0/5

Лента Новостей

17:50 Авито назвал среднюю сумму расходов россиян на новогодние украшения
17:25 В РФ цены на легковые автомобили за пять лет выросли в два раза
17:00 Эксперты прогнозируют замедление ввода новых торговых центров в 2026 году
От сторонних площадок к собственной онлайн-экосистеме: как бренд «Родина» изменил еком-стратегию
16:30 «Перекрёсток» испытывает технологию охлаждения без фреона
16:05 «Яндекс» подал в суд на зарубежные компании из-за бренда Go
15:40 В РФ хотят ввести возрастное ограничение на торговлю табаком и алкоголем
История семейной пекарни или «вкус детства»: как создавать продающий сторителинг
15:15 Владелец «Ресейл Маркета» за 11 месяцев нарастил выручку в 3,6 раза
14:50 Бутерброд с красной икрой за год стал дороже на 13%
14:25 Москвичи стали чаще закупать продукты оптом впрок
Обзор основных ошибок при строительстве объектов Light Industrial: как избежать фатальных просчетов
14:00 «Группа Лента» тестирует подтверждение возраста покупателей с помощью МАХ
13:35 Москва возглавила список российских городов по доле заведений с ранними завтраками
13:10 Аудитория приложений продуктовых ритейлеров в 2025 году выросла на четверть – исследование
Год новых форматов и знаковых локаций: главные открытия российского ритейла в 2025 году
12:45 Минпромторг: доля отечественных детских товаров составляет 35%
12:20 «Магнит» и Т-Банк запустили пилот по онлайн-продаже энергетиков с подтверждением возраста по биометрии
11:55 «М.Видео» назвал самые популярные планшеты осени
Как снизить затраты на документооборот с торговыми сетями на 82% c Saby EDI: опыт крупного хлебокомбината
11:30 На месте бывшего СИЗО «Кресты» в Санкт-Петербурге появится гастрономическая улица (ФОТО)
11:05 Сформирован состав рабочей группы по платформенной экономике
10:45 Продажи METRO в России выросли на 6,7%
«Я уникальный, я другой!»: как бренду найти точки дифференциации в ритейле
10:15 Каждый четвертый россиянин откажется от карт маркетплейсов при отмене скидок
09:50 Роскомнадзор заблокировал Snapchat
09:25 Рынок готовой еды в России с начала года вырос на треть
Скрытые издержки СТМ: почему дешевый производитель обходится бизнесу дороже?
20:40 Глава Вайлдберриз Банка: «На Wildberries никакой дискриминации по платежному средству нет»
20:15 Сеть магазинов Incity признали банкротом
19:50 Nike объявил об изменениях в структуре ТОП-менеджмента
Дайджест е-com: самые важные обновления для работы на маркетплейсах в ноябре
19:25 Pantone объявил главный цвет 2026 года
19:00 Импорт новых легковых автомобилей ноябре достиг пиковых значений
18:35 Посещаемость торговых центров во время распродаж снизилась на 4%
Как не уйти с маркетплейса в первый месяц: считаем юнит-экономику правильно
18:10 Розничная торговля в октябре показала наивысший рост товарооборота
17:45 Роскомнадзор усиливает борьбу с VPN
10:00 Тихий враг конверсии: как негативные отзывы воруют до 40% продаж в ритейле
Все новости →

Владелец «Седьмого континента» вышел из розничного бизнеса

время публикации: 08:41  28 июля 2017 года
Источник: РБК
Александр Занадворов, владелец сетей «Седьмой континент» и «Наш», выходит из розничного бизнеса. Права аренды магазинов получат X5 Retail Group, «Азбука вкуса» и «Лента», бренд — холдинг «Сладкая жизнь»
​Александр Занадворов, владелец сетей супермаркетов «Седьмой континент» и гипермаркетов «Наш», полностью выходит из розничного бизнеса. Об этом РБК рассказал источник на розничном рынке. «Сделка по выходу из бизнеса будет оформлена как продажа прав аренды всех магазинов и бренда «Седьмой континент», — продолжает собеседник РБК. — При этом сами помещения как супермаркетов, так и гипермаркетов остаются в собственности структур Занадворова».

