0/5

Лента Новостей

20:40 Бывший руководитель Spotify возглавил онлайн-кинотеатр START
20:15 Спрос на складские площади в России сократился на треть
19:50 «Магнит» открыл в Омске первую экостанцию для сбора вторсырья
Ритейл без тыкв и сердечек: как «западные» праздники теряют позиции в России
19:25 Производство спортивных товаров в Москве увеличилось в 1,5 раза
19:00 Elis закрывает магазины 20Line
18:35 Google запускает «разговорный» шопинг
Осторожно, горячо: как бизнесу не «сгореть» на пике нагрузки, правильно разделяя данные
18:10 Денис Марфутин покинул должность руководителя ecom-направления «Яндекса»
17:45 Почта России возобновила доставку отправлений в США
17:20 ТК «Невский Центр» отмечает 15-летие
Покупки «на эмоции»: как тоска, ностальгия, предвкушение удовольствия помогают продавать в FMCG
16:55 Poison Drop приобрел ювелирный бренд WANNA?BE!
16:30 Familia: россияне ежегодно тратят на одежду более 54 тыс. рублей
16:05 Fix Price выкупил 52,4 млн акций компании на Мосбирже
Традиция вошла в чат: как россияне на удалёнке дарят подарки начальству на Новый Год?
15:40 Автодилеры прогнозируют снижение продаж новых легковых авто в ноябре
15:15 «Магнит» сделал возможным оплачивать покупки через свое приложение
14:50 Структура экс-главы «Сбербанк Капитала» займется производством замороженной пиццы
Как понять, что продукт пора закрыть: чёткие сигналы и действия
14:25 «Спортмастер» начал доставлять товары из-за рубежа
14:00 В РФ продажи сигарет сократились на 23%
13:35 Квартальная чистая прибыль «билайна» упала на 10%
Как торговая сеть «АНВАР» сократила избыточные запасы ТОП-1000 SKU на 37%
13:10 МЕГА передает права на управление рекламой в торговых центрах
12:45 Выпуск сидра, медовухи и пуаре за 10 месяцев увеличился на 17,8%
12:20 Lamoda представила мобильное приложение для продавцов
Рынок труда 2025 в ритейле и FMCG: особенности найма и востребованные компетенции руководителей
12:00 Midea откроет первый магазин в Санкт-Петербурге
11:40 В России хотят запретить продажу детского шампанского
11:25 Розничный бизнес просит смягчить процесс повышения налоговой нагрузки
Кейс «МегаФон»: используем умный поиск SearchBooster — получаем рост выручки подсказок в 2,52 раза
10:40 В Ростове-на-Дону открылся первый магазин SELA HOME
10:15 Требования к маркировке икры претерпели изменения
09:50 Алла Пугачева утратила права на один из своих брендов в РФ
К чему готовиться магазинам мебели в 2026 году: тенденции и прогнозы
09:25 Производитель Zewa продаст долю в компании крупному лесопромышленному холдингу
08:30 Главное за неделю: Глория Джинс закрывает магазины, «Магнит Косметик» трансформирует сеть, SELA открыла первые SELA HOME
10:00 «Завтрак» не значит «утром»: как и почему меняются пищевые ритмы потребителей
Все новости →

Правительство разрешило импорт без разрешения владельцев брендов

время публикации: 15:20  24 октября 2018 года
Иностранные инвесторы и их дистрибуторы решение не поддерживают.
«Ведомости» ознакомились с подготовленными ФАС поправками в Гражданский кодекс о легализации импорта без разрешения владельцев товарных знаков (их подлинность подтвердил федеральный чиновник). Они позволяют правительству с 2021 г. на срок до пяти лет открывать границу для параллельного импорта отдельных товаров.

Чиновники несколько лет спорили, полезен или вреден для экономики параллельный импорт, например собирались с его помощью обходить санкции. Сейчас Гражданский кодекс запрещает его – ввезти товар в Россию может только правообладатель или официальный дилер. Изменить этот принцип давно предлагала ФАС. А в феврале 2018 г. Конституционный суд разрешил ввозить товары без разрешения владельца бренда, завышающего цены.

Сделать это ФАС должна была до 10 октября. Законопроект поступил в Минэкономразвития, говорит его представитель, позиция прорабатывается. Представитель ФТС отказался от комментариев, его коллеги в ФАС, Минпромторге и Минздраве не ответили на запросы «Ведомостей».

В проекте перечислены четыре случая, когда правительство сможет разрешать параллельный импорт: если товары недоступны или их не хватает в России, цены завышены или если они качественно отличаются от аналогов, продаваемых в других странах. Исключение – товары, производство которых локализовано, говорил ранее замруководителя ФАС Андрей Кашеваров. Это определит правительство, уверяет другой федеральный чиновник. В 2015 г. правительство уже определяло товары, параллельный импорт которых могло бы разрешить, – лекарства, детские товары, автозапчасти.

