0/5

Лента Новостей

19:05 Поставки яблок и груш из Китая в Россию выросли в 1,8 раза
18:40 Треть в АО «Ситилинк» перешла новому совладельцу
18:15 На Ставрополье создали торгово-логистический хаб с участием ведущих маркетплейсов
Как устроены строительные магазины в России: от классических форматов до инновационных решений
17:50 ИП Елены Блиновской ликвидировано
17:25 Т-Бизнес фиксирует рост оборотов предпринимателей в категории «товары для дома и ремонта»
17:00 Натали Эммануэль стала новым глобальным лицом Giorgio Armani
Ecom и ритейл осваиваются в Telegram? Топ инструментов для продвижения
16:35 Владелец Zenden отвергает любую возможность продажи товаров без маркировки
16:10 Как россияне относятся к сверхурочной работе - опрос SuperJob
15:45 По факту гибели сотрудницы Ozon на территории склада в Подмосковье возбуждено уголовное дело
Как Аэропорт Пулково обеспечил высокий уровень сервиса в сезонные пики за счет управления графиками сотрудников
15:20 Qiwi согласилась перенести срок платежа в сделке по продаже бизнеса в России
14:55 Эксперты РОМИР назвали реальную стоимость продовольственной корзины в сетях РФ
14:30 H&M закрывает сеть Monki
10 ошибок, которые селлеры допускают при работе с карточками товаров на маркетплейсах
14:05 Рост доли китайских автосалонов в России замедлился
13:40 28 ноября пройдет вебинар «Как на 30% снизить операционную нагрузку на сотрудников и в 2 раза ускорить цикл закупки»
13:15 Что россияне покупают ко Дню матери – исследование Wildberries и Russ
Какие вызовы стоят перед еком-директорами: Топ-5 задач
12:50 В России открылся первый магазин под брендом «КООП ОКОЛО» (ФОТО)
12:25 Ozon запустил первый фулфилмент-центр в Саратове
12:00 12 STOREEZ открыл самый большой флагманский магазин (ФОТО)
Кейс: как за месяц в 3 раза увеличить продажи бытовой химии на Wildberries
11:35 ВТБ назвал топ-3 мошеннических схем в «Черную пятницу»
11:10 Средний размер лимитов по кредитным картам в октябре составил 110 тыс. рублей
10:45 «Золотое Яблоко»: Больше половины россиян планируют поздравлять своих мам с Днем матери
Приложение Максидом: как перенести гипермаркет в телефон и увеличить продажи
10:20 Маркировку импортного алкоголя полностью перенесут на территорию РФ
09:55 Рестораторы Васильчуки вышли из фастфуд-проекта Гарика Харламова
09:30 На российском рынке игристых вин сменился лидер
Контент-маркетинг: как превращать интерес пользователей в лиды
20:45 Хакеры похитили данные 500 тыс. покупателей Auchan
20:25 «Яндекс» регистрирует права на плюшевые игрушки
20:00 EKONIKA и BOTROIS выпустили совместную капсулу (ФОТО)
Что такое «калифорнийский стиль», и чем он может быть полезен брендам в прохладной России
19:35 Стоимость конверсии в fashion-сегменте на поиске «Яндекса» упала на 44%
19:10 Love Republic откроет в Минске первый магазин в новом формате
10:00 Фоторепортаж: Fix Price в новом офисе
Все новости →

Сбербанк рассказал, на что россияне берут кредиты

Сбербанк рассказал, на что россияне берут кредиты
время публикации: 13:54  14 августа 2019 года
Сбербанк в проекте «СберДанные» (инициатива по обработке и анализу больших данных) исследовал рынок потребительского кредитования.
Так, были рассмотрены динамика зарплат, ставок, сроков и величины кредитов, рефинансирование, структура расходов и другие аспекты. Исследование провели в связи с быстрым ростом кредитования физических лиц за последние два года и обеспокоенности по поводу возможного созревания «пузыря» на этом рынке.

Данные Сбербанка, Банка России, Росстата и кредитных бюро не подтверждают опасения: рост кредитования носил объективный характер и пока не исчерпан.  

