Динамика вызвана ростом цен на бумагу и сокращением рекламных доходов, объясняют эксперты.
В 2018 году российская пресса подорожала в рознице в среднем на 19,8%, следует из предварительных расчетов союза издателей ГИПП. Это значительно выше уровня государственной инфляции, который, по данным Росстата, составил 4,2%, указывают в союзе. В предыдущие годы рост цен на печатные СМИ был ниже: например, в 2017 году пресса подорожала на 6,8%, а в 2016-м — на 6,7%.
Сильнее всего, на 40%, в 2018 году подорожали садоводческие и эзотерические издания. В ГИПП объясняют такую динамику изначально низким ценовым сегментом этих СМИ и ростом цен на бумагу, на которой они печатаются. На 30% выросли цены на кроссворды, кулинарные и молодежные издания, а также издания для родителей. Последние две категории в основном выпускаются небольшими тиражами, и «только значительное повышение цены позволило бы сделать их выпуск рентабельным», считают в ГИПП.
Компьютерные издания, журналы об интерьере, архитектуре и о хобби подорожали на 22–26%. Издатели женских журналов и таблоидов увеличили цены на 20%, а стоимость новостных газет выросла в среднем на 11–17%, в зависимости от специализации. Розничные цены религиозных изданий выросли меньше всего — на 0,5%. Наконец, практически не изменились и цены на коллекционные и исторические журналы: они подорожали на 1,2% и 3,5% соответственно.
Вице-президент по распространению изданий ГИПП Александр Оськин напоминает, что в 2018 году производители трижды поднимали цену на газетную бумагу. Как в ноябре сообщалось, издатели жаловались президенту РФ Владимиру Путину, что полиграфическая бумага подорожала на 15% за год и на 50% — с 2014 года. Затраты на выпуск печатных изданий выросли, подтверждает гендиректор издательского дома «Аргументы и факты» Руслан Новиков: только за 2018 год расходы на печать одного экземпляра увеличились минимум на 10–15% в зависимости от региона.