Сейчас «Седьмой континент» насчитывает 120 магазинов в Москве. Почти половина из них — 50 точек формата «магазин у дома» (площадь 300–500 кв. м) — планируется передать X5 Retail Group под принадлежащий ей бренд «Пятерочка», еще 18 гастрономов в «знаковых местах центра Москвы» (включая супермаркеты на Большой Лубянке, Манежной площади и улице Серафимовича) достанутся «Азбуке вкуса». Все 14 гипермаркетов «Наш» арендует сеть «Лента».

Сам бренд «Седьмой континент» вместе с правами аренды еще 37 супермаркетов, а также розничные остатки товара получит холдинг «Сладкая жизнь» (дистрибьютор и франчайзи Spar, Eurospar и Spar Express).​ Это давний партнер «Седьмого континента». В сентябре 2016 года холдинг и сеть Занадворова объединили логистику, а основатель «Сладкой жизни» Альберт Гусев вошел в совет директоров «Седьмого континента».

Оставшиеся 15 супермаркетов «Седьмого континента» сданы по отдельности под «Магнит», «Атак», «Дикси» и другие магазины.

Александр Занадворов, Альберт Гусев и представитель «Азбуки вкуса» подтвердили РБК схему сделки​. «Компания рассматривает предложение об аренде части помещений, которые в настоящее время занимают магазины «Седьмой Континент», под «Пятерочку» или «Перекресток», — подтвердил РБК представитель X5 Retail Group. В «Ленте» не ответили на запрос РБК на момент публикации.

Рантье, а не продавец

Сдача площадей магазинов в аренду повысит позиции Занадворова в рейтинге российских рантье. По итогам 2016 года он занял 14-е место в списке крупнейших российских владельцев коммерческих площадей по версии Forbes. Ежегодный совокупный доход бизнесмена от аренды издание оценило в $180 млн.

Как рассказал РБК источник, близкий к сделке, все супермаркеты сданы в среднем на десять лет, «Лента» получила гипермаркеты на 15 лет. Общая площадь сданных помещений составляет около 370 тыс. кв. м. По словам собеседника РБК, супермаркеты сдавались на условиях ставки 9–10% от оборота магазина, гипермаркеты — 3,5–5%. Сам Занадворов не стал комментировать цифры по различным форматам, лишь отметил, что «средняя ставка по всем сданным объектам составила примерно 8%».

Исходя из отчетности «Ленты» за первый квартал 2017 года, средняя выручка одного гипермаркета может составлять около 1,5 млрд руб. в год. Таким образом, совокупный годовой платеж за аренду всех 14 гипермаркетов при ставке 3,5–5% может находиться в пределах 0,743–1,062 млрд руб. По оценке INFOLine, годовая выручка без НДС одной столичной «Пятерочки» составляет около 170 млн руб., «Азбуки вкуса» — 580 млн руб., «Седьмого континента» — 370 млн руб., «стандартного» сетевого супермаркета — около 400 млн руб. Таким образом, за супермаркеты Занадворов может получить с новых арендаторов при ставке 9–10% 3,51–3,9 млрд руб. в год.

По словам источника РБК на розничном рынке, доход Занадворова от аренды прежних «Седьмых континентов» может быть и больше. По информации собеседника, средний оборот на сданных площадях (из 370 тыс. кв. м примерно 185 тыс. кв. м — торговые) составляет 300–500 тыс. руб. с 1 кв. м в год (без НДС). Тогда при средней ставке 8% аренда может приносить бизнесмену в год до 7,4 млрд руб. ​

Вся недвижимость, принадлежащая Александру Занадворову, сейчас сконцентрирована в трех подконтрольных ему компаниях — ООО «МКапитал» (недвижимость супермаркетов «Седьмого континента»), ООО «Манежная площадь» (ТЦ «Охотный ряд») и ООО «Объединенные торговые центры регионов» (ОТЦР). Общая площадь всей принадлежащей бизнесмену недвижимости составляет около 1 млн кв. м, рассказал РБК источник, близкий к Занадворову. У «Манежной площади» — 70 тыс. кв. м, «МКапитала» — 510 тыс. кв. м и ОТЦР — 420 тыс. кв. м.