Пока развитие производства и технологий в России не позволяет удовлетворить большинство потребностей людей за счет внутренних ресурсов, признает ФАС в пояснительной записке к законопроекту, легализация же параллельного импорта может увеличить конкуренцию, что приведет к снижению цен. Частичная легализация – половинчатая мера, хотя это все равно лучше, чем ничего, говорит директор Института права и развития Высшей школы экономики – «Сколково» Алексей Иванов, согласно опросу бизнеса и изучению опыта других стран параллельный импорт приводит к снижению цен на товары, увеличивает их доступность, стимулирует инновационную активность.

Но как такой проект будет реализован – не ясно, удивлен исполнительный директор «Русбренда» (объединяет производителей различных товаров – от P&G, BAT и Diageo до LVMH и Chanel) Алексей Поповичев, сначала нужно договориться с партнерами по ЕАЭС. Проект противоречит международным договоренностям – в ЕАЭС установлен региональный принцип исчерпания исключительного права на товарные знаки, т. е. после реализации на территории одной из стран союза, говорит руководитель антимонопольной практики BGP Litigation Ирина Акимова. В апреле 2017 г. Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) одобрила изменения в договор о ЕЭС, которые позволяют Евразийскому межправительственному совету легализовать параллельный импорт отдельных товаров, но только если все члены союза на это согласятся. Этого пока не произошло, говорит представитель ЕЭК. Против выступает Белоруссия.

Если уж и разрешать параллельный импорт, то не групп товаров, а отдельных брендов, владелец которых ведет себя недобросовестно, говорит федеральный чиновник. Среди плюсов параллельного импорта – снижение цен, развитие неценовой конкуренции, перечисляла замруководителя Аналитического центра при правительстве Татьяна Радченко, но есть риски снижения стимулов инвестировать в развитие брендов и роста теневого сектора. По оценкам Аналитического центра, за 2014–2015 гг. в Россию было импортировано продукции под защищенными брендами на $64 млрд, экспортировано – на $3,2 млрд.

Иностранные инвесторы и их дистрибуторы решение не поддерживают. Себестоимость производства многих лекарств за рубежом значительно ниже, чем в России, говорит заместитель гендиректора Stada CIS Иван Глушков, поэтому параллельный импорт резко затормозит развитие фармацевтического производства в стране. Проект может повлиять на решение о выводе новых препаратов на рынок, предупреждает директор по корпоративным связям «Санофи» Юрий Мочалин. А выбор товаров правительством в ручном режиме будет сильно дезориентировать бизнес, в том числе тех, кто стремится инвестировать в Россию, предупреждает Поповичев.

Опасаются и автопроизводители – они, как правило, сами импортируют машины и компоненты для их выпуска, ремонта, говорит сотрудник одного из глобальных автоконцернов. Поставки запчастей обеспечивают значимую часть доходов и помогают переживать периоды падения спроса на автомобильном рынке. Сохранение запрета параллельного импорта продукции, которая локализована в России, вряд ли устроит бизнес, продолжает собеседник «Ведомостей»: в автомобилях всегда будет доля импорта, поскольку нет смысла организовывать в стране производство всех автокомпонентов.

Еще одна проблема – защита прав потребителей. Все медизделия регистрируются в Росздравнадзоре, не ясно, как параллельный импортер сможет убедиться в качестве оборудования, говорит сотрудник крупного производителя медизделий. Неофициальные дистрибуторы заинтересованы только в быстрой продаже, риски, связанные с браком и отсутствием сервисного обслуживания, лягут на покупателей, рассуждает сотрудник одной из торговых сетей. Может вырасти поток контрафакта, а выгоды для конечного покупателя лекарств не очевидны – всю разницу в цене заберут дистрибуторы, считает Мочалин. Параллельный импорт приведет к размыванию ответственности за низкокачественный товар, предупреждает сотрудник крупного производителя медизделий.

Легализация параллельного импорта выгодна российскому покупателю, заключает замдиректора Института анализа предприятий и рынков Высшей школы экономики Светлана Авдашева. Стимулы инвестировать в новое производство в России для международных правообладателей немного снизятся, говорит она, но те, кто хотел инвестировать в российские мощности, уже сделали это, к тому же российские производители, закупающие импортные комплектующие, смогут сократить затраты.

Самые интересные новости читайте в наших группах в Facebook и VKontakte, а также на канале Яндекс.Дзен.

И подписывайтесь на рассылку самых важных новостей.