Мощным, но разовым фактором стал рост номинальных зарплат, особенно самых маленьких, в 2017-2018 годах. По данным Сбербанка, средняя зарплата клиентов, которые в 2017 году получали до 15 тысяч рублей, в 2018 году увеличилась на 42%. Результаты прочих категорий были более скромными: темп роста зарплат плавно снижается с 17% за год для работников, получавших в 2017 году в среднем 15-30 тысяч рублей, до всего 4% для сотрудников с зарплатой более 100 тысяч рублей.

Важным фактором стал рост МРОТ на 48% за тот же период. Также, по данным Сбербанка, средняя начисленная зарплата за 2018 год по сравнению с 2017 годом увеличилась на 12,1%.

За два года произошло снижение стоимости не только новых, но и многих уже выданных кредитов за счет их рефинансирования и снижения ставок самими банками. Это примерно на 20% увеличило потенциальный размер рынка. По оценке аналитиков банка, в 2018 году около 17% выданных ипотечных кредитов и 14% выданных потребительских кредитов были связаны с рефинансированием.

Выдачи нецелевых потребительских кредитов выросли за год на 24%. В целом же в России на необеспеченные потребкредиты приходится 69% неипотечного кредитования, на втором месте — кредитные карты (10% всего рынка кредитования физлиц). Именно они, полагают аналитики Сбербанка, вероятно, будут играть более важную роль, чем нецелевые потребительские кредиты.

Сбербанк также смог оценить и структуру их использования. Оказалось, это вовсе не расходы на то, чтобы «свести концы с концами», а совсем наоборот. Около половины явно связаны с ремонтами (22% «видимой» части расходов). Либо речь шла о покупке товаров длительного спроса (18% «видимых» расходов — электроника, бытовая техника, мебель, одежда). Далее следуют расходы на авто (не покупка машины, а скорее ремонты, запчасти и т.п.). На третьем месте — туризм и отдых (7%) и переводы (8%), за которыми отчасти может скрываться та же оплата труда рабочих-ремонтников.

Важный фактор уверенности в кредитоспособности заемщиков — высокий уровень досрочных погашений. Средний платеж по ипотеке в Сбербанке в 4 раза выше планового платежа, а по потребительским кредитам — в 2,3 раза. Пятнадцатилетний кредит в среднем гасят за 7 лет, трехлетние потребкредиты — за два года. Уровень досрочного погашения в последние два года в банке существенно вырос, что не подтверждает версию о закредитованности населения.

Аналитики банка не видят причины опасаться роста средней суммы кредита: она в основном растет за счет ухода с рынка самых мелких и дорогих кредитов под давлением ЦБ.

Однако меры Центробанка выдавили мелкие и дорогие кредиты из банковской системы в микрофинансовые организации (МФО). В этом не вполне прозрачном и слабо регулируемом секторе растет доля заемщиков с большим числом кредитов, процветает выдача кредитов заемщикам с просрочкой более 90 дней — 86% новых кредитов проблемным заемщикам выдают именно МФО.

Уже 5% всех заемщиков имеют кредиты МФО, но не имеют кредитов банков. Три года назад их было всего 1,5%, при этом число заемщиков банков, которые получили еще и кредит МФО, выросло до 7% против 3% в 2015 году.

В то же время все банковские метрики качества портфеля и оценки бюро кредитных историй, напротив, находятся на исторически высоких уровнях. Аналитики Сбербанка согласны, что осторожный подход к потребительскому кредитованию не повредит, но пока все тенденции находятся в пределах управляемости за счет традиционного риск-менеджмента.

Исследование «СберДанных» обращает внимание на первые признаки снижения прироста потребительского кредитования, который будет скромным — 8-10% в год. Однако ипотека неизбежно продолжит расти все последующие годы. И несмотря на все риски и вызовы, розничное кредитование на годы вперед остается магистральным направлением развития российской банковской системы.

Читайте также:  Почта Банк запускает программу продажи POS-кредитов в своих офисах   

***
Самые интересные новости читайте в наших группах в Facebook и VKontakte, а также на канале Яндекс.Дзен.

И подписывайтесь на рассылку самых важных новостей.