Последняя компания была создана относительно недавно, в сентябре 2016 года, следует из данных «СПАРК-Интерфакса». Занадворов стал ее единственным владельцем в декабре прошлого года. В конце июня 2017 года в числе акционеров появилась «дочка» Сбербанка — «Сбербанк Инвестиции». Согласно сайту ОТЦР, цель компании — ​приобретение в собственность и управление недвижимым имуществом в регионах России. Речь идет о гипермаркетах «Наш», торговых центрах в Ростове, Ярославле, Орле и Нижнем Новгороде, офисном центре на Боровском шоссе, а также нескольких гипермаркетах в Обнинске, Челябинске и Рязани. Эти торговые центры принадлежали ранее группе компаний «Ташир». Представитель пресс-службы группы Зара Аджемян подтвердила информацию об их продаже, воздержавшись от дальнейших комментариев.

Как пояснил источник, близкий к Александру Занадворову, вся недвижимость, принадлежащая бизнесмену, находится в залоге у Сбербанка и его структур. Общая сумма долговой нагрузки на три компании — порядка 70 млрд руб. «Последний кредит на 20 млрд руб. сроком на пять лет был выдан ОТЦР по схеме мезонинного финансирования, — поясняет источник РБК участие структур Сбербанка в капитале. — При продаже этой недвижимости Сбербанк получит 25%, Занадворов — 75% от суммы сделки».

Представитель пресс-службы Сбербанка отметил, что «эта информация относится к коммерческим отношениям банка и клиента», которые банк не комментирует.

Выход с континента

​«Седьмой континент» был основан в 1994 году Владимиром Груздевым. Занадворов стал совладельцем сети в 2002 году. В 2004 году «Седьмой континент» вышел на IPO и привлек в ходе размещения свыше $80 млн. Через три года Занадворов увеличил свою долю до 75%, а в 2010 году выкупил у фонда семьи Груздева еще 21,3% компании. После этого «Седьмой континент» провел делистинг и стал частной компанией, на 100% принадлежащей Занадворову.

Как рассказывали РБК участники розничного рынка, после выхода Груздева из состава акционеров Занадворов неоднократно пытался продать «Седьмой континент» как полноценный проект, но покупателей так и не нашлось. «Магазины сети слишком разноформатные, и единым «лотом» продать их было очень сложно», — поясняют собеседники.

В 2013 году компания договорилась с X5 Retail Group о продаже аренды 130 магазинов на 15 лет, сделка оценивалась в $3 млрд. Однако Занадворов отказался от нее, после того как получил кредит Сбербанка на 44 млрд руб. «Я посчитал, что рациональнее будет вернуться к вопросу продажи операционного бизнеса через четыре-пять лет», — заявлял тогда Занадворов.

Но выход из розничного бизнеса Занадворов начал в итоге раньше, в 2016 году. В августе 2016-го в «Седьмой континент» пришел новый гендиректор Анатолий Подлесов, задачей которого было в том числе оптимизировать бизнес и сократить сеть с 156 магазинов до 120 за счет неэффективных точек, преимущественно в регионах. «Концентрация бизнеса в одном регионе позволит компании сэкономить на логистических издержках и сфокусировать внимание на оптимизации работы сети, которая началась летом этого года», — пояснял тогда Подлесов. В декабре прошлого года группа «Дикси» (развивает одноименный дискаунтер, а также супермаркеты «Виктория» и гипермаркеты «Мегамарт») выкупила у Занадворова часть недвижимости «Седьмого континента» в Калининграде.