0/5

Лента Новостей

10:00 Машиночитаемые доверенности в одном окне: как организовать ЭДО по новым правилам
10:00 Покупательские привычки: как мы покупаем и как нам продают
10:00 От минимализма до психоделического котика: разбираем 10 трендов веб-дизайна весны 2024
Гид по Russian Retail Show и Выставке Retail TECH 2024: спланируйте участие с максимальной пользой!
10:00 «В1» от Магнита планирует завоевать рынок в 2024-ом: возможно ли это?
10:00 Аналитика баннеров: что важно знать о стратегиях продвижения на маркетплейсах
10:00 Кейс сети «ВинЛаб»: как быстро масштабировать торговую сеть
Кейс: Теряли деньги в несезон из-за текучки продавцов, а потом внедрили корпоративное обучение и увеличили продажи
10:00 Модный AI: как AI-технологии помогают фэшн-индустрии и фэшн-ритейлу
10:00 С чем сталкивается современный рынок труда или как «хантить зумеров»
10:00 Задача – нарастить продажи строительного оборудования: как крупная торговая компания решила ее с помощью мотивационной платформы
Как искусственный интеллект помогает проводить проверки по чек-листам
10:00 Продажи на российских маркетплейсах: тренды и бренды-лидеры в основных категориях
10:00 Новый взгляд на отходы: как ритейлеры работают с фудшерингом?
10:00 Teams уходит — Толк приходит. Выбираем сервис для общения с поставщиками и производителями
Доверие и безопасность: как продавать люксовые бренды на Авито Премиум
10:00 Предоплата растет, а выкуп падает: итоги 1 квартала в e-commerce
15:50 «Азбука вкуса» открыла первый магазин с шоколадным бутиком внутри
15:25 Российский бренд растительных масел ALTARIA вышел на рынок Южной Кореи
Рынок ювелирной розницы России вырос на 32,8%
10:00 Нишевые маркетплейсы в центре внимания: ТОП-ниши для запуска
14:30 Объем выдачи автокредитов в первом квартале увеличился в два раза
14:05 X5 Group регистрирует новый торговый знак
12 STOREEZ открыл первый магазин в Узбекистане
10:00 Реклама без бюджета: 3 креативных тренда, которые стоит попробовать в 2024 году
13:15 «Самокат» запустился сразу в трех новых городах России
12:50 Известная фитнес-тренер и блогер стала амбассадором «Спортмастера»
Fix Price нарастила выручку за первый квартал на 8,8%
10:00 Угон товарных знаков: как знакомые персонажи могут превратить вашу прибыль в убытки
12:00 Soft skills кандидатов оказались важнее знаний и опыта работы для 70% работодателей — исследование
11:35 Х5 Group приобрела производство готовой еды в Ленинградской области
Продажи «Ленты» в первом квартале выросли на 62,1%
10:00 Что ждать селлеру от фулфилмента в 2024 году?
10:40 В России предлагается запретить продажу алкоголя в дни майских праздников
10:15 Леонид Гольдорт нашел покупателя на свою долю в бизнесе СДЭК
X5 Group запустила в Самарской области крупный распределительный центр
10:00 Как франчайзеры теряют деньги: самые частые причины
10:00 Какими качествами должны обладать идеальные менеджеры и РОПы
10:00 Как ритейлу выбрать CDP-платформу
5 правил проведения воркшопа для разработки новой стратегии бизнеса. Опыт RNT Group и «Ситилинк»
10:00 В театр в трениках: как объектам торговой недвижимости заработать на моде на спорт?
10:00 Торговля густонаселённых городов, или как развить продовольственный хаб до небывалых высот
10:00 Новые бизнес модели и ритейл форматы на UPGRADE Retail Весна
Все новости →

Власти рассмотрят снижение комиссии при оплате картой в магазинах

Власти рассмотрят снижение комиссии при оплате картой в магазинах
время публикации: 10:20  07 декабря 2018 года
Объем безналичных оплат растет, но чрезмерно высокие комиссии этому процессу мешают, говорит бизнес.
До 1 февраля Банк России, Минфин, Федеральная антимонопольная служба и бизнес должны представить в правительство предложения о снижении размера комиссионного вознаграждения при покупках банковскими картами в магазинах, рассказал РБК Сергей Беляков, председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ; члены ассоциации — «Магнит», «М.Видео-Эльдорадо», X5 Retail Group, «Снежная королева», «Лента» и другие крупнейшие ритейлеры). Соответствующее поручение ведомства получили по итогам совещания вице-премьера Дмитрия Козака с представителями российского розничного бизнеса, которое состоялось на прошлой неделе, подтвердил РБК представитель замглавы правительства Илья Джус. «Покупатели не должны переплачивать за свое право использовать удобные и современные средства оплаты», — пояснил он позицию вице-премьера.

Проблему высоких ставок банковского обслуживания при безналичных платежах и их неравномерности для разных сегментов торговли ретейлеры обсуждают не первый год. Еще в 2016 году бизнес (Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники, «ОПОРА России», АКОРТ, Ассоциация компаний интернет-торговли) обратился в ФАС «в связи с обстоятельствами, которые свидетельствуют о наличии признаков нарушения» в действиях международных платежных систем Visa и MasterCard. Как указывали обратившиеся, высокая стоимость работы с транзакциями является одним из главных факторов, сдерживающих развитие безналичных платежей. Кроме того, ассоциации обращали внимание регулятора на разницу в ставках межбанковской комиссии для разных торговых категорий: продовольственные товары — 1,3%, бензин — 1,2%, оплата услуг турагентства — 1%, реализация непродовольственных товаров — 1,6%. Но ФАС по итогам проверки нарушений в работе платежных систем не нашла.

