Мобильные приложения для шопинга в 2021 году: самые интересные запуски, лидеры и тренды
Доля мобильного трафика в Рунете продолжает стремительно расти. Последние данные аналитиков SlickJump указывают, что на мобильные устройства приходится около 81% от общего показателя. Таким образом на долю стационарных компьютеров и ноутбуков приходится 19% интернет-трафика, что является самим низким показателем с 2018 года.
«Мы все уходим в маленькие экраны, а доступность 24/7 становится новым стандартом», - заявил Борис Агатов, независимый эксперт по инновациям в ритейле в интервью для портала New Retail.
Основные функции мобильных приложений
Все функции мобильных приложений, которые важны для ритейла, решают четыре основных задачи, считает Наби Ибатулин, руководитель направления мобильной разработки Neti.
- Повышают продажи
- Организовывают прямую коммуникацию с покупателем
- Организовывают работу внутри розничной компании
- Повышают лояльность клиентов к ритейлеру
Мобильные приложения - лидеры 2021
Согласно рейтингу шопинг-приложений, который составила платформа App Annie, на конец октября 2021 года безусловными лидерами отрасли стали ритейл-гиганты Wildberries, Авито, OZON и AliExpress Россия.
Так приложение Авито возглавило сразу три рейтинга, опередив конкурентов по следующим показателям: количество активных пользователей в месяц (monthly active users), за октябрь 2021; общее количество сессий пользователей, а также время, проводимое пользователями в приложении. Сервис уступает лишь в рейтинге по количеству загрузок - здесь приложение Авито заняло четвёртое место.
В тройку лидеров приложений по количеству загрузок вошли AliExpress Россия, Wildberries и OZON.
Приложения Wildberries, Авито и OZON присутствуют в топ-5 во всех представленных App Annie рейтингах.
Рассмотрим главные изменения, которые произошли у лидеров рынка мобильной коммерции в 2021 году.
AliExpress Россия
В октябре 2019 года Мегафон, Mail.ru Group, Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и Alibaba Group завершили сделку по созданию совместного предприятия в сфере электронной социальной коммерции в России и СНГ – AliExpress Россия. В рамках локализации платформы, весной 2021 года команда AliExpress Россия запустила собственное приложение для iOS и Android, созданное для пользователей из России и стран СНГ.
И уже в 2021 году мобильное приложение китайского гиганта e-commerce добивается невероятных успехов: ежемесячная активная аудитория маркетплейса достигла 35 миллионов уникальных пользователей. Об этом свидетельствуют данные AliExpress Россия. Количество активных покупателей за последние 12 месяцев превысило 28.7 млн человек.
Весной AliExpress Россия открывает новую категорию с аптечным ассортиментом, представленным сервисом «Все Аптеки» по модели click and collect. Благодаря этому шагу ассортимент маркетплейса пополнился более чем 15 тысячами популярных товаров от крупнейших аптечных сетей.
Также важной вехой в истории приложения стал запуск программы лояльности с накоплением баллов в августе 2021 года.
«Программа лояльности с кэшбэком позволяет нашим покупателям приобретать товары еще выгоднее: чем больше покупатель приобретает товаров, тем больше баллов он копит, а уже в дальнейшем экономит на покупках», — отметил руководитель программы лояльности AliExpress Россия Виль Габдуллин.
Осенью важной датой стала глобальная распродажа на День холостяка 11.11. Продажи товаров на платформе AliExpress Россия 11 и 12 ноября, а также несколько дней разогрева перед распродажей составили 33,3 млрд рублей. Оборот локального бизнеса превысил 13,4 млрд рублей – по сравнению с прошлым годом этот показатель вырос на 136%.
В этом году результаты 11.11 превзошли все предыдущие годы работы AliExpress в России, отметили эксперты.
За 2021 год платформа успела выстроить множество партнерских отношений, среди них:
Немецкий онлайн-магазин одежды, обуви, аксессуаров и товаров для дома, основной проект в сфере ритейла Otto Group Russia – bonprix открыл собственный магазин на AliExpress.
Компания AliExpress Россия запустила партнёрскую программу с мобильным приложением «Город» – бонусной программой для держателей транспортной карты «Тройка».
Tele2 и компания AliExpress Россия запустили дистрибуцию SIM-карт для жителей столичного региона.
Сервис «Мобильный ID» стал доступен клиентам AliExpress Россия.
Розничная сеть «Лента» интегрировала собственный сервис доставки «Лента Онлайн» в раздел «Есть!» мобильного приложения AliExpress Россия.
У маркетплейся большие планы на будущее: в 2022 году «AliExpress Россия» может выйти на IPO.
