «Алое вера» из-за выявления в нем ацетона
Кейс: как бренд Viva La Vika строил свою e-com-стратегию без маркетплейсов
14:50 Как россияне планируют декабрьский бюджет - исследование
14:25 Группа «Черкизово» впервые разместит выпуск внебиржевых облигаций для физлиц
14:00 В АКОРТ назвали стоимость минимального новогоднего набора продуктов
Функциональные напитки и «умные перекусы»: как протеиновый кофе и батончики стали формой полноценного питания
13:35 X5 фиксирует годовой рост продаж готовой еды на 34%
13:10 «Читай-город» открыл в Симферополе первый магазин в новом концепте (ФОТО)
12:45 ЦБ выпустил обновленную банкноту 1000 рублей (ФОТО)
E-commerce в эпоху нейропоиска: как AEO и GEO возвращают продажи
12:20 В России снизились цены на большинство популярных брендов ноутбуков
11:55 ФАС: дистрибьютор «Светофора» в Тюмени нарушил торговое законодательство
11:30 Геннадий Онищенко предложил перейти в России на шестидневную рабочую неделю
Как опыт работы с люксовыми брендами и знание особенностей торговой точки помогают при проектировании POP UP
11:05 «Лемана ПРО» назвал бюджет россиян на новогодний декор в 2025 году
11:05 Александр Петров стал амбассадором МегаФона
10:40 «Лента» выпустила новую собственную марку пива
5 уроков 2025 года для российского ритейла: анализируем уходящий год и собираем инструменты на 2026
10:03 Российские мобильные операторы начали возвращать безлимитные тарифы
09:50 Cofix отказался от формата жесткого дискаунтера
09:25 Более 20 fashion-брендов в 2025 году закрыли свои магазины в России
Составная касса самообслуживания: обзор технического решения
20:40 Ozon сократил сроки возврата новогодних товаров
20:15 «М.Видео» запустил продажу автомобилей
19:50 SuperJob составил рейтинг худших новогодних подарков
Не лендинг, а экосистема: как создать сайт, который вызывает доверие и закрывает крупные B2B-сделки
19:25 Эксперты зафиксировали резкий всплеск DDoS-атак на ритейл в преддверии Новым годом
19:00 «Вкусно – и точка» открыла первое предприятие в Северной Осетии (ФОТО)
10:00 Запретить нельзя разрешить: как ограничить свободу ИИ-агента
Все новости →

Тренды подбора персонала для ритейла озвучили в АЧАЗ

время публикации: 10:35  24 июня 2019 года
Ассоциация частных агентств занятости (АЧАЗ), объединяющая крупнейшие кадровые агентства РФ, представила результаты исследования рынка труда за 2018 год.
Выяснилось, что спрос на подбор специалистов в сфере «Розничная торговля, рестораны, гостинцы» снизился. Эксперты связывают падение спроса с развитием технологий и сервисов, а также с объединением функционала работников, которое влияет на общее количество вакансий. 

Спрос на аутсорсинг персонала растет

Российский рынок подбора, предоставления труда работников и аутсорсинга в минувшем году вырос на 14% и составил примерно 1 млрд евро (69, 935 млрд руб.). Умеренные показатели роста свидетельствуют о стабильном развитии отрасли, говорится в исследовании.

Активнее всего росли сферы аутсорсинга и предоставления труда работников: российские компании чаще обращаются к рекрутерам для аутсорсинга бизнес-функций и привлечения временных работников, чем для найма постоянных сотрудников. Причем аутсорсинг оказался среди отечественных работодателей популярнее предоставления труда работников как в процентном, так и в денежном выражении. 








Рис. 1. Оборот рынка подбора, предоставления персонала и аутсорсинга 2017–2018 (%).

Эксперты назвали причины, по которым российский бизнес предпочитает привлечение труда работников постоянному найму. Прежде всего, в условиях высокой конкуренции и борьбы за эффективность крупный бизнес вынужден постоянно сокращать издержки. Расходы на поиск и подбор линейного персонала составляют существенную часть затрат, и компании стремятся так или иначе уйти от них. Кроме того, эффективность собственных сотрудников часто может желать лучшего, а в случае с привлечением стороннего подрядчика ответственность за четкое исполнение контрактных обязательств часто берет на себя поставщик. В период сезонного или планового расширения производства, когда требуется вывести большое количество людей на короткий период времени, привлечение временных работников из компании-аутсорсера помогает сохранить прозрачность бизнес-процессов, снизить расходы и избежать рисков, связанных с наймом персонала. 