«То, что этот вопрос вновь поднимается на уровне вице-премьера, означает, что проблема все же существует, несмотря на позицию ФАС», — отмечает представитель РАТЭК Антон Гуськов. По его словам, разница в размере комиссии по-прежнему остается «абсолютно необъяснимой»: для одного и того же товара, проданного разными магазинами, она может различаться кратно. «В специализированной электронной рознице доля безналичного расчета уже в районе 50% и продолжает увеличиваться, — отмечает Гуськов. — Если удастся снизить размер комиссии, безусловно, ретейлеры смогут сократить издержи и эффективнее сдерживать рост цен».

Безналичная оплата с каждым годом становится все более привычной формой расчетов у россиян, следует из данных MasterIndex, ежегодного исследования MasterCard: если в 2009 году наличностью при расчетах пользовалось 84% респондентов, то по итогам 2017-го таких было только 23%. Самый высокий процент респондентов, которые предпочитают только безналичную оплату, проживает в Северо-Западном округе (34%). Жители Дальневосточного округа чаще других россиян используют банковские карты в супермаркетах (87% респондентов). Больше, чем в других регионах рассчитываться традиционно — наличностью — предпочитают в Уральском округе (38%). Наибольшая доля имеющих карту — среди молодых людей от 25 до 34 лет (91%), а также среди людей с высшим образованием (90%), следует из данных опроса Аналитического центра НАФИ. В России карты одинаково распространены почти во всех типах населенных пунктов (уровень проникновения — 78–86%).

Данный вопрос неоднократно обсуждался с ВТБ на разных площадках, говорит вице-президент, директор департамента эквайринга ВТБ Алексей Киричек. «ВТБ готов снижать комиссию при покупках банковскими картами в магазинах, если для этого сложились благоприятные условия», — отметил он.

Торговая уступка, или комиссионное вознаграждение, которую торговая сеть платит банку-эквайеру, рассчитывается от установленной рынком interchange — комиссии, которую с банков берет платежная система, чтобы перечислить деньги от банка-эквайера банку-получателю, объясняет председатель правления Национального платежного совета Алма Обаева. Например, у международных платежных систем interchange в России обычно 1,5%, тогда торговая уступка возрастает до 2% и более. «Это очень высокие комиссии для оплаты — Европа и Америка отрегулировали эти тарифы, interchange по дебетовым картам у них 0,2%, по кредитным — 0,3%», — отмечает она.

Это своевременное предложение со стороны правительства, так как цена на товар в магазинах складывается с учетом торговой уступки, а значит, берется из нашего кармана — при снижении комиссионного вознаграждения торговые сети могут снизить цену на товар, говорит Обаева. «Если смотреть на развитые страны, то они в итоге пришли к регулированию тарифов при всей демократии, так как поняли, что с этим невозможно бороться рыночными методами», — отмечает эксперт. По ее мнению, если не снижать комиссии, то розница будет активнее переходить на наличные деньги или на переводы p2p.

Транзакционные комиссии платежных систем исчисляются в иностранной валюте и не менялись десятилетиями — эти комиссии оказывают существенное давление в первую очередь на продуктовую розницу, где средний чек покупки при безналичной оплате приблизился к размеру среднего чека при наличном расчете, говорит руководитель по развитию эквайринга Альфа-банка Денис Хренов. При этом за каждую транзакцию платежные системы в большинстве случаев берут плату и с банка-эмитента, и с банка-эквайера: снижение указанных комиссий может существенно повлиять на рынок, считает эксперт.

«А вот давление на комиссии, возмещаемые эмитентам, очевидно, приведет к сворачиванию программ лояльности для держателей карт, что может повлиять в среднесрочной перспективе на охлаждение рынка безналичных платежей, сыграв таким образом против самих ретейлеров», — уверен Хренов. Большинство экспертов платежного рынка считают, что уменьшение эквайринговых комиссий с большой вероятностью приведет не к снижению цены «товара на полке», а к росту доходов ретейлеров, одновременно уменьшив поддержку покупателей, резюмирует Хренов.

При этом глава Национальной системы платежных карт Владимир Комлев отмечал ранее, что регулировать тарифы на платежном рынке нельзя. «Конкуренция очень высокая, поэтому изменение ставки interchange очень быстро будет транслироваться банком-эквайрером в рамках борьбы за клиента на торгово-сервисное предприятие, в результате чего те или иные сегменты начнут получать правильную ставку торговой уступки от своих банков. Здесь работает рынок, здесь нельзя заниматься регулированием», — считает он.

Поручение Козака в Минфин России пока не поступало, рассказали в пресс-службе министерства. В ФАС, ЦБ, MasterCard и Visa не ответили на запрос РБК на момент публикации.

Самые интересные новости читайте в наших группах в Facebook и VKontakte, а также на канале Яндекс.Дзен.

И подписывайтесь на рассылку самых важных новостей.