«В 2019 году мы сказали, что IPO этих активов может быть одним из сценариев развития на горизонте 3-5 лет. Соответственно, чисто теоретически, если ничего не изменится, результаты будут достойными и рынок будет готов к такого рода размещениям, совет директоров поддержит такое стратегическое видение менеджмента, то можно сказать, что что-то можно увидеть уже в следующем году», – отметила директор по связям с инвесторами Mail.ru Group Татьяна Волочкович.
Wildberries
Международный интернет-магазин Wildberries нарастил продажи через мобильные приложения на 121% год к году, до 178 млрд рублей, а рост в штуках составил 134%. При этом количество заказов через мобильные приложения Wildberries взлетело на 164%, до 273 млн в первой половине 2021 года.
«Россияне все больше времени проводят со смартфонами, поэтому растет популярность и покупок через мобильные приложения. Учитывающие этот тренд предприниматели могут показывать более успешные продажи», – прокомментировали в пресс-службе Wildberries.
Всего же в первом полугодии число заказов через мобильные приложения Wildberries выросло на 164% год к году, до 273 млн.
В конце мая 2021 года покупателям Wildberries стали доступны покупки в кредит и рассрочку. Оформить заём можно онлайн на сайте и в мобильном приложении.
В ноябре 2021 года Wildberries реализовал возможность бронирования алкогольной продукции на сайте интернет-магазина, в ближайшее время эта категория появится и в мобильном приложении. В настоящий момент на Wildberries доступны к бронированию около 900 наименований алкогольных товаров.
Глобальные распродажи в этот раз состоялись на платформе не только в ноябре (Чёрная пятница, День холостяка), но и весной. Так масштабная акция «BLACK WEEK- весенняя чёрная неделя!» прошла на маркетплейсе в период с 14 мая по 24 мая включительно.
Итоги ноябрьской Чёрной пятницы превзошли все ожидания, так общая сумма заказов на Wildberries c 22 по 28 ноября превысила 43 млрд рублей, это в 2,6 раза больше, чем в аналогичный период 2020 года. Число заказов взлетело в 2,7 раза год к году.
Wildberries активно покоряет зарубежные рынки. В 2019-2020 годах онлайн-ритейлер запустил продажи в четырех новых странах: Польше, Словакии, Украине и Израиле и т.д.. В 2021 количество стран стремительно возросло.
Так в январе было объявлено о старте работы на одном из крупнейших рынков Европы - немецком. Германия стала десятой страной присутствия компании.
В феврале ритейлер вышел на рынки сразу трех стран ЕС – Франции, Италии и Испании.
В апреле старт продаж был объявлен в США. В июле интернет-магазин заработал в Молдавии, в сентябре в Латвии, Литве и Эстонии.
На рынок Турции Wildberries вышел в начале декабря, а буквально недавно - 17 декабря было объявлено о сотрудничестве с Великобританией.
Авито
Авито, интернет-сайт для размещения объявлений о товарах и услугах от частных лиц и компаний, занимает второе место в мире и первое в России среди онлайн-классифайдов.
Сервис сквозной аналитики Similar Web опубликовал рейтинг наиболее посещаемых сайтов объявлений по итогам ноября 2021 года. Авито занял самую верхнюю строчку, впервые сместив с этой позиции американский Craigslist. По данным аналитической системы, общее число посещений сайта в ноябре составило 279,6 млн.
В апреле Авито рассказала о масштабных изменениях в кадровой структуре. Так на вновь созданную позицию заместителя генерального директора Авито назначен Иван Гуз, на протяжении трех лет возглавлявший направление Авито Авто.
Пост управляющего директора Авито Авто занял Кирилл Вотяков, с декабря 2018 года руководивший направлением «Легковые автомобили» в Авито Авто.
В августе стало известно о назначение Георгия Акопяна на пост директора направления Авито Услуги. Ранее Г. Акопян занимал должность операционного директора «Ситимобил».
Важной новостью для платформы стал запуск в феврале тестовой версии транзакционной модели и функционала, характерных для современных онлайн-магазинов и маркетплейсов. Это стало необходимо для того, чтобы производители и продавцы товаров торговали непосредственно на сайте и в приложении.
В октябре Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС) отказала Авито в покупке Циана. Служба сочла, что слияние компаний может привести к ограничению конкуренции на рынке.
Сегодня платформу Авито используют 48% компаний малого и среднего бизнеса в стране, именно поэтому компания в ноябре приняла решение о запуске школы предпринимателей. Экспертами Бизнес-школы Авито стали ведущие специалисты компании, а также представители успешного бизнеса из крупных и средних российских компаний.