Елена Веляева, операционный директор международного кадрового холдинга Gi Group, считает, что тенденции по оптимизации бизнес-процессов внутри компаний ведут к перераспределению обязанностей среди внутренних сотрудников и выводу стандартизированных функций за рамки компаний. Причина этого – стремление сосредоточиться на стратегических проектах, автоматизации отдельных бизнес-функций, что, приводит к сокращению штата, и общему пересмотру форматов занятости персонала.

Предоставление труда работников в ритейле

Среди вакансий по предоставлению труда работников в соответствии с ФЗ-116 увеличилось количество запросов на поиск сотрудников для компаний из отраслей Natural Resources (нефть и газ, химия, добыча, переработка, энергетика) и консалтинг и сервис. При этом снизилось количество вакансий в сферах «Промышленное производство», «Товары народного потребления», а также в сфере «Розничная торговля, рестораны, гостинцы». Эксперты связывают снижение спроса в ТНП и производственной сфере с роботизацией крупных производств и развитием технологий и сервисов, а снижение количества вакансий в сфере розничной торговли − объединением функционала работников, которое влияет на общее количество вакансий.















Рис. 2. Временный персонал: распределение по отраслям 2017-2018 (%).

Операционный директор компании OPEN Group Ирина Осицкая, говоря о сокращении потребности в сотрудниках в сфере розничной торговли, отмечает, что, в первую очередь, это касается «полевого» персонала и предпринимаемых компаниями мер по повышению эффективности его работы. «В результате, повысились требования как к самим сотрудникам, так и объему выполняемых ими задач. Например, в области мерчандайзинга существует тенденция к объединению функционала мерчандайзера и торгового представителя в одном профайле, что, в свою очередь, оказывает влияние на сокращение общей численности «полевого» персонала». Заметную роль в оптимизации численности кадров также сыграло повышение уровня услуг, оказываемых агентствами.

Заметную роль в оптимизации численности кадров сыграло повышение уровня услуг, оказываемых агентствами.

Исследование подтвердило тенденцию увеличения спроса на предоставление труда офисных специалистов. 64% трудоустроенных были из категории «белых» воротничков: офисные сотрудники, служащие, менеджеры, инженерно-технический персонал и другие, по сравнению с 57% в 2017 году. 36% временных работников были «синими» воротничками (43% в 2017).

Процентное соотношение мужчин и женщин среди временного персонала в 2018 году практически не изменилось: 56% мужчин, по сравнению с женщинами – 44%.

Подбор персонала в ритейле

Рынок подбора постоянного персонала в 2018 году рос умеренно – 7,4%. По данным исследования, российские кадровые компании закрыли вакансии на общую сумму 7,993 млрд рублей. 

В распределении вакансий по подбору постоянного персонала по отраслям произошло перераспределение. Сфера «Розничная торговля, рестораны, гостинцы» показала снижение. Эксперты связывают снижение спроса на постоянных сотрудников с развитием интернет-торговли и технологий. Активнее всего компании нанимали специалистов из сфер «Natural Resourсes» (Нефть и Газ, Химия, Добыча, Переработка, Энергетика), «Товары народного потребления», «Life Science» (Фарма, «Клинические исследования», Медоборудование), «Промышленное производство» (кроме ТНП). Сфера «Розничная торговля, рестораны, гостинцы» показала снижение. Далее по востребованности идут вакансии в сферах «Hi-Tech» (IT & Телеком, B2B), «Финансы», «Банки», «Инвестиции», «Строительство и недвижимость», «Транспорт и Логистика», «Автомобилестроение», «Консалтинг и сервис», «Агропромышленный комплекс».














Рис. 3. Подбор персонала: распределение по отраслям 2017-2018 (%).