Ozon
Весной 2021 года стало известно, что крупнейшая российская онлайн-площадка Ozon начинает работать по модели интернет-витрины. У продавцов появилась возможность доставлять заказы собственными силами или используя сторонних логистических партнеров.
Также в марте на площадке появился раздел Ozon Услуги, который объединяет предложения проверенных поставщиков услуг в различных категориях.
В апреле маркетплейс отметил 23 года успешной работы. В честь этого события Ozon запустил федеральный конкурс для предпринимателей «День рождения бизнеса». Призовой фонд составил 3 миллиона рублей.
В мае компания приобрела статус микрофинансовой организации и смогла начать вести свою деятельность, в том числе выдавать займы. Банк России внес в государственный реестр микрофинансовых организаций сведения об ООО МКК «Озон Кредит».
В конце мая Ozon завершила сделку по приобретению Оней-банка у Совкомбанка. Сумма сделки составила около 615 млн рублей.
Ряд изменений маркетплейс приготовил для своих продавцов. Так в сентябре Ozon начал сотрудничество с самозанятыми предпринимателями – они получили возможность продавать на площадке широкий спектр товаров собственного производства.
Продавцы Ozon смогли закупать рекламу для продвижения своих товаров у лидирующих рекламных сетей прямо в кабинете на Ozon. А с 15 июня маркетплейс открыл premium-программу для ответственных продавцов: их товары станут заметнее для всех и выгоднее для клиентов с Ozon Premium.
Также Ozon первым среди российских маркетплейсов представил сервис совместных покупок. Он позволяет продавцам торговать большими партиями товаров — от 10 единиц.
В июне сервис быстрой доставки Ozon Express начал продавать продукты под собственной торговой маркой. Первыми на витрине сервиса появились несколько сортов кофе. Однако уже в октябре Ozon Express начал выпускать готовую еду с доставкой за час. До конца года ассортимент кулинарии составит порядка 30 разных позиций.
В этом году Ozon планировал запустить собственную доску объявлений. Об открытии нового направления стало известно из вакансий маркетплейса. Собственная classified-площадка «позволит объединить весь пользовательский опыт в рамках одной платформы: новые товары, подержанные товары, отзывы и рекомендации».
Отличные результаты маркетплейс продемонстрировал в день глобальной распродажи 11.11. Оборот Ozon в этот день составил 6,1 млрд рублей – это почти в 5 раз больше, чем годом ранее.
В октябре стало известно о регистрации нового юридического лица - «Озон алко». Через него Ozon планирует получить лицензию на продажу алкоголя. Соответствующая информация есть в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Важная новость года - Ozon первым из российских маркетплейсов начал размещать в карточках товаров информацию о сертификатах и декларациях соответствия, подтверждающих безопасность товаров. Проект Ozon c Росаккредитацией начался с категории товаров для красоты.
По уровню рыночной капитализации Ozon Holdings стал крупнейшим российским ритейлером, ценные бумаги которого торгуются на российском фондовом рынке, обогнав X5 Retail Group, капитализация которого составляет порядка $10 млрд.
В планах у интернет-гиганта к 2025 году увеличить оборот в 12 раз, до 2,5 трлн рублей.
Что касается финансовых результатов по маркетплейсу Ozon, то во втором квартале 2021 года его рост GMV составил более 150% год-к-году, в результате чего доля маркетплейса (3P) от общего GMV достигла 62,1% по сравнению с 47,4% во втором квартале 2020 года.
Стремительное расширение маркетплейса обусловлено увеличением базы продавцов более чем вдвое с начала года, а также ростом количества активных покупателей на 80% год-к-году.
Так какие изменения ждут мобильную коммерцию в 2022 году? По мнению аналитиков App Annie, в 2022 году мобильная коммерция станет самой значимой частью рынка приложений и вновь вырастет больше чем на треть.
Ксения Костенко,
NEW RETAIL
***
Самые интересные новости читайте в наших группах в Facebook и VKontakte, а также на канале Яндекс.Дзен.
Больше новостей и возможность поделиться своим мнением в комментариях на нашем канале в Telegram.
И подписывайтесь на итоговую рассылку самых важных новостей.
New Retail
Последние новости
Самое популярное
- Эксперты озвучили тренды в ритейле на 2024-2025 годы
- Лояльность — золото e-com: как персонализация и дополнительные услуги влияют на ...
- Как выбрать PIM-систему
- Как выстроить партнерскую систему отношений в логистике ритейла
- Как сделать физический продукт с нуля в 2024 году, если есть только идея (опыт с...