Вакансии, которые передавались в работу агентствам, в исследовании разделены на два типа: профессиональный подбор – вакансии специалистов и руководителей, и массовый подбор – однотипные вакансии, не требующие от соискателей опыта работы или специальной подготовки. Средняя стоимость позиции в массовом подборе осталась на том же уровне − 47 901 рублей (по сравнению с 49 919 руб. в 2017). По мнению экспертов АЧАЗ, в условиях высокой конкуренции, российский рынок требует простых и эффективных решений, которые могут повысить скорость и снизить стоимость услуги массового подбора персонала. 

Екатерина Горохова, генеральный директор АЧАЗ и генеральный директор Kelly Services Россия и Польша, комментирует: «Развитие цифровых инструментов для подбора персонала влияет прежде всего на сегмент массового подбора. Работодатели и провайдеры все чаще обращаются к онлайн-платформам, чат ботам и другим инструментам для подбора сотрудников без специального опыта на однотипные позиции. На рынке массового побора персонала решающее значение играют скорость и цена. Именно поэтому применение новых технологий в подборе персонала является одной из стратегических инициатив нашей компании». 

Средняя стоимость вакансии в профессиональном подборе составила 253 197 рублей (по сравнению с 296 396 руб. в 2017). По мнению экспертов АЧАЗ, на снижение стоимости позиции в сегменте профессионального подбора повлияло распространение услуги аутсорсинга подбора персонала или RPO (Recruitment Process Outsourcing), а также увеличение спроса на молодых специалистов и руководителей проектов, и снижения спроса на руководителей среднего и высшего звена. 

Михаил Тузов, руководитель аналитической службы  ManpowerGroup, отмечает: «Причиной снижения средней стоимости закрытия вакансий можно рассматривать изменения в требованиях компаний к лидерам и сотрудникам. Усиливается тенденция переноса функций руководителя подразделений на уровень минус один, то есть на членов команды. При этом уменьшается потребность в руководителе, занимающемся только руководством, что особенно характерно для подразделений западных компаний. Прослеживается тренд на  встраивание российских подразделений в глобальные корпоративные структуры без специальных условий и исключений, что сопровождается перераспределением менеджерских функций как внутри подразделений, так и между странами и регионами c  целью повышения эффективности работы компаний».

В рамках услуги подбора в 2018 году компании привлекали с помощью агентств: специалистов – 38%, линейных руководителей – 34%, начальные позиции  – 18% и менеджеров высшего звена – 10% (рис.2).









 Рис. 4. Распределение вакансий по типам позиций 2017-2018 (%).

Аутсорсинг процесса рекрутмента (Recruitment Process Outsourcing – RPO) занял стабильную долю среди услуг по подбору персонала. Доля по услуге RPO среди компаний-членов АЧАЗ в 2018 году составила 16% от общего оборота услуг по подбору персонала (по сравнению с 18% в 2017). RPO востребован в крупных компаниях, набирающих от нескольких сотен до нескольких тысяч новых сотрудников в год и привлекающих для этого выделенные команды специалистов, работающих только на одного клиента. 

Татьяна Баскина, заместитель генерального директора международной компании «АНКОР», добавляет: «Обращает на себя внимание рост объемов всех исследуемых кадровых услуг. Самая активная динамика – у аутсорсинга и услуг по предоставлению временного персонала. Но что особенно интересно – прирост, хоть и умеренный, в сфере подбора постоянного персонала. Этому сегменту уже несколько лет пророчат то драматическое падение, то и вовсе исчезновение услуги как таковой. Причины назывались разные – от роботизации и автоматизации до расширения отделов подбора персонала внутри компаний. Однако рынок внешнего рекрутмента не только не исчезает, но и демонстрирует прирост. Услуга трансформируется и развивается, и технологии – не конкурент, а инструмент рекрутера. А партнерство с внутренними службами подбора дало импульс развитию более новой для российского кадрового рынка услуге – RPO. Таким образом, громкие заявления о скорой кончине индустрии подбора персонала и профессии рекрутера ничем не подтверждаются».

Читайте также:  Новое исследование Hays: что поколение Z ждет от работы и работодателя?

***
Самые интересные новости читайте в наших группах в Facebook и VKontakte, а также на канале Яндекс.Дзен.

И подписывайтесь на рассылку самых важных новостей.